Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Советские колонисты в Афганистане


В британском издательстве «Profile Books» опубликована книга бывшего посла Великобритании в Советском Союзе и России сэра Родрика Брейтуэйта «Афганцы: русские в Афганистане, 1979-89». Это не только хорошо документированная история советского вторжения в Афганистан, но и рассказы участников войны, с которыми автор книги встречался в России.

Родрик Брейтуэйт был послом Великобритании в Москве с 1988 по 1992 год, то есть в период вывода советских войск из Афганистана и в момент крушения СССР. После этого он был политическим советником премьер-министра Джона Мейджора, затем – главой Объединенного комитета по разведке.

Само название книги – «Афганцы» – говорит о том, что это не просто история войны, но, прежде всего, рассказ о ее участниках, – советских солдатах и офицерах, из которых свыше 15 тысяч не вернулись домой. Среди ветеранов этой девятилетней войны, с которыми встречался бывший британский дипломат и политик, а ныне писатель и историк, – российские политики, журналисты, советники правительства, солдаты, офицеры, генералы, врачи, медсестры, инженеры и строители. Многие из них до сих пор убеждены, что Советский Союз вторгся в Афганистан с благими намерениями. Они говорят, что провели земельную реформу, накормили голодных, освободили женщин от шариата, всем дали бесплатное образование, построили электростанции и заводы. В памяти других ветеранов сохранились лишь ужасы войны, кровь, нечеловеческая жестокость с обеих сторон, чувство страха и одиночества, которые они испытывали на горных блокпостах и заставах. Горечью проникнуты их рассказы о враждебности, с которой ветеранов-афганцев нередко встречали по возвращении домой. Именно эта враждебность, а также память о поражении и бессмысленных потерях подталкивали их к криминалу. Автор книги об этих событиях Родрик Брейтуэйт отмечает, что советская война в Афганистане мало отличалась от любой другой войны, а ее участники очень похожи на солдат других армий.

– Это была война, а на всех войнах происходит одно и то же: ужас и смерть. Воюющие молодые солдаты неизбежно становятся участниками трагических и жестоких событий. Солдат остается солдатом на всех войнах. В России я разговаривал только с теми ветеранами-афганцами, которые хотели со мной говорить. Дело в том, что после любой войны многие ее участники отказываются вспоминать, отказываются рассказывать о войне. Даже в собственной семье они предпочитают не вспоминать о ней. Такое происходило и после Второй мировой войны. Любая война чревата серьезной психологической травмой, поэтому ее участники очень неохотно вспоминают о военных событиях. Те ветераны, с которыми мне удалось поговорить, - это афганцы, которые согласились рассказать о прошлом. Конечно, мне облегчил задачу тот факт, что мы беседовали о войне спустя двадцать лет, и ветеранам было легче вспоминать. Кроме того, у них был и еще один стимул: им было лестно, что люди ими заинтересовались – ведь по возвращении домой из Афганистана их встретили молчанием, их критиковали, они были в подавленном состоянии. В своей книге мне хотелось передать и этот момент.

– Одна из частей вашей книги называется «The Long Goodbye» («Долгое прощание»). Почему советское вторжение в Афганистан затянулось на девять лет? Ведь СССР рассчитывал на краткосрочную военную операцию...

– Дело в том, что руководство СССР мало что планировало, решившись на вторжение в Афганистан. Многое при этом было чистейшей импровизацией. В то время русские не думали, что им придется воевать. Предполагалось, что вторгшиеся войска наведут нужный СССР порядок, обучат афганскую армию и полицию и уйдут через полгода, максимум через год. И вдруг оказалось, что они были вовлечены в войну. Они этого не ожидали. Любопытно, что обсуждение способа вывода войск из Афганистана в политбюро ЦК КПСС состоялось уже через месяц после вторжения.

– Вы сравниваете советскую войну в Афганистане с другими колониальными войнами. В чем ее специфика по сравнению с другими войнами такого типа?

– Я провожу такие сравнения, чтобы показать, что никакой специфики нет. Это была стандартная интервенция. Когда войска какой-то одной страны вторгаются на территорию другой, а там происходит гражданская война или это просто чуждая цивилизация, люди, как правило, оказывают вторжению сопротивление. Это происходит независимо от того, пытаетесь ли вы насадить в этой стране демократию или социализм. Народы не хотят этого. Они сопротивляются любому иностранному вторжению. Так случилось во Вьетнаме, в Индокитае, при советском вторжении в Афганистане. Так происходит сейчас в Афганистане.

– Ваша книга завершается такими словами: «По возвращении домой воевавших солдат обуревают ужасные видения того, что они совершали»...

– На войне солдаты становятся не только свидетелями, но и участниками ужасных деяний. В этом заключается природа войны. Вовсе не надо быть советским солдатом, чтобы эти деяния совершать. Это касается и англичан, и американцев. В этом суть военных действий. После любой войны ее участников преследуют ужасные воспоминания, которые наносят огромную психологическую травму. Последствия этой травмы ощущаются годами и даже десятилетиями.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG