Ссылки для упрощенного доступа

Директор Центра стратегических исследований Китая Алексей Маслов – о приходе юаня в Россию


Московская межбанковская валютная биржа начала торги китайским юанем после того, как три недели назад в Китае состоялись первые сделки по российскому рублю. Таким образом, юань стал третьей после доллара и евро валютой, напрямую доступной участникам рынка в России.

Ежедневные торги российским рублем в Китае начались 22 ноября, а 15 декабря на Московской межбанковской валютной бирже, как и планировалось, состоялись первые сделки в паре рубль-юань. По данным торговой системы российской биржи, за отведенный для этого час было заключено 29 сделок на общую сумму почти 5 миллионов юаней (что эквивалентно более 735 тысячам долларов). Для сравнения: ежедневные объемы торгов по двух другим ведущим мировым валютам на московской бирже составляют от 4 до 5 миллиардов долларов и от 200 до 300 миллионов евро. В торгах по юаню могли принять участие 35 банков, преимущественно из Сибири и с Дальнего Востока.

По просьбе Радио Свобода это событие комментирует директор Центра стратегических исследований Китая Алексей Маслов:

– Долгое время решение по поводу того, торговать напрямую рублями и юанями или не торговать, было в подвешенном состоянии. Еще в апреле нынешнего года Кудрин на встрече в Вашингтоне органов Всемирного банка заявлял, что, в принципе, Россия рассчитывает на такие торги, но они – дело отдаленного будущего. То есть еще в апреле не было решено, состоятся ли торги, хотя вопрос обсуждался. И, по сути, сейчас произошел прорыв – после визита Дмитрия Медведева в Китай стало понятно, что Россия и Китай экономически готовы расширять свое сотрудничество.

Это не только экономическое, но и очень важное политическое решение, которое отвязывает рубль от однозначных торгов через доллар. Если не считать страны Западной Европы, то Китай – самый крупный российский торговый партнер. Переход на прямые торги свидетельствует, что Россия закрепляет свой статус как, в том числе, и азиатская держава, держава, которая влияет на азиатские рынки.

В переходе на прямые торги есть плюсы, в которых заинтересованы и Россия, и Китай. Но у каждой из стран есть также частные интересы, которые они преследуют. Общие причины, подтолкнувшие Россию и Китай к такому шагу, конечно, заключаются в том, что в двусторонней торговле конвертация через доллар невыгодна обеим странам, поскольку, во-первых, это занимает как минимум 3-4 дня, во-вторых, необходимо постоянно смотреть на курс доллара, что просто неудобно. А объемы торговли России и Китая таковы, что в этом году они могут достигнуть 60 миллиардов долларов.

Китай же, пожалуй, впервые получает один из прямых рычагов торговли, вытесняя иену, прежде всего, с позиций азиатской конвертируемой валюты. Юань, конечно, будет активно прорываться на российский рынок. Дело в том, что рубль на китайском рынке не столь вещественен, не столь солиден, как юань на российском рынке.

Надо напомнить, отчего вообще возникла потребность в таких торгах. Прежде всего, из-за того, что многие российские поставщики, российские производители во внутренних расчетах использовали юань как основную единицу котировки. Так что, по сути, нынешние торги – это лишь формализация того, что уже существовало. При этом я, например, никогда не слышал, чтобы китайцы между собой оценивали в рублях российские товары или поставки из России. Таким образом, от этих торгов, конечно, больше выигрывает юань, чем рубль.

Есть в прямых торгах и российский интерес, прежде всего интерес для банков Дальнего Востока и Сибири, поскольку тем самым закрепляются фиксированные цены относительно юаня. Дело в том, что за последние несколько лет наблюдались достаточно серьезные колебания доллара – и при этом юань оставался значительно более стабильным, чем доллар. Из-за колебаний доллара российские производители, российские поставщики заметно проигрывали. Поэтому, зафиксировав рубль относительно юаня (там колебания не могут быть больше 10 процентов), мы тем самым фиксируем и цены на многие товары.

Абсолютно точно можно сказать, что в дальнейшем юань станет конвертируемой валютой. Одно время китайская сторона называла даже дату – 2011 год. Сейчас конкретные даты не называются, поскольку не все так просто оказалось. Но вот прямые торги между юанем и рублем – это реальный шанс конвертации юаня как основной азиатской валюты. Скорее всего, как можно предположить, это все решится достаточно быстро. Может быть, к 2015 – 2017 годам юань не только станет конвертируемой валютой, а, по сути, начнет занимать место доллара и иены во всех азиатских расчетах.
XS
SM
MD
LG