Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Чуканов


Ведущий петербургского часа программы "Liberty Live" Виктор Резунков: Несколько дней назад в Петербурге состоялись общественные слушания: "Диалог общество -власть". На этой встрече чиновников с общественными организациями обсуждались закон о национально-культурных автономиях и недавно принятый Госдумой закон об экстремизме. Сегодня у нас в гостях один из участников этой встречи, заместитель председателя культурно-просветительского общества "Русь" Юрий Чуканов. Юрий Юрьевич, прежде всего, я вас попрошу рассказать несколько слов о вашем обществе, чем вы занимаетесь, сколько вас вообще?

Юрий Чуканов: Ну, как явствует из названия, разумеется, мы занимаемся развитием русской национальной культуры во всех формах, какие, значит, могут быть. У нас проходят чтения, слушания разнообразные, проводим выставки, так как мы не имеем доступа к национальным художественным ценностям, то выставки репродукций, в основном, путешествуем, посещая исторические центры России, древней Руси.

Виктор Резунков: То есть, политикой в чистом виде вы не занимаетесь?

Юрий Чуканов: Нет, вообще. Мы принципиально, когда мы организовались, а уже 11 лет прошло с этого времени, мы решили, что наша задача - развитие родной культуры, но мы никогда не будем участвовать ни в выборах, ни в каких-то иных политических акциях, и мы уже 11 лет так и следуем по этому пути, хотя, надо сказать, что власти, я думаю, сознательно сталкивают нас в политику, причем самого экстремистского толка.

Виктор Резунков: Именно власти?

Юрий Чуканов: Да, именно власти.

Виктор Резунков: Вот, судя по всему, последняя встреча, которая состоялась в Петербурге в Доме журналиста, диалог общество, власть, права человека, деятельность и взаимодействие государственных и неправительственных структур как раз, видимо, и является свидетельством одного из ваших заявления. Вот что там происходило и чем это закончилось?

Юрий Чуканов: Вы знаете, мы попали туда случайно, потому что я одновременно являюсь не только заместителем председателя нашего общества, но и журналистом газеты "Новый Петербург". Мы случайно сняли с телетайпной ленты сообщение об этих слушаниях. Нас, разумеется, никто туда не приглашал, мы пришли сами. Значит, и с места в карьер представитель федерального органа власти заявил, что русским, по его мнению, особенно в Петербурге, он подчеркнул это, не нужна национально-культурная автономия. Хотя мы знаем, что в Калининграде уже 5 лет существует русская национально-культурная автономия, и это не привело ни к каким, ни экстремистским, ни иным последствиям. Существует в Екатеринбурге русская национально-культурная автономия. Вообще, есть шесть регионов Российской Федерации, где они действуют. Недавно в Москве региональная русская национально-культурная автономия зарегистрирована. Они сейчас регистрируют федеральную, есть постановление суда, но Министерство юстиции его игнорирует. Мы все друг друга знаем по стране, и вот сейчас они перешли к суду высшей инстанции. чтобы все-таки заставить Министерство юстиции зарегистрировать федеральную русскую национально-культурную автономию. Здесь не должно пугать слово "автономия". Это совершенно никак не связано с территорией, ни с каким делением. Просто эта формула очень старая. Если вы помните, даже есть такая рработа Маркса - "О лозунге национально-культурной автономии". То есть, понятие национально-культурной автономии сложилось в XIX веке. И оно никак не связано с каким-то делением, с какими-то территориями, со всем. Вот даже у нас выходит посвященный национально-культурным автономиям журнал, главный редактор которого тоже поддерживает наши требования равноправия с другими народами. Называется "Петербург национальный", очень красивый, глянцевый журнал. И один из номеров был посвящен этой теме. Он так и назывался "Автономии без территорий".

Виктор Резунков: А в какой форме как власти на этой встрече объясняли свою позицию, они как-то объясняли ее?

Юрий Чуканов: Да, конечно, они объясняют это политической целесообразностью. Лозунг такой: зачем русским автономия? Власть рассматривает нас как какой-то придаток к государственному организму, но это не так. Это общество создает себе государство для того, чтобы решать какие-то проблемы, а не государство создает общество или нацию. У нас же совершенно иной подход принят, что государство - самодовлеющая сила, которая создает нацию, и, видимо. русские рассматриваются как какая-то принадлежность этого государства. Это не так. Русский народ - это больше, чем российское государство. Русский народ обладает культурой. Государство принципиально не обладает культурой.

