90 лет назад в семье итальянских эмигрантов в Аргентине родился Астор Пьяццолла – выдающийся музыкант и композитор второй половины ХХ века. Пьяццолла – создатель стиля "новое танго", который приобрел в мире огромную популярность уже после кончины композитора в 1992 году.
Пьяццолла получил классическое музыкальное образование, работал во многих жанрах, писал классическую музыку для аккордеона, инструментальные композиции, так называемые танго-песни. Только за последние десять лет жизни он сочинил 300 танго и написал музыку к 50 кинофильмам. О творчестве Астора Пьяццоллы и его взаимоотношениях с основоположником классической музыки танго – Карлосом Гарделем – в интервью Радио Свобода рассказывает директор Центра цивилизационных и культурологических исследований Института Латинской Америки РАН Наталья Константинова:
– Дело в том, что они представляют два разных направления. Одно – это так называемая "старая гвардия", родоначальником которой был Карлос Гардель. Второе – новое аргентинское танго, заслуга создания которого принадлежит Пьяццолле, сумевшему стереть границы между серьезной музыкой и популярной. Передав всю сущность танго, он одновременно сочетал его с ритмами танцевальной и красивой эстрадной музыки в стиле Фрэнка Синатра. При этом у него была очень хорошая классическая подготовка, поскольку он учился и в Париже, и в Нью-Йорке. Все представители классического аргентинского танго или так называемой "старой гвардии" до такой степени не принимали музыку Пьяццоллы, что даже дали ему прозвище – "убийца танго". Я думаю, что звездный час Пьяццоллы наступил в 1985 году, когда он получил звание Почетного гражданина Буэнос-Айреса. Я думаю, что это было для него лучшей наградой.
– Какие социальные обстоятельства наложились на то, что возник этот стиль?
– Что касается непосредственно Аргентины, то это были годы военной диктатуры, и стремление Пьяццоллы высвободить танго из традиционных, классических канонов и придать ему другой стиль, привело к тому, что он сумел создать абсолютно новый жанр. Уже начиналась глобализация, которая в сфере культуры проявилась именно в этом – расширении привычных границ. Одно из самых известных своих произведений – "Большое танго" Пьяццолла посвятил Мстиславу Ростроповичу. И очень символично, что именно это произведение прозвучало на сцене одного из лучших оперных театров мира – "Колон" в Буэнос-Айресе – в исполнении самого Ростроповича в 1994 году на концерте, посвященном памяти Астора Пьяццоллы. Пьяццолла – это композитор на века. Его невозможно повторить.
Знаток танго, многолетний сотрудник РС, итальянский журналист Марио Корти согласен с Пьяццоллой, который считал, что танго – это не танец, а, прежде всего, музыка и песня:
– Танго, как и джаз, – это великие новшества в музыке ХХ века, притом, что своими корнями танго уходит глубоко в музыкальные традиции Аргентины и Америки. Один из важнейших источников возникновения танго – эмигранты из Европы, в основном, из Италии и Германии. Не надо забывать, что главный инструмент – банданеон (это разновидность аккордеона) – был придуман немцем. Но танго – чисто городской, буэнос-айресский жанр. Аргентинская музыка в основном деревенская, и она сильно отличается от танго, хотя танго многое и переняло из нее.
Чтобы понять, почему Пьяццолла так изменил танго, надо немножко углубиться в его биографию. Во-первых, он вырос в Нью-Йорке. Там он пристрастился к джазу, там же научился играть на бандонеоне, там же, под руководством одного из учеников Рахманинова, венгра Бела Вильда, аранжировал фортепианные сочинения, в том числе сочинения Баха, для банданеона. Во-вторых, он работал с маститыми исполнителями танго, такими, как Карлос Гардель, Альберто Хинастер. Пьяццолла не хотел сочинять музыку для танго. Он хотел быть серьезным классическим композитором, поэтому перебравшись в Париж, пошел учиться к Наде Буланже, органистке и дирижеру, учителю Баренбойма, Аарона Копленда и Джорджа Гершвина. Вот в такой атмосфере вырос музыкальный талант Пьяццоллы.
– У вас есть объяснение тому, почему в последние годы, уже после смерти Пьяццоллы, его "новое танго" стало так популярно во всем мире?
