Римский суд снял арест с архива итальянского художника и литератора эпохи Возрождения Джорджо Вазари, который намеревается приобрести российская компания Ross Engineering.
Арест был наложен в марте 2010 года вследствие того, что у государственных органов Италии возникли сомнения в законности сделки. Однако продажа архива и сейчас поставлена под сомнение.
Джорджо Вазари - выдающийся деятель итальянской культуры XVI века, считающийся основоположником искусствознания благодаря созданию монументального труда "Жизнеописания". Считается, что именно Джорджо Вазари впервые охарактеризовал эпоху словом "Возрождение". После смерти Вазари оставил обширный архив, имеющий высокую историко-художественную ценность. Архив состоит из 31 папки и содержит переписку с папами Павлом III, Юлием III, Павлом IV, Пием IV и Пием V. Кроме того, архив включает также 17 неизданных рукописей Микеланджело.
Законным владельцем архива Вазари является графская семья Фестари. Бывший глава рода, граф Джованни Фестари, подписал предварительный договор с российской компанией Ross Engineering Group в лице Василия Степанова о продаже архива за 150 миллионов евро в начале сентября 2009 года, однако скончался 17 октября того же года. Подлинность подписи графа на договоре была поставлена под сомнение. Итальянские следователи заподозрили, что подпись графа мог подделать Энрико Де Мартино, курировавший финансовую деятельность семьи Фестари и выступавший посредником в сделке с российской компанией. Наследники графа Фестари, чтобы избежать дальнейшей нежелательной огласки, отстранили от сделки Де Мартино.
Тем временем Лучано Скала, генеральный директор архивов министерства, поставил под сомнение оценку стоимости архива, заявив, что его реальная стоимость составляет чуть больше двух с половиной миллионов евро, а уж никак не 150 миллионов. Синьор Скала также заметил, что именно покупатель обязан доказать, что реальная стоимость архива составляет 150 миллионов. Некоторые эксперты усмотрели в этом косвенное желание министерства приобрести архив Вазари по приемлемой цене, в то время как цена 150 миллионов евро для итальянского госучреждения является явно неподъемной. По некоторым сведениям семья Фестари задолжала налоговому ведомству Италии 800 тысяч евро, а также имеет иные просроченные платежные обязательства перед государственной администрацией. Таким образом, после зачета долгов реальная сумма, в которую оценивают архив Вазари сотрудники министерства по делам культурных ценностей, может оказаться значительно меньше двух с половиной миллионов евро.
Наследники графа Фестари намереваются как можно скорее закрыть сделку с российским покупателем. Однако министерство по делам культурных ценностей в официальном коммюнике сообщило о том, что снятие ареста с архива Вазари не внесло ничего нового. В случае новых инициатив по продаже архива наследники, как и прежде, обязаны поставить об этом в известность министерство – с тем, чтобы оно смогло воспользоваться своим правом преимущественного приобретение.
Предварительный договор, заключенный покойным графом Фестари с российским покупателем утратил юридическую силу по решению судебной инстанции и теперь его необходимо переоформить. Итальянская печать сообщает противоречивую информацию о российском покупателе архива. Газета "Корьерре делла сера" называет владельцем компании, зарегистрированной в Москве, бизнесмена Василия Степанова – который вел переговоры от имени неназванного российского олигарха, проявлявшего большой личный интерес к покупке ценных документов и бумаг. Однако, по некоторым данным, этот олигарх несколько месяцев назад погиб в автокатастрофе. Тем не менее – со ссылкой на адвокатов семьи Фестари – итальянская печать сообщает о том, что сделка состоится.
Об этой истории и личности Джорджо Вазари – римский журналист Алексей Букалов:
– Слово "бесценный" – это как раз то определение ценности архива Вазари, который соответствует действительности. Я не уверен, что существует точное описание этих всех папок; но уже из тех сведений, в которые проникла пресса, ясно, что там есть совершенно уникальные вещи. У Вазари были очень многие подлинники, в частности, письма – от 3 до 17 писем Микеланджело Буонарроти, различные акты с подписями флорентийской правящей семьи Медичи, и даже письма пяти римских понтификов.