Виктор Резунков: Юрий Юрьевич, там также обсуждался принятый Госдумой закон о противодействии экстремизму. Вот как проходили дебаты, и как бы вы могли бы их непосредственно оценить?

Юрий Чуканов: Как таковых дебатов в принципе не было потому что зачем дебатировать то, что уже принято, что уже испорчено. Выступил замечательный наш депутат Государственной Думы Чуев, он представляет христианских демократов, которых также отказываются регистрировать в Министерстве юстиции, в данном случае оно придирается у слову "христианский" в названии партии. Но это тоже нонсенс. Во всей Европе существуют христианско-демократические партии, и уж, наверное, все-таки там подемократичнее жизнь, чем в нашем родном Отечестве. К закону - он озвучил определенные вещи и сказал, что закон принят "сырым", действовать он не может, и я могу это подтвердить своим собственным опытом. Один из читателей нашей газеты собирается, как только будет закон подписан президентом, подать в суд, чтобы запретить деятельность на территории Федерации иудейской церкви. Господи Боже, там следующим иском будет иск о запрете ислама, иск о запрете христианства. Каждая из монотеистических религий настаивает на своей особенности - они что, все будут запрещены? Это нонсенс.

Виктор Резунков: То есть вы сами крайне негативно оцениваете этот закон?

Юрий Чуканов: Очень.

Виктор Резунков: А еще что вы считаете объектом критики?

Юрий Чуканов: Закон должен быть однозначен. К закону, как сказал один из замечательных деятелей нашей культуры академик Зимичев, закон должен содержать абсолютно точные формулировки. В законе не может быть понятия "и иной", "и другой", "и подобный"... Иначе закон превращается в дышло, на конец которого привешен или судья, или чиновник. Вот этот закон - полицейский, превращающий чекистскую демократию в полицейское государство, и, что самое страшное, на конец его опять привешен чиновник. Прокурор будет определять и приостанавливать деятельность организаций, которые, по его мнению, будут экстремистскими. Вы поймаете его за руку, что он берет взятки, а он скажет, что вы экстремисты, и вас закроют.

Виктор Резунков: Юрий Юрьевич, в последнее время общественность России и мира была свидетелем появления многочисленных заминированных плакатов с антисемитскими лозунгами. Как вы считаете, это действия подпольной антисемитской организации?

Юрий Чуканов: Я хотел бы сначала подчеркнуть, что, будучи убежденным народником, я являюсь противником преследования какой бы то ни было национальной, религиозной, или иной группы, чтобы была сразу ясна моя позиция. Второе, подумайте сами. Есть, допустим, некая законспирированная организация. Она займется тем, что будет взрывать фанерки и картонки, или, может, перейдет на личности? Опыт всех подрывных организаций мира свидетельствует о том, что они свои террористические акты направляют на конкретных личностей. Народовольцы убили царя, они не вешали заминированных плакатов "долой самодержавие". Они последовательно, 7 раз совершали покушение, пока не убили царя.

Виктор Резунков: Мир меняется, могут меняться и террористические организации. В конце концов, кампания с плакатами антисемитского содержания, кроме того, что вносит большое напряжение в общество, еще и преследует такой, скажем, факт возрождения антисемитской тематики - как вы думаете?

Юрий Чуканов: Я склонен считать, и это мое глубокое убеждение, что источник этих надписей следует искать не в обществе, а в государстве. Меня на эту мысль наводит тот факт, что они появились не допустим в 1994-м году, а именно в 2002-м, когда "медведи" пропихивали через Госдуму пресловутый закон об экстремизме. Мне кажется, это просто обеспечение этой правовой инициативы. Я, конечно, могу ошибаться. Я не пророк, не провидец и, тем более, уж не допущен к какой-то секретной информации, но простое совпадение по времени тоже многое означает. Тем более, еще такой аспект, конечно, не хотелось бы верить, но в Лондоне Березовский обвиняет во взрыве домов в Москве органы государства. Вы знаете, если это правда, то почему бы людям, которые взорвали дома, не взорвать несколько картонок, если это правда, конечно, я еще раз подчеркну. Я не знаю, что думать, у меня своего мнения не сложилась, но то, что говорит Березовский, я видел эту пресловутую кассету - это не опровергнуто, но верить в это, конечно, не хочется тоже.

Виктор Резунков: Вы не верите, то есть, но вы допускаете?

Юрий Чуканов: Я не знаю, я допускаю, но нахожусь в растерянном в этом смысле положении. Если это правда - это ужасно, это показывает полное вырождение нашего общества, значит, что мы уже скатились до самого низа, откуда уже, не знаю, может, и возврата нет.

