Ссылки для упрощенного доступа

Саакашвили предложил Москве мир


Михаил Саакашвили обращается к депутатам Европарламента в Страсбурге
Михаил Саакашвили обращается к депутатам Европарламента в Страсбурге
Грузия отказывается от использования военной силы для возвращения контроля над территорией самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. Об этом заявил президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая в Европейском парламенте в Страсбурге.

Выступая в Страсбурге в день седьмой годовщины "революции роз", Михаил Саакашвили заявил, что готов начать переговоры с руководством России без предварительных условий. Впрочем, он тут же призвал депутатов принять постановление об оккупации Россией 20 процентов территории Грузии, высказав мнение, что в этом случае Москва в ходе будущих российско-грузинских переговоров будет более сговорчивой.

Одновременно Михаил Саакашвили заявил с трибуны европейского парламента, что Грузия никогда не применит силу для восстановления своей территориальной целостности. То же самое он сообщил накануне и в интервью для "Фигаро". По-видимому, таким образом грузинский лидер ответил на настойчивые требования российской дипломатии подписать с Абхазией и Южной Осетией юридически обязывающий документ о неприменении силы. Тбилиси готов подписать этот договор, но только с Москвой – чтобы косвенно не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, заключая с бывшими автономиями юридически обязывающие соглашения.

Грузинский лидер вновь призвал Россию принять участие в процессах трансформации и реформ в кавказском регионе и подробно рассказал о реформах, осуществленных в Грузии за последние семь лет – в том числе о борьбе с коррупцией.

Своим мнением о выступлении Михаила Саакашвили с Радио Свобода поделился депутат парламента Грузии Давид Дарчиашвили:

– Мне кажется, что это выступление стало хорошим примером как риторического искусства, так и дипломатии. Свидетельство тому – реакция европарламентариев, которых никто бы не заставил одобрять выступление Саакашвили, если бы они искренне не желали этого сделать. Что касается содержания, то я бы выделил несколько моментов. Во-первых, в выступлении было изложено отношение грузинского политического класса и общества в целом к европейским ценностям. Во-вторых, Саакашвили рассказал о том, что Грузия сделала за эти годы, чтобы претворить в жизнь европейские стандарты. В выступлении было уделено внимание и нашей главной проблеме – российской агрессии, оккупации, результатам этнической чистки. И тут Саакашвили выступил с инициативой, которая очень импонирует международному сообществу – одностороннее, на официальном уровне декларирование неприменения силы для восстановления территориальной целостности.

– Насколько Москву удовлетворит декларация об одностороннем отказе от применения силы в условиях, когда российские руководители настаивают на подписании Грузией прямого юридически обязывающего документа с Абхазией и Южной Осетией?

– Конкретных представителей российской власти – особенно премьер-министра – удовлетворило бы лишь одно: чтобы российская военная база находилась в Тбилиси, – уверен Давид Дарчиашвили.

На прозвучавшие из Страсбурга призывы Михаила Саакашвили к России вступить в диалог Москва реагировала либо никак, либо негативно. На уровне Министерства иностранных дел России счел возможным высказаться лишь некий источник, который заявил информагентствам, что с Саакашвили никто говорить не будет. Председатель комитета Государственной думы по международным делам Константин Косачев в интервью Радио Свобода говорил более развернуто. Он фактически назвал конкретное условие, при выполнении которого российские власти могли бы возобновить контакты с грузинским президентом.

– На всех этапах тогдашней эскалации конфликта Саакашвили неизменно – без каких бы то ни было исключений – заявлял, что он не намерен применять военную силу. После чего он ее применил в полном объеме, спровоцировав ситуацию, последствия которой мы все испытываем до сих пор. Поэтому единственным вариантом, при котором такие декларации со стороны Саакашвили могут иметь хоть какие-то реальные последствия, будет заключение соглашения, юридически обязывающего соглашения о неприменении силы между Грузией (с одной стороны) и Абхазией и Южной Осетией (с другой стороны). Это minimum minimorum, как говорится. Россия в таком случае может – как и другие заинтересованные государства – выступать гарантом, который будет поддерживать соответствующие обязательства сторон. Но без такого юридически обязывающего документа все остальное будет оставаться декларативными заявлениями – и не вести к каким-то реальным, практическим последствиям с точки зрения ситуации в регионе.

Коллега Константина Косачева по комитету, депутат от ЛДПР Леонид Слуцкий считает, что выступление Саакашвили в Страсбурге было не выражением искреннего желания наладить отношения с Россией, а пиар-акцией, рассчитанной на европарламентариев:

– Тональность выступления Саакашвили несколько изменилась. Думаю, что Саакашвили просто делает хорошую мину при плохой игре. Для того, чтобы общаться с ним конструктивно, необходимо, чтобы он признал то, как он напал на Южную Осетию, на народ, который он цинично называл своим. Вероломно, в период олимпийского перемирия. Но он этого никогда не признает.

* * *
Между тем, некоторые медиа сообщают, что на неофициальном уровне контакты между представителями Михаила Саакашвили и людьми из окружения Дмитрия Медведева то ли вот-вот возобновятся, то ли уже происходят.
XS
SM
MD
LG