Ссылки для упрощенного доступа

МХАТ Второй: судьба театра и тех, кто ему служил


Фрагмент обложки книги "МХАТ второй"
Фрагмент обложки книги "МХАТ второй"
В издательстве МХТ имени Чехова вышла книга "МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии". МХАТ Второй возник в 1924 году. Поначалу – цитирую: "представлял собой "Собрание верующих в систему Станиславского", но после революции направление работы изменилось, приблизившись к острой экспрессии, трагической эксцентрике, яркой театральности".

Главные имена: Евгений Вахтангов и Михаил Чехов – гениальный актер, до 1928-го года – руководитель театра. В 1928-м Михаил Чехов уехал в Америку и не вернулся, несмотря на уговоры Станиславского. Позже сам Чехов убеждал не возвращаться на Родину Мейерхольда. Кто оказался прав – стало ясно совсем скоро. Решением ЦК ВКПб от 1936 года МХАТ Второй (после Михаила Чехова им руководил Иван Берсенев) был закрыт. Театр Мейерхольда уничтожили в 1938-м, сам Мейерхольд в 1940-м был расстрелян. А Михаил Чехов снимался в голливудских фильмах, и, говорят, американская актерская школа ему немалым обязана.

Олег Табаков рассказывает:

– Отголоски МХАТА Второго были и у Джо Паппа, и у Actor's Studio, то есть у Аль Пачино, Харви Кейтеля, Мэрил Стрип, Дастина Хоффмана. Они, рассуждая о Чехове, верили в то, что дело Михаила Александровича живет и по-прежнему занимает умы. Я оставляю в стороне шаманство по поводу "системы" Михаила Александровича. На мой непросвещенный взгляд, никакой "системы" у него не было, но был отчаянно и смело воспроизведенный подсмотр самого себя. Это только к гению имеет отношение, а не к читателям его книг и не к тем, кто выдает себя за его последователей. Несмотря на все наши усилия, мы никак к нему не приблизимся. Значит, может остаться только искренняя любовь, восторг и удивление, что это было. Как говорил горьковский Барон: " Было!!!" Вся история МХАТа Второго – это история риска, побед. Читая о них, можно было сказать: "Многих славный путь". История этого театра – из самых загадочных и поэтических тайн, которыми мы владеем.

По словам Олега Табакова, в молодости он хотел походить на Михаила Чехова:

– Я с юности искал подтверждения своей идентичности с Михаилом Александровичем. Всерьез я стал учиться, когда Василий Осипович Топорков на втором курсе дал мне две сцены из "Ревизора". Тогда пришли две женщины, недавно вернувшиеся из ГУЛАГа – Негруль и Пестель (обе были ученицами студии Михаила Чехова), и, трижды посмотрев студенческий спектакль, со странной настойчивостью втемяшивали в мою честолюбивую голову приметы сходства с племянником Антона Павловича.

Итак, если вести историю МХАТа Второго от Первой студии, мы насчитаем 33 года. 33 года, рассыпанных по тысячам статей, книг, архивных документов. Их нужно было собрать, обобщить. Этим и занялись театроведы. Анатолий Смелянский, ректор Школы-студии и главный редактор книги, поясняет:

– Это – первое в нашем театроведении введение в историю этого театра, оно называется "Опыт восстановления биографии".

Ректор Института имени Щукина Борис Любимов продолжает тему:

– История МХАТа Второго – одна из самых трагических страниц эпохи до и после "великого перелома". Дело не в том, что это 20 лет, а в том, каких это двадцать лет в нашей стране: с 1914-го по 1936-й. Видишь, как почти до самого последнего момента ведут себя люди, как они не "ложатся" под режим. Держат себя чрезвычайно достойно.

"МХАТ ВТОРОЙ. Опыт восстановления биографии" – том в тысячу страниц, посвященный судьбе театра и судьбам тех, кто ему служил. "Мы хотели вернуть в самосознание культуры Второй Художественный ... как единственную в своем роде биографию..., как особое "приключение" артистической группы в ситуации русской истории с 1913 вплоть до 1936 года", – так сказано в предисловии.
XS
SM
MD
LG