Программу ведет Татьяна Валович. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.
Татьяна Валович: Недавно в издательстве "Блиц" вышла книга Натальи Ивановой "Скрытый свет русской литературы на переходе через век". Давайте послушаем репортаж корреспондента Радио Свобода Татьяны Вольтской об этом издании.
Татьяна Вольтская: Книга состоит из очерков о литературе, написанных Натальей Ивановой за последние годы. Размышления литературного критика вплетены в хронику современной литературной и общественной жизни, среди персонажей книги - и Виктор Астафьев, Александр Солженицын, Владимир Маканин, Татьяна Толстая, Эдуард Лимонов, а также почти неизвестные литераторы. Автора интересует развитие жанров и их взаимодействие. Говорит Наталья Иванова.
Наталья Иванова: Я себе представляю - Суворов через Альпы. Вот русская литература также примерно по льдам, по снегам, скользя на заднице, вот она перебирается в новый век. Я, как филолог, смотрю, как и куда движутся жанры, куда движется роман. Те романы, которые нам кажутся при первом чтении любопытными, потом куда-то растворяются. Вот куда они растворились? Почему сегодня нон-фикшн очень часто побеждает? Конфликт между воображением и действительностью, который существует в литературе, мне это было очень любопытно и это я анализирую.
Татьяна Вольтская: Один из главных и самых интересных вопросов, поставленных в книге, вопрос о том, как современные российские литераторы смогли воспользоваться свободой от цензуры. Наталья Иванова считает, что многие так и не поняли, что делать с внезапно свалившейся на них свободой. Еще один вопрос - что такое пошлость, вернее, реабилитация пошлости как темы. Другая проблема - как русская литература преодолела искушение постмодернизма.
Наталья Иванова: Она не просто так прошла через это искушение, через этот соблазн. Она овладела инструментарием. И вот это сочетание русской литературной традиции с постмодернистским арсеналом сейчас как раз получило очень любопытные плоды. Есть достаточно молодые писатели, как Андрей Дмитриев или как Маканин, который вобрал в себя все, что изобрел постмодернизм, но в конце концов пришел не к сорокинскому варианту, а к какому-то такому совершенно индивидуальному.
Татьяна Вольтская: Наталья Иванова приходит к выводу, что русская литература на рубеже веков прошла через ускоренное развитие. Еще в 80-х годах было огромное количество бывшей запретной литературы, потеснившей литературу текущую, может быть, в 90-е годы и не было великих писателей, говорит автор, но процесс в литературе шел очень важный. Последняя часть книги - это злободневная полемика: с Кушнером об Ахматовой, с Солженицыным об Бродском и о книге «200 лет вместе», с Войновичем о Солженицыне. Современная русская литература предстает в книге Натальи Ивановой, быть может, даже более живой, чем на самом деле.
Татьяна Валович: Недавно в издательстве "Блиц" вышла книга Натальи Ивановой "Скрытый свет русской литературы на переходе через век". Давайте послушаем репортаж корреспондента Радио Свобода Татьяны Вольтской об этом издании.
Татьяна Вольтская: Книга состоит из очерков о литературе, написанных Натальей Ивановой за последние годы. Размышления литературного критика вплетены в хронику современной литературной и общественной жизни, среди персонажей книги - и Виктор Астафьев, Александр Солженицын, Владимир Маканин, Татьяна Толстая, Эдуард Лимонов, а также почти неизвестные литераторы. Автора интересует развитие жанров и их взаимодействие. Говорит Наталья Иванова.
Наталья Иванова: Я себе представляю - Суворов через Альпы. Вот русская литература также примерно по льдам, по снегам, скользя на заднице, вот она перебирается в новый век. Я, как филолог, смотрю, как и куда движутся жанры, куда движется роман. Те романы, которые нам кажутся при первом чтении любопытными, потом куда-то растворяются. Вот куда они растворились? Почему сегодня нон-фикшн очень часто побеждает? Конфликт между воображением и действительностью, который существует в литературе, мне это было очень любопытно и это я анализирую.
Татьяна Вольтская: Один из главных и самых интересных вопросов, поставленных в книге, вопрос о том, как современные российские литераторы смогли воспользоваться свободой от цензуры. Наталья Иванова считает, что многие так и не поняли, что делать с внезапно свалившейся на них свободой. Еще один вопрос - что такое пошлость, вернее, реабилитация пошлости как темы. Другая проблема - как русская литература преодолела искушение постмодернизма.
Наталья Иванова: Она не просто так прошла через это искушение, через этот соблазн. Она овладела инструментарием. И вот это сочетание русской литературной традиции с постмодернистским арсеналом сейчас как раз получило очень любопытные плоды. Есть достаточно молодые писатели, как Андрей Дмитриев или как Маканин, который вобрал в себя все, что изобрел постмодернизм, но в конце концов пришел не к сорокинскому варианту, а к какому-то такому совершенно индивидуальному.
Татьяна Вольтская: Наталья Иванова приходит к выводу, что русская литература на рубеже веков прошла через ускоренное развитие. Еще в 80-х годах было огромное количество бывшей запретной литературы, потеснившей литературу текущую, может быть, в 90-е годы и не было великих писателей, говорит автор, но процесс в литературе шел очень важный. Последняя часть книги - это злободневная полемика: с Кушнером об Ахматовой, с Солженицыным об Бродском и о книге «200 лет вместе», с Войновичем о Солженицыне. Современная русская литература предстает в книге Натальи Ивановой, быть может, даже более живой, чем на самом деле.