– Итальянская культура столь богата на таланты, что даже талантливые люди, как Джорджо Вазари, могут немножко потеряться в блестящей тени других соотечественников. Вазари – художник, Вазари – архитектор. Однако известен он больше как автор жизнеописаний знаменитых современников. Это действительно труд, достойный того, чтобы называть Вазари основоположником искусствоведения?
–Я думаю, что Вазари - это удивительное сочетание самого участника Возрождения, деятеля Возрождения с его летописцем. Будучи очень одаренным художником и архитектором, литератором, тем не менее, он пришпиливал каждый день к бумаге и вел эти "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" своих современников. С большинством из своих героев он был знаком лично и находился в переписке. Поэтому это свидетельства совершенно бесценные. Это понимают не только итальянцы, но и ЮНЕСКО, которое назначило в своем календаре предстоящий год Годом Джорджо Вазари.
– Если он такой важный человек для итальянской культуры, – как сложилось так, что его бумаги до сих пор были в частной коллекции у графа Фестари, а не попали в музей?
– Граф Фестари – он так называемый граф. Он родственник одной из горничных, которая потом стала членом семьи Русполи; именно этой семье сначала принадлежали эти бумаги. А музей Вазари существует. Этот особняк в тосканском городе Ареццо, где жил Вазари – там хранится весь его архив и коллекция. А почему эта собственность не принадлежит итальянскому государству... Так часто бывает в истории, когда теряется ниточка наследования. В данном случае, эти бумаги перешли в частные руки.
– Почему решили продать именно русским?
– Покойным владельцем был подписан протокол о намерениях –соглашение о продаже тем, кто предложил большую сумму. Стартовая планка – 2,5 или 2,6 млн. долларов, но сразу же решили, что это слишком маленькая сумма для такой ценности. Тем более что были более емкие предложения. Йельский университет, где хранится часть документов Вазари, хотел купить за 50 млн. долларов. Другой фонд предлагал 70 млн. За месяц до своей смерти, граф якобы уже принял решение о продаже архива российскому концерну, который предложил ему 150 млн. евро. Конечно, граф, который был весь в долгах, выбрал это предложение. Высказывались намерения выставить документы в крупнейших российских музеях – даже в Государственном Эрмитаже, а некоторые будут выставлены в специальных торговых залах этого концерна.
За всем этим забыли об одной очень серьезном условии, которое было поставлено еще при оформлении этого наследства. При любых изменениях собственников, сама коллекция, сам архив Джорджо Вазари не может покидать Ареццо. Как они собираются выставить это в Эрмитаже – честно говоря, мне не очень понятно. Мэр города Ареццо узнал о планах архива за рубеж и даже обратился с письмами к премьерам Путину и Берлускони, министру культуры Италии обратить на это внимание. "Если государство не помешает этой сделке, мне будет стыдно за то, что я итальянец", - заявил мэр.
– Как он узнал о том, что покупатели из России?
- Он видел какие-то документы. Документы этой сделки были написаны кириллицей. Вот он, грамотный человек, и сообразил, что огромная цена, которая была предложена русским концерном, не позволит муниципалитету Ареццо реализовать свое преимущественное право на этот архив и перекупить его в отведенный 90-дневный срок с момента утверждения сделки. Вот кому бы он ни был продан, муниципалитет Ареццо имеет преимущественное право его перекупить по закону. Но одно дело перекупить архив, который стоит 2,5 млн. долларов, а другое дело перекупить архив, который стоит 150 млн. евро.
– Можно ли предположить, что вся эта история закончится, если сделка состоится, долгим судебным процессом?
– Римский суд снял арест с этого архива. Видимо, все-таки они успокоились, увидели, что опасности нет. Честно говоря, сейчас, после смерти возможного покупателя, может быть, это все и не состоится.
