Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марьяна Торочешникова, Ольга Вахоничева, Иван Трефилов.
Андрей Шароградский: В Мещанском суде Москвы сегодня возобновились слушания по объединенному уголовному делу крупных акционеров компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Марьяна Торочешникова: После почти недельного перерыва, установленного судом, участники процесса вновь вернулись к ознакомлению с доказательствами вины Ходорковского, Лебедева и Крайнова.
Государственный обвинитель зачитывал разрозненные, не связанные между собой документы, относящиеся к разным эпизодам обвинения. В частности, он огласил свидетельства о рождении детей Михаила Ходорковского и выдержки из статей, опубликованных в газете «Хибинский вестник» (они касались деятельности «Апатита»).
Дмитрий Шохин представил и более серьезные документы. Рассказывает адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин.
Константин Ривкин: Ничего революционного сегодня не было. Степень значимости, безусловно, по эпизоду 198… Это уклонение от уплаты налогов с физических лиц, это заключение двух экспертов, которые посчитали разницу между теми налогами, которые должен был бы платить Ходорковский, если бы получал их по основному месту работы, и между тем, как они были оформлены в качестве консультационных управленческих услуг, как предпринимателя без образования юридического лица. Что касается других эпизодов, связанных с "Апатитом" и с другими структурами "Апатита", связанными с перепродажей апатитового концентрата, то там были озвучены некоторые документы, которые, по мнению следствия, свидетельствуют о том, что "Апатит" находился в ведении группы "МЕНАТЕП" и "ЮКОС" соответственно, что они командовали по своему усмотрению. Ну, видимо, они считают, что таким образом причинялся некий материальный ущерб.
Марьяна Торочешникова: Кстати, согласно выводам комиссионно-бухгалтерской экспертизы, Михаил Ходорковский недоплатил в казну в 1998 году свыше 3 миллионов 700 тысяч рублей, а в 99-м - свыше 49 миллионов. Дело в том, что Михаил Ходорковский платил подоходный налог как частный предприниматель без образования юридического лица - то есть на льготных основаниях. Обвинение же считает, что он должен был платить налоги по другой ставке, так как его доходы получены в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей.
В перерыве судебного заседания адвокаты пожаловались журналистам на манеру Дмитрия Шохина представлять доказательства. Говорит адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов
Владимир Краснов: По непонятным для меня причинам иной раз Шохов зачитывает некоторые документы по два, скажем, раза. Строго говоря, любая сторона в судебном процессе имеет право представлять те материалы и в том объеме, в котором она считает нужным. Поэтому, конечно, нам не совсем понятно, для чего это делается, но, видимо, есть какой-то план у государственного обвинителя.
Занятие это, ну, вы сами свидетели и участники, достаточно сложное, в советские времена хоть тренировки были - президиум, постоянные собрания, заседания, у людей была закалка-тренировка. Сейчас же мы живем в свободной стране и вот так 8 часов в день слушать достаточно сложно.
Марьяна Торочешникова: Утром, вскоре после начала судебного заседания, активисты общественной группы «Совесть» вновь митинговали напротив здания Мещанского суда. Сегодняшний митинг был и немногочисленным, и менее продолжительным.
Вообще, чем дольше государственный обвинитель представляет доказательства, тем меньше журналистов и просто любопытных приходит в Мещанский суд понаблюдать за ходом процесса.
Андрей Шароградский: Подробнее о пикете у здания Мещанского суда другой корреспондент Радио Свобода - Ольга Вахоничева.
Ольга Вахоничева: Главные лозунги пикетчиков - "Свободу Ходорковскому", «Нет басманному правосудию». Как говорит одна из участниц акции Вера Васильева, заключение бывшего главы «ЮКОСа» под стражу неправомерно.
Вера Васильева: Принятая мера пресечения неадекватна, поскольку подследственные не представляют ни угрозу для общества, нет доказательств того, что они могут скрыться от следствия, поэтому мы считаем, что их нужно освободить и рассматривать дело в то время, как они находятся под домашним арестом, либо как-то еще.
