Программу ведет Петр Вайль. О Викторе Цое говорит культуролог Илья Смирнов.
Петр Вайль: 21 июня исполняется 40 лет со дня рождения Виктора Цоя, рок-музыканта, певца, лидера группы "Кино". После его трагической гибели в возрасте 28 лет в России возник подлинный культ Цоя. Самое яркое свидетельство - стена Цоя на Старом Арбате в Москве, на которой постоянно появляются новые надписи неубывающих поклонников. О причинах и особенностях этого феномена мы попросили высказаться культуролога Илью Смирнова:
Илья Смирнов: Почему именно Цой стал звездой шоу-бизнеса - проблема отдельная. Как написал немецкий музыковед Юрген Кестинг: "Звездой" сегодня может быть любой. Это слово бросают вдогонку каждому, игроку в футбол, дикторше на телевидении, болтуну в ток-шоу. Все - звезды, все приобретают известность, на деле никакими исключительными качествами не отличаются". Это естественно не о Цое сказано, а о механизме "звездообразования". В данном случае культу способствовали, конечно, и экзотическая внешность, она действовала на девушек очень сильно, даже тогда, когда Витя был ни какая не знаменитость, а басист в группе "Автоматических удовлетворителей", где ни один человек не умел играть, включая басиста. Кстати, лишнее доказательство того, что Россия не была расистской страной. Теперь расизм господам Прохановым, Балабановым приходится изо всех сил вколачивать в русские мозги. Когда вколотят, скажут, что так и было в менталитете написано. Но второе обстоятельство - это трагическая гибель в молодости. Есть такой штамп в беседах между девушками, очень пожившими к 18 годам: "Мой парень разбился на мотоцикле"...
Главное обстоятельство, наверное, то, что Виктор всю свою короткую артистическую жизнь, где-то 8 лет, балансировал между искусством и попсой, как сказал по другому поводу его друг и учитель, благословивший его в рок-музыку: "У меня есть две фазы, мама". Вот последний год пришелся как раз на фазу интенсивной раскрутки группы "Кино" всякого рода "Московскими комсомольцами" по стадионам, по "желтым" газетенкам, по другим рыночным площадкам. Есть основания полагать, что Виктор вылез бы из всего этого сам, потому что два его последних альбома - "Группа крови" и "Звезда по имени солнце" - как раз очень сильные и ничего общего ни с какой попсой не имеют, просто очень хорошие, трагические песни. Кстати, любопытно, второй отец-основатель "Кино" Леша Рыбин написал совершенно убийственный текст, как бы роман о шоу-бизнесе, на самом деле, социологическое исследование, под названием "Фирма". Там очень много узнаваемых лиц, но Цоя там нет. Хотя расстались они при первом распаде "Кино", в общем, не по-дружески, но Рыбин - человек умный, он понимал, что там, с одной стороны, великая певица Земфира, якобы великий художник Африка - это одно, а вот Витя Цой - это совсем другое. Но история совершилась так, как она совершилась, на определенной фазе закончилась.
Если говорить об исключительных качествах, то есть, об искусстве, то "Кино" вместе с "Зоопарком" и "Аквариумом" - как бы младшие третьи партнеры среди основателей самобытного ленинградского рока. Причем, если Боря и Майк были в большей степени интеллектуалы, то Виктор был действительно пэтеушник, человек очень фольклорный, все эти его "Бездельники", "Мои друзья идут по жизни маршем, остановки только у пивных ларьков", - примитивизм идет как раз от новой фольклорной культуры городских подростков. Но под влиянием старших товарищей Цой сумел, не теряя себя, обходя ловушки всякого рода, вывести это на уровень высокого искусства. Почему сумел - вот тут ответ на этот вопрос я нашел тоже в истории. Когда они сидели еще в глубоком подполье, у них с Рыбиным произошел такой замечательный диалог. Рыбин говорит: "Это все изменится со временем, не может же так всю жизнь". "Может, - грустно сказал Цой, - и мы никогда отсюда не вылезем". "Так что же теперь"? "А ничего, играть надо, музыку делать". Конец цитаты, которая просто другими словами воспроизводит классический аввакумовский текст: "Долго ли муки сия, протопоп, будет? До самая до смерти". Наверное, этот аввакумовскийц дух и помог Виктору Цою сделать то, что он сделал.
