Ссылки для упрощенного доступа

"Война" не терпит произвола


Активист группы "Война", жена Олега Воротникова Наталья Сокол с ребенком
Активист группы "Война", жена Олега Воротникова Наталья Сокол с ребенком
Прошел месяц со дня ареста активистов арт-группы "Война" Олега Воротникова и Леонида Николаева. Их обвиняют в организации акции "Дворцовый переворот". В защиту арестованных выступила группа российских интеллектуалов.

Музыкальный критик Артемий Троицкий, искусствовед Андрей Ерофеев, издатель Александр Иванов, журналист Андрей Лошак, совладелец книжного магазина "Фаланстер" Борис Куприянов, художники Александр Косолапов и Олег Кулик призывают освободить Воротникова и Николаева.

18 декабря на Пушкинской площади пройдет митинг в поддержу группы "Война".

Знаменитый британский художник Бэнкси провел аукцион своих работ и вырученную сумму – примерно 4.4 миллиона рублей – намерен передать "Войне".

Рассказывает активист "Войны" Наталья Сокол (псевдоним в группе – Козленок), жена Олега Воротникова. Она была задержана 15 ноября, выпущена на свободу и теперь находится на нелегальном положении, опасаясь повторного ареста.

– Как идет следствие? Обвинение прежнее – хулиганство?

– "Хулиганская" позиция следствия была выработана еще до ареста наших художников. Дознаватель и следователи продолжают притягивать за уши статью 213 уголовного кодекса. Ничего нового за это время они не придумали. При этом у них по-прежнему нет никаких прямых доказательств участия Лени и Олега в "Дворцовом перевороте" и нет оснований держать их за решеткой. На допросах выпытывали информацию о составе группы, обо мне и об Алексее Плуцере-Сарно. Также "пытали" по ряду публикаций и интервью в интернете. Им необходимы подтверждения мотивов ненависти и розни к несуществующей социальной группе "милиция" в акциях группы.

– Свидетелей вызывают на допросы?

– Насколько мне известно, с момента задержания Лени и Олега новых свидетелей в деле не появилось. Второго декабря была допрошена мать Олега, которая приезжала к нему на свидание. Дознаватель шантажировал мать разрешением на свидание с сыном, предлагал ей пройти тест на детекторе лжи. В итоге в день допроса свидание так и не разрешил, родителям пришлось ожидать еще сутки, прежде чем им было позволено увидеть сына.

– Есть ли связь с арестованными? В каких условиях их содержат?

– Контакт с Леней и Олегом я поддерживаю через адвокатов. Надо отметить, что в последние дни в тюрьме ужесточили условия и не позволяют передавать ребятам некоторые статьи и материалы. Их периодически переводят в разные камеры. При поступлении в СИЗО "Лебедевка" они содержались в камерах по 4 человека, через несколько дней их переводили в камеры по 6 человек, потом переведут в общие – по 12 и больше. Леня передал на волю письмо своего сокамерника, которого собираются без суда депортировать в Белоруссию по ложному обвинению. Наши друзья из "Новой газеты" это письмо опубликовали, я надеюсь, что с сокамерником уже связались правозащитники. Мой супруг Олег очень скучает по сыну Касперу. Кроме этого, у него проблемы с невылеченными зубами, но в СИЗО зубы не лечат, а только их вырывают. Ходатайство адвоката Олега о зубной помощи до сих пор не удовлетворено.
Я думаю, что арест "Войны" – это проверка арт-сообщества на честность, а может быть даже и на верность

– Что говорят адвокаты о перспективах дела?

– Адвокаты не берутся делать прогнозы до получения полной информации о расследовании. Ее следствие предоставит адвокатам только непосредственно перед судом. Адвокаты полагают, что, возможно, добавят и 282-ю статью – "разжигание ненависти и вражды в отношении определенной социальной группы", а 213-ю статью пункт "б", ч.1 переквалифицируют по 2-й части – "особо тяжкое преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору".

– Вы были задержаны вместе с Олегом и Леонидом 15 ноября, при обыске были изъяты все ваши документы, в том числе и паспорт. Вернули их?

– Документы мне не вернули. Юристу, который по моей просьбе обращался к дознавателю, тот ответил, чтобы я сама являлась к нему на прием и забирала документы. Думаю, они хотят меня арестовать, после чего продлить всем содержание в СИЗО. Адвокат моего супруга сказала, что дознаватель планирует привлечь меня к делу по результатам портретной экспертизы, которая сейчас проводится следствием.

