Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова, переводчик Виктор Лапицкий, директор издательства "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова, члены жюри премии Андрея Белого Глеб Морев и Александр Скидан.
Петр Вайль: В Петербурге объявлен шорт-лист литературной премии Андрея Белого. Это единственная в России негосударственная и некоммерческая премия, сохранившая свои традиции со времен ленинградской неподцензурной литературы. Из Петербурга передает наш специальный корреспондент Елена Фанайлова:
Елена Фанайлова: В 1978-м году премия Андрея Белова была придумана редакцией самиздатовского литературного журнала "Часы". Победители получали приз: советский рубль, яблоко и бутылку водки. Рассказывает переводчик Виктор Лапицкий, член жюри премии:
Виктор Лапицкий: Петербург - город меньше, чем Москва, и более централизованный, и здесь как-то вот силы центростремительные были существенно больше центробежных в сфере подпольной культуры, даже "Сайгон", такое место потрясающее, которое было интеллектуальным нервом и центром Питера – в Москве ничего аналогичного никогда не было. В Питере был "Сайгон", кафе, где могли встретиться все, бомжи, наркоманы и творческая интеллигенция, которая была вытеснена в этот самый бэкграунд, место легендарное, все о нем слышали, и в то же время это центр кристаллизации, в котором творческие силы находили друг друга и пытались выразить себя в каких-то новых формах. Так собственно, по-видимому, и начались какие-то творческие, если не объединения, то попытки творческих контактов между разными людьми. Премия Андрея Белого была призвана закрыть глаза на существующий мир установленных нормативных норм, рамок, критериев, литературных, художественных, и выделять тех, кого действительно любили в те времена, и кто действительно был властителем дум у творчески мыслящих, свободных людей, а не насаждаем официальной пропагандой.
Елена Фанайлова: В 70-е и 80-е годы лауреатами этой независимой премии становились Ольга Седакова и Алексей Парщиков, Елена Шварц и Виктор Кривулин, Борис Гройс и Юрий Мавлеев. В этом году в шорт-лист премии Андрея Белого в номинации "Гуманитарные исследования" вошла книга "Арефьевский круг". Это документы и материалы русского самиздата об одном из первых русских независимых художественных объединений конца 40-х годов.
Виктор Лапицкий: Самиздат - это явление социальное, и оно должно интересовать и обязано интересовать нас, коль история была наша. Это живая часть нашей истории, вытесненная в подсознание, совесть, часто, или какие-то интеллектуальные процессы, в общем, это живая часть наша, может, даже временами лучшая часть нашей жизни, которая обрела неадекватные формы, не те формы, в которых в принципе она должна была существовать.
Елена Фанайлова: Профессиональное сообщество питерских литераторов ежегодно награждает "За новаторство и эксперимент". Ирина Прохорова, директор издательства "Новое литературное обозрение", член жюри премии Андрея Белого:
Ирина Прохорова: Такой род премии - самый перспективный сейчас в России. Дело в том, что у нас немножко такое, я бы сказала, нуворишеское представление о том, как должны существовать премии, и теперь во главу угла ставится сумма денег, которую необходимо выдать, без некоторого понимания, что без разумной стратегии и некоторой сверхидеи, сколько бы денег ни поставь, премия все равно не функционирует. Конечно, приятно дать какое-то количество денег хорошим людям. Но никакого влияния на реальное развитие литературы, скажем, в стране, это не оказывает, или оказывает отрицательное влияние, потому что, так или иначе, закрепляет какие-то ложные стереотипы.
Елена Фанайлова: Премия – единственная в России, в номинациях которой присутствует поэзия. Третий год издательство "Новое литературное обозрение" публикует поэтические сборники номинантов на премию Андрея Белого:
Ирина Прохорова: Мое твердое убеждение личное, что самый поразительный феномен 90-х годов - это поэтическая революция, я бы сказала, такой поэтический ренессанс. И пока все вокруг кричали, что у нас гибель культуры и всякая полная ерундятина, как мы сейчас можем видеть, с начала 90-х годов просто народились какие-то мириады поэтов, которые писали и пишут крайне интересные стихи, и я думаю, что последующие историки литературы будут пожинать плоды этого урожая. Думаю, что лет на 50 теперь можно будет исследовать, что написано в 90-х годах.