Виктор Резунков: А не беспокоит ли вас активизация в последнее время различных молодежных групп? Или тоже, активизации как таковой не происходит, а это все именно тоже инициировано силами, которые инициируют подобные процессы, как плакаты и так далее.

Юрий Чуканов: Я вам в ответ расскажу анекдот, не смешной, потому что из жизни. Недавно один из органов массовой информации сообщил нам, что в Подмосковье в школе учительница переписала всех коротко постриженных мальчиков из неблагополучных семей и отправила этот список как список потенциальных экстремистов дальше. Я ответил вам, я думаю.

Виктор Резунков: Да, в принципе вполне... Теперь у меня такой вопрос, в Петербурге, эта ситуация она вас беспокоит, или нет?

Юрий Чуканов: Вы знаете, вот как бы здесь два аспекта есть, с одной стороны, вы представьте себе, вы молоды, у вас в крови огромное количество гормонов, прыщи бушуют, многое хочется, но еще нельзя, денег есть, есть какие-то выбросы... Ведь западное общество тоже знает такие вещи, и Англия, и ФРГ, и другие развитые демократии, я думаю, что само наличие этих бритых мальчишек - во-первых, явление временное. Его не было 10 лет назад и 10 лет спустя его не будет. Раньше собирались с гитарами на лавочках, когда я был молод, сейчас они бреются, через 10 лет, не знаю, наоборот отрастят патлы, это нормальное проявление великим нашим Тургеневым описанного конфликта отцов и детей, не более. Не надо истерики и не надо провокаций, потому что я думаю, что человек, какой бы он ни был хулиганистый, никогда не додумается сам до определенных вещей, к этому надо подтолкнуть. Когда я участвовал в работе "Круглого стола", организованного "Африканским единством" в нашем городе, перед нами выступал представитель МВД, и он сказал следующую фразу, которая меня возмутила до глубины души. Он сказал: "Мы знаем всех руководителей "бритых" в городе". Я его спросил: "Слушайте, вы сказали, что вы знаете всех вождей "бритых" в городе, вы позовите их к себе просто за стол, они после этого разбегутся, достаточно только пригласить". В ответ я услышал просто пережевывание каши какое-то. Если вам известно, почему вы не предупредите? И как вам тогда известно? Я могу думать, что, может, вам по платежной ведомости эти люди известны, а?

Виктор Резунков: Юрий Юрьевич, мы слышали комментарий Ивана Толстого (Смотри материал "Жизнь на шкафу") относительно действий движения "Идущие вместе" в отношении романов Владимира Сорокина, как вы это оцените?

Юрий Чуканов: Вы знаете, мне кажется, что стукаческое рвение идущих куда-то, с кем-то позорит просто нашу страну. И Сорокин, к сожалению, не единственный писатель, против которого применены жестокие репрессии. Под судом находится всемирно известный писатель Лимонов, причем там тоже доказательная база очень скользкая. Под судом уже три года действующий депутат законодательного собрания Петербурга писатель Юрий Титович Шутов, это беспрецедентно, каждый человек имеет право на скорый суд это записано во Всеобщей декларации прав человека. Я знаю, что в Стокгольме по делу Шутова и делу Мирилашвили, которое тоже очень скользковатое, прошли слушания, и, насколько я знаю, по Шутову будут слушания в Государственной Думе. Наша газета сообщала, что инициативная группа депутатов уже вот собирается проводить, потому что это беспрецедентно.

Виктор Резунков: Да, то есть, кем бы его ни считали, пока суд не установил его виновность, нельзя держать так долго человека... Но, с другой стороны, "Либеральную Россию" тоже не регистрируют, христианских демократов не регистрируют, вам не позволяют, здесь тоже политика налицо?

Юрий Чуканов: Да, конечно. Вот мы вообще оказались в совершенно идиотском положении. Министерство юстиции Российской Федерации, причем я не уверен, что это министерская позиция, мне почему-то кажется, что это позиция отдельных сотрудников, имеющих некие установки связанные с их тоталитарным прошлом, нас привела вообще в удивительное существование посреди законов. Мы регистрировали как положено по закону нашу автономию, мы прошли все исправления и дошли, наконец, месяц назад до того, что наш текст абсолютно соответствует закону, при том что все остальные автономии - у них небезупречные уставы. Я не к тому, чтобы прекратить их регистрацию, а чтобы показать позицию министерства юстиции, и, в конце концов, нам вместо регистрации выдают филькину грамоту, по которой говорят, что мы на месяц откладываем, но закон не содержит такой нормы.

XS
SM
MD
LG