Этот и другие материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Арест был наложен в марте 2010 года вследствие того, что у государственных органов Италии возникли сомнения в законности сделки. Однако продажа архива и сейчас поставлена под сомнение.
Джорджо Вазари - выдающийся деятель итальянской культуры XVI века, считающийся основоположником искусствознания благодаря созданию монументального труда "Жизнеописания". Считается, что именно Джорджо Вазари впервые охарактеризовал эпоху словом "Возрождение". После смерти Вазари оставил обширный архив, имеющий высокую историко-художественную ценность. Архив состоит из 31 папки и содержит переписку с папами Павлом III, Юлием III, Павлом IV, Пием IV и Пием V. Кроме того, архив включает также 17 неизданных рукописей Микеланджело.
Законным владельцем архива Вазари является графская семья Фестари. Бывший глава рода, граф Джованни Фестари, подписал предварительный договор с российской компанией Ross Engineering Group в лице Василия Степанова о продаже архива за 150 миллионов евро в начале сентября 2009 года, однако скончался 17 октября того же года. Подлинность подписи графа на договоре была поставлена под сомнение. Итальянские следователи заподозрили, что подпись графа мог подделать Энрико Де Мартино, курировавший финансовую деятельность семьи Фестари и выступавший посредником в сделке с российской компанией. Наследники графа Фестари, чтобы избежать дальнейшей нежелательной огласки, отстранили от сделки Де Мартино.
Тем временем Лучано Скала, генеральный директор архивов министерства, поставил под сомнение оценку стоимости архива, заявив, что его реальная стоимость составляет чуть больше двух с половиной миллионов евро, а уж никак не 150 миллионов. Синьор Скала также заметил, что именно покупатель обязан доказать, что реальная стоимость архива составляет 150 миллионов. Некоторые эксперты усмотрели в этом косвенное желание министерства приобрести архив Вазари по приемлемой цене, в то время как цена 150 миллионов евро для итальянского госучреждения является явно неподъемной. По некоторым сведениям семья Фестари задолжала налоговому ведомству Италии 800 тысяч евро, а также имеет иные просроченные платежные обязательства перед государственной администрацией. Таким образом, после зачета долгов реальная сумма, в которую оценивают архив Вазари сотрудники министерства по делам культурных ценностей, может оказаться значительно меньше двух с половиной миллионов евро.
Наследники графа Фестари намереваются как можно скорее закрыть сделку с российским покупателем. Однако министерство по делам культурных ценностей в официальном коммюнике сообщило о том, что снятие ареста с архива Вазари не внесло ничего нового. В случае новых инициатив по продаже архива наследники, как и прежде, обязаны поставить об этом в известность министерство – с тем, чтобы оно смогло воспользоваться своим правом преимущественного приобретение.
Предварительный договор, заключенный покойным графом Фестари с российским покупателем утратил юридическую силу по решению судебной инстанции и теперь его необходимо переоформить. Итальянская печать сообщает противоречивую информацию о российском покупателе архива. Газета "Корьерре делла сера" называет владельцем компании, зарегистрированной в Москве, бизнесмена Василия Степанова – который вел переговоры от имени неназванного российского олигарха, проявлявшего большой личный интерес к покупке ценных документов и бумаг. Однако, по некоторым данным, этот олигарх несколько месяцев назад погиб в автокатастрофе. Тем не менее – со ссылкой на адвокатов семьи Фестари – итальянская печать сообщает о том, что сделка состоится.
Об этой истории и личности Джорджо Вазари – римский журналист Алексей Букалов:
– Слово "бесценный" – это как раз то определение ценности архива Вазари, который соответствует действительности. Я не уверен, что существует точное описание этих всех папок; но уже из тех сведений, в которые проникла пресса, ясно, что там есть совершенно уникальные вещи. У Вазари были очень многие подлинники, в частности, письма – от 3 до 17 писем Микеланджело Буонарроти, различные акты с подписями флорентийской правящей семьи Медичи, и даже письма пяти римских понтификов.