Ольга Вахоничева: Участники акции уверены, что обвинения, предъявленные Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву бездоказательны, а разбирательства по делу «ЮКОСа» носят политический характер.
Вера Васильева: Ходорковский преследуется потому, что он поддерживал оппозиционные партии и не боялся заявлять о своей гражданской позиции публично. А эта позиция совершенно не соответствовала официальной политике руководства страны.
Ольга Вахоничева: Более серьезные претензии к власти у примкнувшей к немногочисленной группе пикетчиков пенсионерки Веры Федоровны. Она не пропускает не одной акции в поддержку Ходорковского.
Вера Федоровна: Я, стоя здесь, протестую против той системы нашей государственной, которая существует, и против судебной системы. Пока не помру, буду протестовать.
Ольга Вахоничева: Добиться намеченных целей только протестом пикетчики не рассчитывают. Куда большие надежды они возлагают на общественность. Вот что по этому поводу говорит член независимой группы Елена Фетисова.
Елена Фетисова: Мы считаем, что привлечение общественного мнения - это очень важный момент, и в какой-то мере нам удается это делать. Стараемся, чтобы это было как можно больше, как можно успешнее.
Ольга Вахоничева: Независимая общественная группа "Совесть" была создана в декабре прошлого года, почти сразу после ареста Ходорковского. Сегодня она насчитывает около 100 человек. Активисты "Совести" готовы проводить акции протеста до тех пор, пока с бывшего главы "ЮКОСа" не снимут все обвинения.
Андрей Шароградский: Биржевые торги акциями "ЮКОСа" в последнее время, по мнению экспертов, напоминают игру в рулетку. Котировки ценных бумаг, реагируя на сообщения о судьбе нефтяной компании, то резко дорожают, то столь же стремительно падают. О причинах такого поведения фондового рынка с главным экономистом "Альфа-банка" Наталией Орловой беседовал Иван Трефилов
Иван Трефилов: Сейчас приходит много новостей, которые напрямую касаются перспектив нефтяной компании "ЮКОС". Причем некоторые аналитики уже говорят о том, что время их появления далеко не случайно. Нет ли у вас ощущения, что кто-то, обладающий информацией о действительном положении дел, пытается манипулировать рынком?
Наталия Орлова: Конечно, рынок и, в частности, рынок по "ЮКОСу" сейчас очень сильно ориентируется на политические заявления, то есть, естественно, что вопрос финансового состояния компании, ее перспектив становится второстепенным. Ну, в случае "ЮКОСа" это понятно, но в принципе это касается многих других компаний, потому что для многих инвесторов сейчас очень важен вопрос, как решится дело "ЮКОСа" и будут ли в дальнейшем их фонды на Россию увеличиваться или уменьшаться в зависимости от этого. Я бы не сказала, что рынком манипулируют, я бы просто говорила о том, что рынок сейчас, конечно, фокусируется на чисто политических факторах.
Иван Трефилов: Тем не менее, если посмотреть на порядок появления информации, можно увидеть некую систему: появляется положительная для "ЮКОСа" новость, а на следующий день - негативная. Причем рынок, естественно, реагирует повышением или понижением котировок бумаг компании, что дает возможность определенным людям заработать на этом неплохие деньги. Допускаете ли вы, что некоторые участники рынка получают инсайдерскую информацию?
Наталия Орлова: Вы знаете, безусловно, нельзя отрицать этот факт. Но, во-первых, я думаю, что подобного рода заявления могут быть только со стороны Федеральной комиссии по ценным бумагам, если будут проводиться какие-то расследования, потому что то, что каждая отдельная брокерская компания видит, допустим, видна покупка клиентов, но никто же не знает, какими соображениями руководствуется клиент, когда делает покупку, или, там, трейдеры. Поэтому делать такие заявления можно только после того, как будет какая-то подтвержденная информация. Опять-таки, что касается вообще ситуации на рынке, то совершенно очевидно, что такие положительные и негативные заявления делают разные группы, но я не уверена, что их заявления мотивированы желанием сыграть на рынке. Скорее всего, это просто комментарии по поводу ситуации, и у разных людей разные видения, у разных ведомств разное понимание ситуации.
