Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Алексей Маслов – о перспективе российско-китайских отношений


Россия получит кредит от китайских банков – порядка 25 млрд. долларов под будущие поставки нефти в Китай
Россия получит кредит от китайских банков – порядка 25 млрд. долларов под будущие поставки нефти в Китай
В какой степени могут сблизиться Россия и Китай? Сможет и должна ли Россия перенимать китайский опыт модернизации? Является ли российско-китайское сотрудничество поводом для беспокойства со стороны других крупных держав? Этими вопросами эксперты и обыватели задаются в дни продолжающегося визита в Китай президента России Дмитрия Медведева. 27 сентября в Пекине он встретился с председателем КНР Ху Цзиньтао, а 28 сентября, в последний день своей поездки, посетит российский павильон на "Экспо-2010" в Шанхае.

Главным событием визита эксперты в один голос называют торжественное открытие трубопровода "Восточная Сибирь – Тихий океан", по которому из России в Китай будет транспортироваться до 15 миллионов тонн нефти ежегодно. Стоит заметить, что, построив нефтепровод, Россия договорилась с Китаем о большом кредите, залогом которого будут будущие поставки нефти. Директор Центра стратегических исследований Китая Алексей Маслов называет этот проект интересным, но достаточно рискованным:
Если сейчас Россия вытянет кредит в обмен на поставки топлива, на мой взгляд, это будет просто очень серьезное заявление России о своем энергетическом присутствии в азиатском мире

– Впервые за всю историю российско-китайских отношений прямой трубопровод (ответвление от ветки Восточная Сибирь – Тихий океан) идет до китайского Дацина. Не может не радовать то, что Россия впервые сумела увязать очень большой кредит от китайских банков – порядка 25 млрд. долларов под будущие поставки нефти в Китай. Это, в общем, очень рискованный проект. У нас есть проблемы с истощением нефтяных ресурсов. Тем не менее, Китай понимает всю сложность российской ситуации и тоже идет на такой связанный кредит. Будет интересно проследить, чем все это закончится. Если сейчас Россия вытянет кредит в обмен на поставки топлива, на мой взгляд, это будет просто очень серьезное заявление России о своем энергетическом присутствии в азиатском мире.

Предполагается, что средства, привлеченные из Китая, Россия истратит на модернизацию, о которой так любит говорить Дмитрий Медведев. Вот здесь и всплывает самый интересный, с точки обывателей, вопрос – может ли Китай и его фантастическое развитие в последнее десятилетие быть примером для модернизации по-российски? Продолжает Алексей Маслов:

– Строго говоря, Китай не всегда шел очень честным путем к своей модернизации. Была поставлена задача – любой ценой модернизировать экономику, информационные ресурсы, медиаструктуры. И Китай это выполнял любой ценой. Известны случаи пиратства, не случайно до сих пор практически на всех переговорах, в том числе и на российско-китайских, поднимается вопрос защиты авторских прав. И в этом плане, конечно, китайский опыт на 100% для нас не годится.

Однако есть и другой момент. Китай действительно очень много вкладывает в развитие современных инновационных технологий, причем, не только вкладывает, но очень жестко контролирует эти вложения. И в каждом крупном университете созданы целевые программы под модернизацию. Китаю сегодня есть что показать, – строго говоря, больше, нежели России. Причем, не столько в плане каких-то инновационных открытий, сколько в плане скорости внедрения инноваций в обыденную жизнь. Это то, чему России стоит учиться у Китая.
Российско-китайское сближение никогда не перерастет в в альянс против какой-то страны


Политическое сближение России и Китая, в основе которого лежат совместные экономические проекты, уже давно волнует западные страны. Однако, по мнению Алексея Маслова, изменение баланса сил в мире в результате этого сближения ожидать не стоит:

– Дело в том, что мы не можем говорить о двусторонних российско-китайских отношениях. В реальности они многосторонние. Потому что здесь надо учитывать и американский, и японский факторы, особенно в последнее время. Здесь идет достаточно тонкая игра. Но можно заранее сказать, что это российско-китайское сближение имеет определенные пределы. Оно никогда не перерастет в какую-то "дружбу взахлеб" и не перерастет в альянс против какой-то страны. Россия и Китай заинтересованы в одних и тех же вещах – скажем, в сдерживании присутствия США в Средней Азии и проникновения США в Тихоокеанский регион. Но дальше этих совместных вещей Россия и Китай, конечно, не пойдут. Пока все сотрудничество сводится к жесткой экономической сфере. А это, собственно говоря, другим странам особо не угрожает.
XS
SM
MD
LG