– Итальянская культура столь богата на таланты, что даже талантливые люди, как Джорджо Вазари, могут немножко потеряться в блестящей тени других соотечественников. Вазари – художник, Вазари – архитектор. Однако известен он больше как автор жизнеописаний знаменитых современников. Это действительно труд, достойный того, чтобы называть Вазари основоположником искусствоведения?
–Я думаю, что Вазари - это удивительное сочетание самого участника Возрождения, деятеля Возрождения с его летописцем. Будучи очень одаренным художником и архитектором, литератором, тем не менее, он пришпиливал каждый день к бумаге и вел эти "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" своих современников. С большинством из своих героев он был знаком лично и находился в переписке. Поэтому это свидетельства совершенно бесценные. Это понимают не только итальянцы, но и ЮНЕСКО, которое назначило в своем календаре предстоящий год Годом Джорджо Вазари.
– Если он такой важный человек для итальянской культуры, – как сложилось так, что его бумаги до сих пор были в частной коллекции у графа Фестари, а не попали в музей?
– Граф Фестари – он так называемый граф. Он родственник одной из горничных, которая потом стала членом семьи Русполи; именно этой семье сначала принадлежали эти бумаги. А музей Вазари существует. Этот особняк в тосканском городе Ареццо, где жил Вазари – там хранится весь его архив и коллекция. А почему эта собственность не принадлежит итальянскому государству... Так часто бывает в истории, когда теряется ниточка наследования. В данном случае, эти бумаги перешли в частные руки.
– Почему решили продать именно русским?
– Покойным владельцем был подписан протокол о намерениях –соглашение о продаже тем, кто предложил большую сумму. Стартовая планка – 2,5 или 2,6 млн. долларов, но сразу же решили, что это слишком маленькая сумма для такой ценности. Тем более что были более емкие предложения. Йельский университет, где хранится часть документов Вазари, хотел купить за 50 млн. долларов. Другой фонд предлагал 70 млн. За месяц до своей смерти, граф якобы уже принял решение о продаже архива российскому концерну, который предложил ему 150 млн. евро. Конечно, граф, который был весь в долгах, выбрал это предложение. Высказывались намерения выставить документы в крупнейших российских музеях – даже в Государственном Эрмитаже, а некоторые будут выставлены в специальных торговых залах этого концерна.
За всем этим забыли об одной очень серьезном условии, которое было поставлено еще при оформлении этого наследства. При любых изменениях собственников, сама коллекция, сам архив Джорджо Вазари не может покидать Ареццо. Как они собираются выставить это в Эрмитаже – честно говоря, мне не очень понятно. Мэр города Ареццо узнал о планах архива за рубеж и даже обратился с письмами к премьерам Путину и Берлускони, министру культуры Италии обратить на это внимание. "Если государство не помешает этой сделке, мне будет стыдно за то, что я итальянец", - заявил мэр.
– Как он узнал о том, что покупатели из России?
- Он видел какие-то документы. Документы этой сделки были написаны кириллицей. Вот он, грамотный человек, и сообразил, что огромная цена, которая была предложена русским концерном, не позволит муниципалитету Ареццо реализовать свое преимущественное право на этот архив и перекупить его в отведенный 90-дневный срок с момента утверждения сделки. Вот кому бы он ни был продан, муниципалитет Ареццо имеет преимущественное право его перекупить по закону. Но одно дело перекупить архив, который стоит 2,5 млн. долларов, а другое дело перекупить архив, который стоит 150 млн. евро.
– Можно ли предположить, что вся эта история закончится, если сделка состоится, долгим судебным процессом?
– Римский суд снял арест с этого архива. Видимо, все-таки они успокоились, увидели, что опасности нет. Честно говоря, сейчас, после смерти возможного покупателя, может быть, это все и не состоится.
Этот и другие материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"