Андрей Шароградский: В Мещанском суде Москвы сегодня возобновились слушания по объединенному уголовному делу крупных акционеров компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Марьяна Торочешникова: После почти недельного перерыва, установленного судом, участники процесса вновь вернулись к ознакомлению с доказательствами вины Ходорковского, Лебедева и Крайнова.
Государственный обвинитель зачитывал разрозненные, не связанные между собой документы, относящиеся к разным эпизодам обвинения. В частности, он огласил свидетельства о рождении детей Михаила Ходорковского и выдержки из статей, опубликованных в газете «Хибинский вестник» (они касались деятельности «Апатита»).
Дмитрий Шохин представил и более серьезные документы. Рассказывает адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин.
Константин Ривкин: Ничего революционного сегодня не было. Степень значимости, безусловно, по эпизоду 198… Это уклонение от уплаты налогов с физических лиц, это заключение двух экспертов, которые посчитали разницу между теми налогами, которые должен был бы платить Ходорковский, если бы получал их по основному месту работы, и между тем, как они были оформлены в качестве консультационных управленческих услуг, как предпринимателя без образования юридического лица. Что касается других эпизодов, связанных с "Апатитом" и с другими структурами "Апатита", связанными с перепродажей апатитового концентрата, то там были озвучены некоторые документы, которые, по мнению следствия, свидетельствуют о том, что "Апатит" находился в ведении группы "МЕНАТЕП" и "ЮКОС" соответственно, что они командовали по своему усмотрению. Ну, видимо, они считают, что таким образом причинялся некий материальный ущерб.
Марьяна Торочешникова: Кстати, согласно выводам комиссионно-бухгалтерской экспертизы, Михаил Ходорковский недоплатил в казну в 1998 году свыше 3 миллионов 700 тысяч рублей, а в 99-м - свыше 49 миллионов. Дело в том, что Михаил Ходорковский платил подоходный налог как частный предприниматель без образования юридического лица - то есть на льготных основаниях. Обвинение же считает, что он должен был платить налоги по другой ставке, так как его доходы получены в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей.
В перерыве судебного заседания адвокаты пожаловались журналистам на манеру Дмитрия Шохина представлять доказательства. Говорит адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов
Владимир Краснов: По непонятным для меня причинам иной раз Шохов зачитывает некоторые документы по два, скажем, раза. Строго говоря, любая сторона в судебном процессе имеет право представлять те материалы и в том объеме, в котором она считает нужным. Поэтому, конечно, нам не совсем понятно, для чего это делается, но, видимо, есть какой-то план у государственного обвинителя.
Занятие это, ну, вы сами свидетели и участники, достаточно сложное, в советские времена хоть тренировки были - президиум, постоянные собрания, заседания, у людей была закалка-тренировка. Сейчас же мы живем в свободной стране и вот так 8 часов в день слушать достаточно сложно.
Марьяна Торочешникова: Утром, вскоре после начала судебного заседания, активисты общественной группы «Совесть» вновь митинговали напротив здания Мещанского суда. Сегодняшний митинг был и немногочисленным, и менее продолжительным.
Вообще, чем дольше государственный обвинитель представляет доказательства, тем меньше журналистов и просто любопытных приходит в Мещанский суд понаблюдать за ходом процесса.
Андрей Шароградский: Подробнее о пикете у здания Мещанского суда другой корреспондент Радио Свобода - Ольга Вахоничева.
Ольга Вахоничева: Главные лозунги пикетчиков - "Свободу Ходорковскому", «Нет басманному правосудию». Как говорит одна из участниц акции Вера Васильева, заключение бывшего главы «ЮКОСа» под стражу неправомерно.
Вера Васильева: Принятая мера пресечения неадекватна, поскольку подследственные не представляют ни угрозу для общества, нет доказательств того, что они могут скрыться от следствия, поэтому мы считаем, что их нужно освободить и рассматривать дело в то время, как они находятся под домашним арестом, либо как-то еще.