Петр Вайль: 21 июня исполняется 40 лет со дня рождения Виктора Цоя, рок-музыканта, певца, лидера группы "Кино". После его трагической гибели в возрасте 28 лет в России возник подлинный культ Цоя. Самое яркое свидетельство - стена Цоя на Старом Арбате в Москве, на которой постоянно появляются новые надписи неубывающих поклонников. О причинах и особенностях этого феномена мы попросили высказаться культуролога Илью Смирнова:
Илья Смирнов: Почему именно Цой стал звездой шоу-бизнеса - проблема отдельная. Как написал немецкий музыковед Юрген Кестинг: "Звездой" сегодня может быть любой. Это слово бросают вдогонку каждому, игроку в футбол, дикторше на телевидении, болтуну в ток-шоу. Все - звезды, все приобретают известность, на деле никакими исключительными качествами не отличаются". Это естественно не о Цое сказано, а о механизме "звездообразования". В данном случае культу способствовали, конечно, и экзотическая внешность, она действовала на девушек очень сильно, даже тогда, когда Витя был ни какая не знаменитость, а басист в группе "Автоматических удовлетворителей", где ни один человек не умел играть, включая басиста. Кстати, лишнее доказательство того, что Россия не была расистской страной. Теперь расизм господам Прохановым, Балабановым приходится изо всех сил вколачивать в русские мозги. Когда вколотят, скажут, что так и было в менталитете написано. Но второе обстоятельство - это трагическая гибель в молодости. Есть такой штамп в беседах между девушками, очень пожившими к 18 годам: "Мой парень разбился на мотоцикле"...
Главное обстоятельство, наверное, то, что Виктор всю свою короткую артистическую жизнь, где-то 8 лет, балансировал между искусством и попсой, как сказал по другому поводу его друг и учитель, благословивший его в рок-музыку: "У меня есть две фазы, мама". Вот последний год пришелся как раз на фазу интенсивной раскрутки группы "Кино" всякого рода "Московскими комсомольцами" по стадионам, по "желтым" газетенкам, по другим рыночным площадкам. Есть основания полагать, что Виктор вылез бы из всего этого сам, потому что два его последних альбома - "Группа крови" и "Звезда по имени солнце" - как раз очень сильные и ничего общего ни с какой попсой не имеют, просто очень хорошие, трагические песни. Кстати, любопытно, второй отец-основатель "Кино" Леша Рыбин написал совершенно убийственный текст, как бы роман о шоу-бизнесе, на самом деле, социологическое исследование, под названием "Фирма". Там очень много узнаваемых лиц, но Цоя там нет. Хотя расстались они при первом распаде "Кино", в общем, не по-дружески, но Рыбин - человек умный, он понимал, что там, с одной стороны, великая певица Земфира, якобы великий художник Африка - это одно, а вот Витя Цой - это совсем другое. Но история совершилась так, как она совершилась, на определенной фазе закончилась.
Если говорить об исключительных качествах, то есть, об искусстве, то "Кино" вместе с "Зоопарком" и "Аквариумом" - как бы младшие третьи партнеры среди основателей самобытного ленинградского рока. Причем, если Боря и Майк были в большей степени интеллектуалы, то Виктор был действительно пэтеушник, человек очень фольклорный, все эти его "Бездельники", "Мои друзья идут по жизни маршем, остановки только у пивных ларьков", - примитивизм идет как раз от новой фольклорной культуры городских подростков. Но под влиянием старших товарищей Цой сумел, не теряя себя, обходя ловушки всякого рода, вывести это на уровень высокого искусства. Почему сумел - вот тут ответ на этот вопрос я нашел тоже в истории. Когда они сидели еще в глубоком подполье, у них с Рыбиным произошел такой замечательный диалог. Рыбин говорит: "Это все изменится со временем, не может же так всю жизнь". "Может, - грустно сказал Цой, - и мы никогда отсюда не вылезем". "Так что же теперь"? "А ничего, играть надо, музыку делать". Конец цитаты, которая просто другими словами воспроизводит классический аввакумовский текст: "Долго ли муки сия, протопоп, будет? До самая до смерти". Наверное, этот аввакумовскийц дух и помог Виктору Цою сделать то, что он сделал.