Ссылки для упрощенного доступа

Грузинский взгляд: стеклянный дом для полиции


Здание Министерства внутренних дел Грузии
Здание Министерства внутренних дел Грузии
Радио Свобода в информационных программах представляет цикл интервью и корреспонденций о современном состоянии грузино-российских отношений. Специальный корреспондент РС Максим Ярошевский побывал в Грузии, повстречался с представителями властей, составил собственное впечатление о положении и настроениях в стране.

Здание Министерства внутренних дел Грузии в Тбилиси похоже на большую стеклянную волну. Внутри огромные окна от пола до потолка. Никаких занавесей и жалюзи. Так же прозрачно и открыто выглядят почти все городские полицейские участки в Батуми, Кутаиси или Телави (исключение составляет разве что жилой дом бывшего "вора в законе" в Кутаиси, который недавно переделали в участок). Идея сделать работу полиции прозрачной в буквальном смысле этого слова возникла случайно, когда в стране только начинали бороться с организованной преступностью. А начинали реформирование, по словам главы МВД Грузии Вано Мерабишвили, с борьбы с преступными группировками и в частности с "ворами в законе":

За первые два года криминал убил 36 полицейских и около 38 бандитов было убито во время перестрелок. Это была ломка общества. Сейчас мы добились того, что доверие к полиции возросло – по опросам, нашему органу доверяют 84% населения. В списке самых некоррумпированных стран Грузия занимает третье место, отставая лишь от Норвегии и Дании, а третье место деля со Швейцарией. Система работает строго: полицейский, если он просто отказался от предлагаемой взятки, потеряет работу, потому что он обязан арестовать взяткодателя. Сейчас 0,1% молодых людей хотят стать "ворами в законе", а 35% хотят стать полицейскими – это главное.

На экскурсию в строящийся полицейский офис российские журналисты приехали в кортеже руководителя МВД Грузии. Временами, несмотря на мигалки, колонна тормозила на красный сигнал светофора. Строящееся здание оказалось больше похожим на бутик или салон красоты – средних
размеров трехэтажная стеклянная пирамида. О том, что уже через месяц в ней установят компьютеры, а за столы сядут участковые, патрульные и оперативные работники, можно догадаться, лишь прочитав надпись крупными красными буквами на самом пике пирамиды – "полиция".
Неважно, как выглядит полицейский участок, заявляет Вано Мерабишвили. Он может быть похож на аквариум, кубик Рубика, такую вот пирамиду или шайбу. Главное, что происходит внутри. Переоборудование участков – это тоже часть реформы МВД, которую начинали с полной ревизии и омоложения личного состава, уточняет главный грузинской полицейский:

– Молодые оказались в 100 раз эффективнее старых оперов. Потому что все разговоры о том, что эти опера умные, что у них какая-то своя сеть, свои информаторы, оказались сказкой. И – самое главное – выяснилось, что не будет никакой организованной преступности, если обрубить все ее связи с полицией. Фактически организованная преступность исчезла. За последние 5 лет в Грузии не было ни одного заказного убийства, у нас нет похищений людей, угона автомобилей, нет такого понятия, как рэкет, – говорит Вано Мерабишвили.

Авторство реформы МВД в Грузии принадлежит президенту Михаилу Саакашвили. У многих в России есть вопросы к внешней политике Саакашвили, но за преобразования в полиции ему стоит отдать должное, считает генерал-майор милиции в отставке, бывший глава российского отделения Интерпола Владимир Овчинский:

– Во-первых, Саакашвили не растягивал реформу на такой долгий срок, как у нас это сделали. Сначала он создал финансовый ресурс под это дело, потом вывел всех служащих за штат. Всех, на кого был какой-либо компрометирующий материал, уволил. Если были признаки состава преступления – передавали материалы в прокуратуру, возбуждали уголовные дела, невзирая на ранги и погоны. Оставшимся сотрудникам увеличил в несколько раз зарплату, а когда предлагается хороший оклад, скамейка запасных становится очень длинной. Всюду был введен видеоконтроль за работой сотрудников МВД. Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что реформа МВД и полиции в Грузии проводилась одномоментно с нанесением мощного удара по организованной преступности...

По мнению директора центра антикоррупционных исследований "Трансперенси Интернешнл" Елены Панфиловой, в Грузии действительно искоренили взяточничество, подкуп. Однако осталась еще коррупция в самых высших эшелонах власти. Тем не менее, реформирование полиции действительно произошло. Однако грузинский метод для России не подойдет, уверена Елена Панфилова:

– Грузии удалось взять под контроль как бытовое, так и административное взяточничество. При этом осталась нетронутой верхушечная коррупция, политическая. Фактически была проведена полная инвентаризация того, кто и что делает в правоохранительной системе, в системе предоставления услуг населению, в среде малого и среднего бизнеса. Вся система фактически была выстроена заново. При этом велся очень жесткий внутренний и внешний контроль. Были предприняты шаги, которые довольно сложно предпринять в России в силу размеров страны...

Гордость тбилисских властей – центр выдачи автомобильных прав, талонов техосмотра, номерных знаков и разрешений на ношение огнестрельного оружия. Это также часть реформы правоохранительных органов. Весь процесс, от сдачи экзамена на знание правил дорожного движения (на него выделяют полчаса), сдачи экзамена по вождению – еще 30 минут, и до получения водительского удостоверения и номерного знака на автомобиль, занимает около полутора часов. При этом в центре нет многометровых очередей. Более того, выбрать номер со своим именем и любимой цифрой можно, воспользовавшись автоматом вроде тех, что стоят в супермаркетах. Главное, чтобы этот номер был свободен.
XS
SM
MD
LG