Ссылки для упрощенного доступа

Адвокат Каринна Москаленко - о прецедентном деле Игоря Сутягина


Каринна Москаленко, один из адвокатов Игоря Сутягина по делу в Европейском суде по правам человека
Каринна Москаленко, один из адвокатов Игоря Сутягина по делу в Европейском суде по правам человека
Ученый Игорь Сутягин, осужденный российским судом за шпионаж на 15 лет лишения свободы, выиграл дело против России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

ЕСПЧ обязал российские власти выплатить Игорю Сутягину 20 тысяч евро. Об этом говорится в решении ЕСПЧ, опубликованном на его официальном сайте.

Суд установил, что в ходе уголовного преследования были нарушены права Игоря Сутягина на независимый суд, на свободу и личную неприкосновенность (статьи 5 и 6 Европейской Конвенции по правам человека).

Из решения Европейского суда:

"Суд пришел к выводу, что сомнения господина Сутягина в отношении независимости и беспристрастности суда могут быть оправданными, учитывая, что председательствующий судья был заменен по неизвестным причинам и без процессуальных гарантий. Следовательно, имело место нарушение статьи 6 § 1, поскольку суд не был достаточно независимым и беспристрастным".

Жалоба Игоря Сутягина в Европейский суд была подана еще в 2002 году. Решение ЕСПЧ по делу Сутягина в интервью Радио Свобода прокомментировала защитник ученого Каринна Москаленко:

- Судьба Игоря Сутягина, столь драматична, а мы, адвокаты, Анна Ставицкая и я, столько лет занимаемся его делом, что сегодня у нас особый день.

Помимо правового содержания, это дело несет огромный урок для российских властей. Для российской судебной власти, которая допустила такие фундаментальные нарушения по этому делу, что Европейский суд, исследуя первое же из нарушений, признал, что все остальное разбирательство и оценка нарушений просто лишены правового смысла.

Суд установил, что под очень примитивными предлогами был распущен суд присяжных, который изначально слушал дело. Власти утверждали, что была необходимость отправить судью Ш. в очередной отпуск. Учитывая, что новое рассмотрение было затянуто на 3,5 месяца, притворность этих домыслов не вызывает сомнений. И после этого Европейский суд говорит: нет смысла рассматривать дальше нарушения других фундаментальных прав, а также допустимость доказательств.

Как только прибегли к роспуску суда, который изначально должен был принять решение, - все, российские власти столь фундаментально нарушили право на справедливый суд, что все остальные пункты жалобы поглощаются этим.

И обратите внимание, что в этом решении практически ставится под сомнение то, что для властей любой страны, наверное, самое, болезненное, - независимость и беспристрастность суда.

- В решении суда сказано, что по этим причинам судьи не стали рассматривать нарушение 7-й и 10-й статьи Европейской Конвенции.

- Да, они не стали рассматривать эти отдельные нормы после того, как признали, что все разбирательство изначально, не соответствует самому первому и основному требованию. Не было беспристрастного и независимого суда! Это одно из самых тяжелейших обвинений в адрес судебной власти. Все остальные нарушения нет необходимости даже анализировать.

- То есть нельзя сказать, что жалоба Сутягина была удовлетворена лишь частично?

- Я считаю, что она удовлетворена по самому принципиальному моменту, который исключает дальнейшее обсуждение этого дела. Сутягин - прямая, откровенная жертва несправедливого суда. Дело рассмотрено было ненадлежащим судом, он не отвечает требованиям независимости и беспристрастности. Признавая такое нарушение, дальше невозможно вступать в обсуждение каждого из отдельных нарушений.

- При этом размер компенсации небольшой.

- Практика суда по этим взысканиям сложная. Это моральное удовлетворение, это не компенсация реального ущерба. Поэтому из каких обстоятельств исходил суд - трудно понять. Компенсация в 20 тысяч – конечно, символическая. Но главное - принципиальное решение суда.

- Как будет происходить исполнение решения? Властям достаточно выплатить компенсацию? Или Сутягин будет требовать своей реабилитации в российских судах?

- По требованию Сутягина они обязаны были бы пересмотреть это дело. Но Игорь Сутягин освобожден из-под стражи довольно причудливым образом. Я знаю его любовь к установлению истины, и мне кажется, он бы сейчас мог потребовать нового суда присяжных. Проблема в том, что по закону больше не может быть суда присяжных по его делу, так как российские власти изменили закон, и теперь такие дела не могут рассматриваться судом присяжных.

Поэтому пересмотр его дела вряд ли является актуальным. Другое дело - меры общего характера. Российская власть должна убедительно продемонстировать, что ей предприняты шаги во исключение таких манипуляций и с составом присяжных.

Сутягин уже в безопасности. Но россияне остаются в условиях точно также администрируемой судебной власти. Что-то должно быть немедленно исправлено. Нужно ввести систему, когда назначение суда присяжных и отбор присяжных будут соответствовать требованиям прозрачности. Этого в сегодняшней процедуре нет.

Я все время думаю о Валентине Данилове, который был оправдан судом присяжных, но затем манипуляции властей привели к тому, что этот заслуженный немолодой человек до сих пор находится в тюрьме.

Решение по делу Сутягина должно каким-то образом отразиться и на судьбе Валентина Данилова. После того как ЕСПЧ установил прецедент по делу Сутягина, ему будет легче принимать решение по этому делу.

- То, что российские власти немедленно что-то исправят – это не чересчур оптимистичный взгляд на проблему?

- Да, но решение суда по Сутягину действительно поможет суду выносить решения по подобным делам в дальнейшем. И мы будем обращаться в исполнительные органы Совета Европы. И если российские власти не имеют возможности, не могут, не хотят и не желают обеспечить справедливый суд, то они должны понести серьезную ответственность за это.
XS
SM
MD
LG