Ольга Вахоничева: Участники акции уверены, что обвинения, предъявленные Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву бездоказательны, а разбирательства по делу «ЮКОСа» носят политический характер.
Вера Васильева: Ходорковский преследуется потому, что он поддерживал оппозиционные партии и не боялся заявлять о своей гражданской позиции публично. А эта позиция совершенно не соответствовала официальной политике руководства страны.
Ольга Вахоничева: Более серьезные претензии к власти у примкнувшей к немногочисленной группе пикетчиков пенсионерки Веры Федоровны. Она не пропускает не одной акции в поддержку Ходорковского.
Вера Федоровна: Я, стоя здесь, протестую против той системы нашей государственной, которая существует, и против судебной системы. Пока не помру, буду протестовать.
Ольга Вахоничева: Добиться намеченных целей только протестом пикетчики не рассчитывают. Куда большие надежды они возлагают на общественность. Вот что по этому поводу говорит член независимой группы Елена Фетисова.
Елена Фетисова: Мы считаем, что привлечение общественного мнения - это очень важный момент, и в какой-то мере нам удается это делать. Стараемся, чтобы это было как можно больше, как можно успешнее.
Ольга Вахоничева: Независимая общественная группа "Совесть" была создана в декабре прошлого года, почти сразу после ареста Ходорковского. Сегодня она насчитывает около 100 человек. Активисты "Совести" готовы проводить акции протеста до тех пор, пока с бывшего главы "ЮКОСа" не снимут все обвинения.
Андрей Шароградский: Биржевые торги акциями "ЮКОСа" в последнее время, по мнению экспертов, напоминают игру в рулетку. Котировки ценных бумаг, реагируя на сообщения о судьбе нефтяной компании, то резко дорожают, то столь же стремительно падают. О причинах такого поведения фондового рынка с главным экономистом "Альфа-банка" Наталией Орловой беседовал Иван Трефилов
Иван Трефилов: Сейчас приходит много новостей, которые напрямую касаются перспектив нефтяной компании "ЮКОС". Причем некоторые аналитики уже говорят о том, что время их появления далеко не случайно. Нет ли у вас ощущения, что кто-то, обладающий информацией о действительном положении дел, пытается манипулировать рынком?
Наталия Орлова: Конечно, рынок и, в частности, рынок по "ЮКОСу" сейчас очень сильно ориентируется на политические заявления, то есть, естественно, что вопрос финансового состояния компании, ее перспектив становится второстепенным. Ну, в случае "ЮКОСа" это понятно, но в принципе это касается многих других компаний, потому что для многих инвесторов сейчас очень важен вопрос, как решится дело "ЮКОСа" и будут ли в дальнейшем их фонды на Россию увеличиваться или уменьшаться в зависимости от этого. Я бы не сказала, что рынком манипулируют, я бы просто говорила о том, что рынок сейчас, конечно, фокусируется на чисто политических факторах.
Иван Трефилов: Тем не менее, если посмотреть на порядок появления информации, можно увидеть некую систему: появляется положительная для "ЮКОСа" новость, а на следующий день - негативная. Причем рынок, естественно, реагирует повышением или понижением котировок бумаг компании, что дает возможность определенным людям заработать на этом неплохие деньги. Допускаете ли вы, что некоторые участники рынка получают инсайдерскую информацию?
Наталия Орлова: Вы знаете, безусловно, нельзя отрицать этот факт. Но, во-первых, я думаю, что подобного рода заявления могут быть только со стороны Федеральной комиссии по ценным бумагам, если будут проводиться какие-то расследования, потому что то, что каждая отдельная брокерская компания видит, допустим, видна покупка клиентов, но никто же не знает, какими соображениями руководствуется клиент, когда делает покупку, или, там, трейдеры. Поэтому делать такие заявления можно только после того, как будет какая-то подтвержденная информация. Опять-таки, что касается вообще ситуации на рынке, то совершенно очевидно, что такие положительные и негативные заявления делают разные группы, но я не уверена, что их заявления мотивированы желанием сыграть на рынке. Скорее всего, это просто комментарии по поводу ситуации, и у разных людей разные видения, у разных ведомств разное понимание ситуации.