– Потому что это великолепная музыка и великолепный спектакль. Не надо забывать, что он сочинил, скажем, такое музыкальное действо, как "Мария из Буэнос-Айреса", в котором отчетливо прослеживаются и новшества, и традиционность его музыки.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Пьяццолла получил классическое музыкальное образование, работал во многих жанрах, писал классическую музыку для аккордеона, инструментальные композиции, так называемые танго-песни. Только за последние десять лет жизни он сочинил 300 танго и написал музыку к 50 кинофильмам. О творчестве Астора Пьяццоллы и его взаимоотношениях с основоположником классической музыки танго – Карлосом Гарделем – в интервью Радио Свобода рассказывает директор Центра цивилизационных и культурологических исследований Института Латинской Америки РАН Наталья Константинова:
– Дело в том, что они представляют два разных направления. Одно – это так называемая "старая гвардия", родоначальником которой был Карлос Гардель. Второе – новое аргентинское танго, заслуга создания которого принадлежит Пьяццолле, сумевшему стереть границы между серьезной музыкой и популярной. Передав всю сущность танго, он одновременно сочетал его с ритмами танцевальной и красивой эстрадной музыки в стиле Фрэнка Синатра. При этом у него была очень хорошая классическая подготовка, поскольку он учился и в Париже, и в Нью-Йорке. Все представители классического аргентинского танго или так называемой "старой гвардии" до такой степени не принимали музыку Пьяццоллы, что даже дали ему прозвище – "убийца танго". Я думаю, что звездный час Пьяццоллы наступил в 1985 году, когда он получил звание Почетного гражданина Буэнос-Айреса. Я думаю, что это было для него лучшей наградой.
– Какие социальные обстоятельства наложились на то, что возник этот стиль?
– Что касается непосредственно Аргентины, то это были годы военной диктатуры, и стремление Пьяццоллы высвободить танго из традиционных, классических канонов и придать ему другой стиль, привело к тому, что он сумел создать абсолютно новый жанр. Уже начиналась глобализация, которая в сфере культуры проявилась именно в этом – расширении привычных границ. Одно из самых известных своих произведений – "Большое танго" Пьяццолла посвятил Мстиславу Ростроповичу. И очень символично, что именно это произведение прозвучало на сцене одного из лучших оперных театров мира – "Колон" в Буэнос-Айресе – в исполнении самого Ростроповича в 1994 году на концерте, посвященном памяти Астора Пьяццоллы. Пьяццолла – это композитор на века. Его невозможно повторить.
Знаток танго, многолетний сотрудник РС, итальянский журналист Марио Корти согласен с Пьяццоллой, который считал, что танго – это не танец, а, прежде всего, музыка и песня:
– Танго, как и джаз, – это великие новшества в музыке ХХ века, притом, что своими корнями танго уходит глубоко в музыкальные традиции Аргентины и Америки. Один из важнейших источников возникновения танго – эмигранты из Европы, в основном, из Италии и Германии. Не надо забывать, что главный инструмент – банданеон (это разновидность аккордеона) – был придуман немцем. Но танго – чисто городской, буэнос-айресский жанр. Аргентинская музыка в основном деревенская, и она сильно отличается от танго, хотя танго многое и переняло из нее.
Чтобы понять, почему Пьяццолла так изменил танго, надо немножко углубиться в его биографию. Во-первых, он вырос в Нью-Йорке. Там он пристрастился к джазу, там же научился играть на бандонеоне, там же, под руководством одного из учеников Рахманинова, венгра Бела Вильда, аранжировал фортепианные сочинения, в том числе сочинения Баха, для банданеона. Во-вторых, он работал с маститыми исполнителями танго, такими, как Карлос Гардель, Альберто Хинастер. Пьяццолла не хотел сочинять музыку для танго. Он хотел быть серьезным классическим композитором, поэтому перебравшись в Париж, пошел учиться к Наде Буланже, органистке и дирижеру, учителю Баренбойма, Аарона Копленда и Джорджа Гершвина. Вот в такой атмосфере вырос музыкальный талант Пьяццоллы.
– У вас есть объяснение тому, почему в последние годы, уже после смерти Пьяццоллы, его "новое танго" стало так популярно во всем мире?
– Потому что это великолепная музыка и великолепный спектакль. Не надо забывать, что он сочинил, скажем, такое музыкальное действо, как "Мария из Буэнос-Айреса", в котором отчетливо прослеживаются и новшества, и традиционность его музыки.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"