Ирина Прохорова: В поэтический шорт-лист премии вошел Алексей Цветков, редактор Русской службы Радио Свобода. Говорит член жюри премии Андрея Белого Глеб Морев:
Глеб Морев: Цветков - один из лидеров группы "Московское время", существовавшей в Москве в 70-е годы, и потом плодотворно работавший в эмиграции. Его творчество не только эпизод из истории, яркой страницы в истории русской поэзии 70-80-х годов, но и его тексты сохраняют свой инновативный потенциал сегодня и актуальны для русского стихотворчества сегодняшнего дня.
Ирина Прохорова: В прошлом году премия в номинации заслуги досталась Владимиру Сорокину, за полгода до литературного скандала, устроенного "Идущими вместе" и последующего включения его романа в шорт-лист большого Букера. Жюри премии Андрея Белого в лице Александра Скидана отрицает политическую подоплеку включения в шорт-лист еще одного известного писателя:
Александр Скидан: Это Эдуард Лимонов с "Книгой воды", в которой, на мой взгляд, он возвращается, в общем, к мощи своих ранних вещей, к "Эдичке" и к любимому мной "Дневнику неудачника". Мне кажется, что после "Дневника" Лимонов не писал так сильно, так жестко, и мы совершенно не думали о политическом измерении этого вопроса, просто, честно говоря, для меня эта книга стала полной неожиданностью, и для многих членов жюри, потому что в каком-то смысле, и не у нас одних, было ощущение, что на Лимонове можно ставить крест, что он принес свой писательский дар в жертву идеологии и политике. Политика это политика, а литература - это литература. И Лимонов в тюрьме возвращается к какой-то аутентичной, подлинной, своей собственной истории.
Елена Фанайлова: Победители будут объявлены в конце ноября в Москве на ярмарке некоммерческой литературы, а традиционный приз – рубль, бутылку водки и яблоко - они получат в Петербурге в конце декабря.
Петр Вайль: В Петербурге объявлен шорт-лист литературной премии Андрея Белого. Это единственная в России негосударственная и некоммерческая премия, сохранившая свои традиции со времен ленинградской неподцензурной литературы. Из Петербурга передает наш специальный корреспондент Елена Фанайлова:
Елена Фанайлова: В 1978-м году премия Андрея Белова была придумана редакцией самиздатовского литературного журнала "Часы". Победители получали приз: советский рубль, яблоко и бутылку водки. Рассказывает переводчик Виктор Лапицкий, член жюри премии:
Виктор Лапицкий: Петербург - город меньше, чем Москва, и более централизованный, и здесь как-то вот силы центростремительные были существенно больше центробежных в сфере подпольной культуры, даже "Сайгон", такое место потрясающее, которое было интеллектуальным нервом и центром Питера – в Москве ничего аналогичного никогда не было. В Питере был "Сайгон", кафе, где могли встретиться все, бомжи, наркоманы и творческая интеллигенция, которая была вытеснена в этот самый бэкграунд, место легендарное, все о нем слышали, и в то же время это центр кристаллизации, в котором творческие силы находили друг друга и пытались выразить себя в каких-то новых формах. Так собственно, по-видимому, и начались какие-то творческие, если не объединения, то попытки творческих контактов между разными людьми. Премия Андрея Белого была призвана закрыть глаза на существующий мир установленных нормативных норм, рамок, критериев, литературных, художественных, и выделять тех, кого действительно любили в те времена, и кто действительно был властителем дум у творчески мыслящих, свободных людей, а не насаждаем официальной пропагандой.
Елена Фанайлова: В 70-е и 80-е годы лауреатами этой независимой премии становились Ольга Седакова и Алексей Парщиков, Елена Шварц и Виктор Кривулин, Борис Гройс и Юрий Мавлеев. В этом году в шорт-лист премии Андрея Белого в номинации "Гуманитарные исследования" вошла книга "Арефьевский круг". Это документы и материалы русского самиздата об одном из первых русских независимых художественных объединений конца 40-х годов.
