Александр Генис: Ту же тему – борьбу хаоса и порядка – в эти дни решает выставка в музее, расположившемся по другую сторону Гудзона, в штате Нью-Джерси.
Надо сказать, что этот штат занимает особое место в истории отечественного искусства. Наверное, не все знают, что именно здесь, в музее при университете Ратгерс, собрана, возможно, крупнейшая в мире коллекция советского нонконформистского искусства. А теперь в городе Джерси-сити возобновил работу основанный 30 лет назад другой музей, выставляющий работы художников последних 50 лет.
Побывав на вернисаже, где собралось 400 человек, я с трудом оторвал от гостей директора музея Марго Грант, чтобы задать ей несколько вопросов. Марго, расскажите, пожалуйста, о новом музее.
Марго Грант: Идея этого музея новая, потому что мы сюда приехали с компанией примерно год тому назад и увидели, что Джерси-Сити невероятно преобразился. Я была здесь до этого 30 лет тому назад, и это было такое запущенное место, неинтересное и страшное.
Александр Генис: Я тоже прекрасно помню Джерси-Сити 30 лет назад. Тогда тут были трущобы и руины. Но среди них уже был Музей русского нонконформистского искусства. Что с ним стало и как он возродился сейчас?
Марго Грант: У истоков этого музея был такой человек - антрепренер, Глезер, который много делал выставок, главным образом художников неофициального искусства, которые там, в России, боролись с советской властью. Но в течение десятилетий музей пришел в запустение, здание оказалось в ужасном состоянии. Поэтому когда мы случайно попали сюда примерно год тому назад, меня просто поразило, что такое замечательное здание никак не используется. Вот я и предложила своим партнерам: давайте скинемся, попробуем его отреставрировать и у нас будет новое место для русскоговорящей общины, мы здесь можем устраивать лекции, литературные вечера, концерты. Что мы и собираемся делать - у нас уже и план есть.
Александр Генис: Марго, какие художники уже есть и каких вы хотите привлечь?
Марго Грант: Вот сейчас мы сделали две выставки. Первая – живопись нон-конформистов, работы маслом. А теперь у нас тоже художники нон-конформисты, но - на бумаге. Эта выставка будет продолжаться до середины января, а дальше у нас очень много планов. Например, уже готовый проект – его осуществления очень ждут русские, живущие в Израиле, мне они даже все картины привезли, - мы сделаем их выставку примерно на две недели. Потом у нас будут современные русские художники, живущие в Нью-Йорке. Мы готовим сейчас справочник - сто русскоговорящих художников, живущих в районе большого Нью-Йорка.
Александр Генис: Неужели у нас так много художников русских здесь?
Марго Грант: Много. И очень хорошие есть. На первом этаже у нас выставка проходит, которая называется ''История не кончается нон-конформистами''. Здесь у нас выставлено следующее поколение художников: Лёня Лерман, Василий Кафанов, Лена Сарни и Наум Медовой.
Александр Генис: А что касается постоянной экспозиции?
Марго Грант: Мы собираем сейчас постоянную экспозицию, уже много подарили нам картин. Мы еще не готовы к постоянной экспозиции, но когда у нас будет перерыв (а пока у нас перерыва нет), тогда мы в каком-то зале выставим художников, которые постоянно будут в нашей коллекции.
Александр Генис: Вы знаете, о чем я думаю на вашем вернисаже? Об Украинском музее, который с огромным успехом работает в южной части Манхэттена. И этот музей, который привлек внимание нью-йоркской публики, в основном, за счет русских художников, живших когда-то в Киеве — например, такие художники как Шагал или Малевич. То есть, Украина сумела перетянуть российских художников к себе. Что касается Русского музея, то его, собственно, никогда и не было, и, в принципе, нью-йоркцам негде посмотреть русское искусство. Вы хотите изменить эту ситуацию?
Марго Грант: Мы попробуем. Мы будем выставлять интересных художников старого поколения, мы будем выставлять художников нового поколения, и совсем молодых художников тоже.
Александр Генис: То есть, вы рассчитываете и на русскую Америку, и на обыкновенную Америку?
Марго Грант: Да. Сейчас на эту выставку очень много американцев пришло из Джерси-Сити, и из Нью-Йорка приехало очень много, вообще приехали из Стейтен-Айленда, из Бруклина. Большой интерес. Здесь очень много сейчас народу - человек 300-400.
Александр Генис: Я посмотрел с большим интересом выставку и нашел очень много знакомых. Это целое поколение, скажем так, поздних шестидесятников, начиная с Кабакова или Зверева. Это все люди легендарные. Как смотрятся их работы в Нью-Йорке, в контексте современной нью-йоркской художественной жизни?
Марго Грант: Я думаю, что большинство людей, которые здесь сегодня, знают эти имена, для них это очень интересно. Постоянно мне говорят, что это замечательно, спрашивают, где я взяла эти картины.
Александр Генис: Действительно, замечательные работы, Зверев просто восхитителен.
Марго Грант: Мой.
Александр Генис: О какой выставке вы мечтаете?
Марго Грант: Я разговаривала со многими известными и выставляющимися художниками, живущими в Нью-Йорке, и они все сказали, что они с удовольствием выставятся в нашем музее.
Александр Генис: Ну что ж, успеха вам!