Ссылки для упрощенного доступа

Всероссийские иски настигли "Аэрофлот"


Современное авиационное законодательство не побуждает авиакомпании добросовестно относиться к своим обязаностям
Современное авиационное законодательство не побуждает авиакомпании добросовестно относиться к своим обязаностям
Пострадавшие от предновогоднего авиаколлапса пассажиры подали первые иски против авиакомпании "Аэрофлот". А Общество защиты прав потребителей ждет ответа от Владимира Путина: правительство призвали пересмотреть унизительно низкий размер компенсаций за задержку авиарейсов.

В полдень в пресс-центр "Интерфакса", где собирались выступить юристы, пытался протиснуться мужчина - с ребенком на инвалидной коляске. Пандусов в здании не было, коляску вместе с ребенком пришлось тащить на руках. Игорь Усов рассказал, что они с больным сыном провели в аэропорту перед Новым годом "всего" сутки. Комната матери и ребенка была переполнена детьми, которые, по словам Игоря, были в еще худшем состоянии. Так что маленькому Денису места там не нашлось...

Игорь с Денисом пристроились в заднем ряду.

Первым перед собравшимися выступил адвокат Сергей Жорин:

- В нашу Коллегию адвокатов обратилось более тысячи пострадавших от транспортного коллапса, который произошел перед Новым годом. Более половины, 512 пассажиров, имеют претензии к компании "Аэрофлот". 320 пассажиров имели на руках билеты авиакомпании "Трансаэро", однако эта авиакомпания решила всем выплатить компенсации. Сумма выплат уже достигла 10 миллионов рублей.

При этом авиакомпания "Трансаэро" не названа Минтрансом в числе виновников происходящего в "Домодедово" - то есть, выплачиваемая сумма будет впоследствии взыскана в регрессном порядке с виновников, в частности, с аэропорта "Домодедово". Аэропорт "Домодедово" как раз назван Минтрансом в числе тех, кто виноват в предновогоднем коллапсе. А компания "Аэрофлот" фигурирует в отчете Минтранса как главный виновник авиаколлапса в "Шереметьево" - ведь только эта авиакомпания не летала в те дни из аэропорта "Шереметьево".

Моих клиентов возмущает поведение руководства "Аэрофлота". Обещанные 20 миллионов долларов компенсации мы ждем до сих пор. Вместо этого пострадавшим пассажирам - и то не всем! - навязывают ваучеры (документ, гарантирующий скидку при последующем приобретении билета в авиакомпании - РС)
в обмен на расписку об отсутствии претензий.

В итоге за прошлую неделю мы подали около 50 исков в отношении авиакомпании "Аэрофлот" на общую сумму свыше 10 миллионов рублей. Не будем ничего говорить о независимости и беспристрастности суда, но нами было принято решение подать большое количество исков по всей России - по месту нахождения истцов, - рассказал Сергей Жорин.

По мнению адвоката, множество индивидуальных исков - перспективнее, чем один коллективный по месту юрисдикции "Аэрофлота" (подобный иск готовит другая группа граждан, объединившись через социальные сети, о чем рассказывало РС). Сергей Жорин добавил, что еще сотни исков будут поданы в ближайшие несколько недель.

Авиакомпаниям в форс-мажорной ситуации просто невыгодно предоставлять пассажирам горячее питание, питье и гостиницу. Заплатить штраф – дешевле, рассказал председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков:

- Менеджмент авиакомпаний и аэропортов показал полную недееспособность в критической ситуации. На наш взгляд, для этого есть законодательные причины. Статья 120 нашего Воздушного кодекса предусматривает штраф для авиакомпании за задержку рейсов в размере... 25 рублей в час. Если пассажир провел сутки в аэропорту, он получит 600 рублей компенсации! Это абсолютно издевательская норма, которой нет ни в одной стране мира. Эта норма нисколько не побуждает авиакомпании соблюдать наши права. Им проще заплатить эти 25 рублей в час.

Для того, чтобы изменить эту ситуацию, Общество защиты прав потребителей обратилось в правительство РФ с предложениями по изменению статьи 120 Воздушного кодекса. Мы предлагаем, чтобы потребитель получал 3% от стоимости авиабилета за каждый час просрочки, - сказал Михаил Аншаков.

Юрист добавил, что российское законодательство в области воздушных перевозок было принято под серьезным давлением лоббистских групп, прежде всего, "Аэрофлота" - компании с государственным участем и "монополиста".

На вопрос корреспондента Радио Свобода, есть ли мотивы для обращения в Федеральную антимонопольную службу, ответил Сергей Жорин:

- В ФАС, у которой есть возможность наказать авиакомпанию штрафом в размере 15% ее прибыли, писали мы. К сожалению, дело не было заведено.

Сергей Жорин заметил, что минимальная рекомендуемая им сумма морального вреда, которую пострадавшим пассажирам необходимо указать в иске - двести тысяч рублей.

Пресс-конференция юристов была необычной. Сидящие в зале авиапассажиры, не представляясь, то и дело поправляли выступавших, а иногда вставляли свои реплики: "В основном отмечается очень важная проблема - именно ожидание в аэропорту. Но есть очень много людей, чьи рейсы были просто отменены в одностороннем порядке. Я являюсь представителем борта, который был отменен в одностороннем порядке "Аэрофлот" 29 числа. Боюсь, что очень много людей находятся в моем положении. Нас вообще не замечают. Мы не участвуем в списках рейсов, на которые можно выдать ваучер. Мы нигде не значимся. Наши рейсы отменили - все, нас нет", - рассказала пассажирка.

Отец маленького Дениса Усова выступить не пытался. Только после того, как ведущий обратил внимание на присутствие в зале ребенка на инвалидной коляске, представитель Усовых адвокат Александр Саикин пояснил:

- Все началось с того, что у этих людей, которые летели к родственникам во Владивосток на Новый год, пропал багаж. Багаж - это приспособление для ребенка. Багаж был найден, но компания "Трансаэро" приняла решение о компенсации морального вреда в размере 30 тысяч на семью - сказал адвокат.

Тридцать тысяч рублей – это все, что требовали Усовы. Именно столько стоили лекарства Дениса, утерянные вместе с багажом, который, конечно, нашли, но только через полтора месяца. Долгими разбирательствами с авиакомпаний занималась мать мальчика, Татьяна. Недавно она попала в реанимацию. Рассказать обо всем в микрофон Игорь Усов не мог - мешали слезы.
XS
SM
MD
LG