Виктор Лапицкий: Самиздат - это явление социальное, и оно должно интересовать и обязано интересовать нас, коль история была наша. Это живая часть нашей истории, вытесненная в подсознание, совесть, часто, или какие-то интеллектуальные процессы, в общем, это живая часть наша, может, даже временами лучшая часть нашей жизни, которая обрела неадекватные формы, не те формы, в которых в принципе она должна была существовать.
Елена Фанайлова: Профессиональное сообщество питерских литераторов ежегодно награждает "За новаторство и эксперимент". Ирина Прохорова, директор издательства "Новое литературное обозрение", член жюри премии Андрея Белого:
Ирина Прохорова: Такой род премии - самый перспективный сейчас в России. Дело в том, что у нас немножко такое, я бы сказала, нуворишеское представление о том, как должны существовать премии, и теперь во главу угла ставится сумма денег, которую необходимо выдать, без некоторого понимания, что без разумной стратегии и некоторой сверхидеи, сколько бы денег ни поставь, премия все равно не функционирует. Конечно, приятно дать какое-то количество денег хорошим людям. Но никакого влияния на реальное развитие литературы, скажем, в стране, это не оказывает, или оказывает отрицательное влияние, потому что, так или иначе, закрепляет какие-то ложные стереотипы.
Елена Фанайлова: Премия – единственная в России, в номинациях которой присутствует поэзия. Третий год издательство "Новое литературное обозрение" публикует поэтические сборники номинантов на премию Андрея Белого:
Ирина Прохорова: Мое твердое убеждение личное, что самый поразительный феномен 90-х годов - это поэтическая революция, я бы сказала, такой поэтический ренессанс. И пока все вокруг кричали, что у нас гибель культуры и всякая полная ерундятина, как мы сейчас можем видеть, с начала 90-х годов просто народились какие-то мириады поэтов, которые писали и пишут крайне интересные стихи, и я думаю, что последующие историки литературы будут пожинать плоды этого урожая. Думаю, что лет на 50 теперь можно будет исследовать, что написано в 90-х годах.
Ирина Прохорова: В поэтический шорт-лист премии вошел Алексей Цветков, редактор Русской службы Радио Свобода. Говорит член жюри премии Андрея Белого Глеб Морев:
Глеб Морев: Цветков - один из лидеров группы "Московское время", существовавшей в Москве в 70-е годы, и потом плодотворно работавший в эмиграции. Его творчество не только эпизод из истории, яркой страницы в истории русской поэзии 70-80-х годов, но и его тексты сохраняют свой инновативный потенциал сегодня и актуальны для русского стихотворчества сегодняшнего дня.
Ирина Прохорова: В прошлом году премия в номинации заслуги досталась Владимиру Сорокину, за полгода до литературного скандала, устроенного "Идущими вместе" и последующего включения его романа в шорт-лист большого Букера. Жюри премии Андрея Белого в лице Александра Скидана отрицает политическую подоплеку включения в шорт-лист еще одного известного писателя:
Александр Скидан: Это Эдуард Лимонов с "Книгой воды", в которой, на мой взгляд, он возвращается, в общем, к мощи своих ранних вещей, к "Эдичке" и к любимому мной "Дневнику неудачника". Мне кажется, что после "Дневника" Лимонов не писал так сильно, так жестко, и мы совершенно не думали о политическом измерении этого вопроса, просто, честно говоря, для меня эта книга стала полной неожиданностью, и для многих членов жюри, потому что в каком-то смысле, и не у нас одних, было ощущение, что на Лимонове можно ставить крест, что он принес свой писательский дар в жертву идеологии и политике. Политика это политика, а литература - это литература. И Лимонов в тюрьме возвращается к какой-то аутентичной, подлинной, своей собственной истории.
Елена Фанайлова: Победители будут объявлены в конце ноября в Москве на ярмарке некоммерческой литературы, а традиционный приз – рубль, бутылку водки и яблоко - они получат в Петербурге в конце декабря.