– Стало быть, опасность для вас и других членов группы остается?


– Да, безусловно, остается. Я не чувствую себя защищенной законом, мои конституционные права и свободы уже были нарушены 15-го ноября, когда сотрудники центра "Э" изъяли все мои документы. Олега и Леню задержали также незаконно – ордера на арест у центра "Э" не было. Их сейчас держат в следственном изоляторе без каких-либо оснований, про мое местонахождение и моего сына дознаватель спрашивал и Олега, и его мать.

– Следите ли вы за дискуссией, идущей вокруг "Войны"? Полемика в арт-сообществе очень бурная.

– Я думаю, что арест "Войны" – это проверка арт-сообщества на честность, а может быть даже и на верность. У меня нет сейчас времени, чтобы читать все статьи, но из того, что я видела, – рассуждения на тему, искусством все-таки занимается "Война" или нет, художники мы или хулиганы – мне стало понятно, кто на самом деле из них художник, а кто нет. Как правильно сказала Таня Арзамасова из группы АЕС – "группа "Война" – это лучший тест на мразь!" Ненависть к нам есть в одних оценках, зависть – в других. Сама постановка вопроса – "насколько группа Война является искусством?" – глупейшая. Главное в другом! Нужно осознать, что в России больше нет закона, суда, прав человека, свободы и даже человека. И диалога государства с народом, а тем более с художниками тоже нет. И это самая главная проблема, а не то, что они там обсуждают.
Нужно отбросить условности и шаблоны и делать акции от чистого сердца, тогда от них будет польза, они будут настоящей поддержкой

– У вас тысячи сторонников, развернута большая общественная кампания в вашу поддержку. Какие акции готовятся?

– Защитники "Войны" готовят много разных акций в поддержку арестованных художников. Первое время они обращались к нам за советами – как и что сделать, спрашивали разрешения. На что мы им отвечали – берите все в свои руки и действуйте! Только так, самостоятельно, без оглядки на кого бы то ни было, можно побороть произвол в нашей стране. Нужно отбросить условности и шаблоны и делать акции от чистого сердца, тогда от них будет польза, они будут настоящей поддержкой. 18 декабря инициативная группа "Свободу Войне!" проведет митинг в поддержку Олега и Лени в 3 часа на Пушкинской площади. Во время акции все желающие будут приниматься в почетные члены арт-группы "Война".

– В вашу поддержку высказался Бэнкси. Откуда он узнал о вас? Был ли у группы контакт с ним прежде?

– "Война" с большим уважением относилась к творчеству великого уличного художника, но мы не были лично знакомы и не переписывались. После ареста наших художников Бэнкси написал мне письмо со словами поддержки и предложением помощи. Оказывается, он все это время с интересом следил за нашими акциями. Его шокировало сообщение на радио ВВС об аресте активистов. Тогда он принял решение поддержать нас материально и сейчас намерен продолжать помогать с поиском адвокатов для меня, а также хочет быть в курсе дела и дальнейшей судьбы ребят. Мы очень благодарны Бэнкси за его поддержку. Но нужно понимать, что деньги от Бэнкси пока еще не переведены, в Россию довольно сложно перевести средства, учитывая наше нелегальное положение. Возможно, на это уйдет много времени. Поэтому нам очень важна поддержка тех, кто сейчас переводит деньги для оплаты продуктов, книг и одежды для Лени и Олега.

– Была ли у вас возможность поблагодарить Бэнкси и обсудить с ним проблемы "Войны"?

– Я продолжаю сейчас поддерживать переписку с Бэнкси, и мы обсуждаем ситуацию в России. Ему, например, было интересно узнать о положении заключенных в российских тюрьмах, о цензуре на передаваемую заключенным литературу, о содержании в общих камерах. Он находится в недоумении по поводу изъятия сотрудниками центра "Э" моих документов и надеется, что адвокаты помогут решить эту проблему.

– Готовит ли "Война" новые акции или до освобождения Олега и Лени деятельность группы приостановлена?

– Мы не можем терпеть произвол вокруг себя. В разработке у нас уже есть множество акций. И сейчас продолжается их подготовка. Активисты группы "Война" всегда готовы к бою. Но мы не любим попусту болтать языком. Говорить о конкретных планах пока еще рано, но замолкать навсегда мы не намерены. Скоро вы увидите новые акции бессмертной и непобедимой "Войны"!

Слушайте аудиоверсию интервью в программе "Итоги недели".
XS
SM
MD
LG