Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты – о жертвах "Аргун-сити"


Рамзан Кадыров знает, кого надо селить в новые дома, а кого выселять и из старых
Рамзан Кадыров знает, кого надо селить в новые дома, а кого выселять и из старых
Город Аргун расположен в 16 километрах от Грозного, на правом берегу одноименной реки. Он был полностью разрушен во время боев в 1994-1996 годах, позже – более-менее восстановлен, а сегодня чеченская власть решила кардинально изменить его лицо. В частности, здесь построят ультрасовременную мечеть на 7 тысяч мест, которая "по просьбе трудящихся" будет названа в честь Аймани Кадыровой – мамы президента Чеченской республики.

В Аргуне возведут футбольный стадион на 3 тысячи мест, жилой комплекс "Аргун-Сити", новый городской рынок, детские сады, развлекательные центры. Все бы ничего, но развернутое масштабное строительство больно ударило по простым людям – их дома сносят, а самих выкидывают на улицу. Только что вернувшийся из поездки на Северный Кавказ председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов говорит, что в отношении этих людей злостно нарушаются нормы российского законодательства:

– Для того чтобы расчистить площадку под строительство, в центре Аргуна надо снести большое количество домов. С семьями, которые в них проживают, были заключены договоры о социальном найме. Квартиры, я подчеркиваю, не приватизированные, но договор эти семьи скрупулезно исполняли. Поэтому никаких оснований для их выселения нет. Они уже несколько лет жили в этих квартирах и думали, что их жизнь наконец наладилась. И вот теперь приходят чиновники и без какого-либо решения суда говорят: у вас 48 часов на то, чтобы освободить квартиру. Попытки протеста, обращения к президенту и правительству Чеченской республики ни к чему не привели. Их просто не стали слушать. Куда им предлагают выехать? В Грозный, в общежитие. Таким образом, вместо квартиры семья получит комнату в общежитии – бывшем пункте временного размещения. То есть люди из пункта временного размещения с помпой были переселены в квартиры, а теперь их назад отправляют. Условия там далеко не комфортные, а подчас просто ужасные.

В свою очередь, к тем, кто сейчас занимает эти пункты размещения, тоже приходят и говорят: в 48 часов освободите помещение. Куда? Ваши проблемы. Этих людей выкидывают практически в никуда. Некоторым семьям главы администраций дают какие-то деньги – две тысячи на семью. Попробуй, сними на эти деньги на месяц жилье. В одном населенном пункте вывезли людей и разместили в здании школы, совершенно не приспособленном для проживания людей. В большинстве случаев выгоняют просто на улицу, – рассказал в интервью Радио Свобода Олег Орлов.

Председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина запечатлела происходящее на фотопленке:

– На лицах людей написано отчаяние, напряжение, возмущение, потому что им совершенно некуда ехать. Выселяют семьи с детьми, причем зимой, что вообще недопустимо. У чеченских властей такая позиция: люди, якобы, прижились в общежитии, там очень хорошие условия. А условия там вот какие: две работающие конфорки на двух плитах, но люди готовы жить в таких условиях, потому что никаких других вариантов у них нет. Во время моего разговора с людьми появились сотрудники милиции. "Вы выполняете свою работу, а мы выполняем свою". Я ответила: "Нет, между нами большая разница. Потому что я занимаюсь добрым, хорошим делом, а вы – нет". Мне на это сказали, что у них приказ. Я напомнила им, что не приказ у них должен быть на руках, а решение суда, на основании которого только и можно выселять людей. На что мне заявили: "Приказ Рамзана, это не обсуждается".

Я пошла в следственный комитет, где у меня состоялся очень хороший разговор с Виктором Александровичем Леденевым, начальником следственного управления по Чеченской республике Следственного комитета Российской Федерации. Но оказалось, что он ничего не знает о происходящем, как не знает и прокурор республики. Я пообещала господину Леденеву никому не пересказывать содержание нашего с ним разговор, но ощущение от него у меня осталось отчаянное: сделать люди там ничего не могут, – замечает Светлана Ганнушкина.

Директор региональной программы "Социальный атлас российских регионов" Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич говорит, что целесообразность масштабных строек, наподобие "Аргун-Сити" в Чечне, вызывает у нее большие сомнения:

– Я понимаю, когда деньги вкладываются в развитие университетов, инфраструктуры, железнодорожных вокзалов, аэропортов, дорог. Это все инвестиции, которые наращивают человеческий капитал и создают лучшие условия для жизни и бизнеса. Но я не уверена в том, что огромные стадионы окупаемы – скорее всего, они лягут на бюджет. В целом эта любовь к большим проектам не оправданна ни экономически, ни социально.

Тем более странно, что в процессе такого масштабного строительства страдают люди, потому что федеральное законодательство защищает людей в тех случаях, когда земли отводятся под так называемые государственные нужды. Собственникам должна компенсироваться рыночная стоимость их земли и жилья, а нанимателям, тем, кто живет в муниципальном жилье, должны предоставляться равноценные условия для проживания. Очень плохо, что этот закон не работает в Чечне. Люди должны жаловаться и отстаивать свои права, – уверена Наталья Зубаревич.

Между тем, стало известно, что правозащитники уже написали письмо на имя президента РФ. Последняя надежда, как всегда, на гаранта Конституции.
XS
SM
MD
LG