Ссылки для упрощенного доступа

Специалисты НАСА приступили к комплексному изучению человеческого мозга


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ян Рунов.

Андрей Шарый: Специалисты американского Федерального космического агентства НАСА приступили к комплексному изучению человеческого мозга, чтобы выяснить закономерность в поведении астронавтов во время длительных орбитальных экспедиций. Объектом этого исследования стал настоящий Человек дождя – 53-летний житель Солт-Лейк-Сити Ким Пик. Он в свое время был прототипом героя Дастина Хоффмана в знаменитом фильме Барри Левинсона. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Ян Рунов: Ученые из американского Федерального космического агентства НАСА заинтересовались так называемым синдромом саванта и исследуют мозг Кима Пика, послужившего прототипом героя американского кинофильма «Человек дождя» с Дастином Хоффманом в главной роли.

Почему именно НАСА? Потому что для изучения мозга Кима Пика они используют новейшую технологию изучения работы мозга во время космического путешествия. Трехмерное сканирование мозга методами компьютеризованной томографией и магнитно-резонансного изображения проводится в Научном центре биоинформатических исследований жизни в космическом пространстве НАСА Эймс в Калифорнии.

Таких людей, как Ким Пик, называют «мега-савантами». Встречаются саванты аутисты, но есть просто аутисты и просто саванты, как Ким Пик. Этот, теперь уже 53-летний, мужчина обладает гениальными способностями в 15 разных областях – от истории, литературы и географии до музыки, спорта и всего, что связано с цифрами. Одновременно он совершенно беспомощен в элементарных жизненных вещах – не в состоянии самостоятельно одеваться, не знает как повернуть выключатель и зажечь свет.

Ученые заметили, что с годами многие способности Кима Пика стали еще острее. Именно это заинтересовало директора Исследовательского центра НАСА Эймс. С полученными недавно снимками ученые сравнили снимки мозга Пика, сделанные в 1988 году его нейропсихиатром из Университета штата Юта. Но и без этого сравнения отец Кима считает, что сын с годами сильно изменился. Он перестал бояться скопления людей, стал иногда шутить, стал читать художественную литературу, в частности, книги Стивена Кинга. Причем, он вполне отличает правду от вымысла. Вот что рассказывает о таких людях как Ким американский клинический психолог, работающий с детьми-аутистами Михаил Кисин.

Михаил Кисин: Мы в любом случае интересуемся происхождением гениальности. Большинство из них не являются гениальными, но те, которые гениальны – это особенно нас шокирует, как это человек, который в целом не может за собой ухаживать.

Откуда берется эта гениальность? Источник гениальности мы иногда ищем в патологии – как, например, великие художники. Предполагаем, если есть патология, то и лежит рядом гениальность. Далеко не так. Много очень здоровых людей, в большинстве случаев здоровых людей физически и психически проявляют гениальность. Тем не менее, это, действительно, несколько шокирует. Это одна из линий возможных исследований. Может быть, есть какая-то связь между глубинной патологией и гениальностью. В принципе, я думаю, что это один из возможных путей исследования. Действительно, некоторые из них обладают феноменальными математическими способностями или, может быть, не в целом математическими, это не абстрактное математическое мышление. Они имеют скорее гениальность в области невероятной памяти и способность в запоминании никому не нужных вещей. Но, тем не менее, вот эта особенность памяти особенно проявляется у аутистов. Иногда это очень вероятная память на музыкальные произведения. Вообще-то, они с детства необыкновенно чувствительны. Они слышат и реагируют на то, на что мы не реагируем. Отсюда их постоянный дискомфорт. Поэтому одна из теорий, что они бьются головой о стенку, это потому что они пытаются как бы заглушить внутри себя некоторые постоянные дискомфортные звуки или какую-то стимуляцию. И вот так они себя ведут с тем, чтобы эту стимуляцию каким-то образом привести в норму, вообще выжить. Но одновременно эта стимуляция коррелирует с возможностью видеть те моменты, которые обычно мы пропускаем, объединять их в комбинации и запоминать вот эти совершенно невероятные вещи.

Но давайте так скажем. Вот у нас есть парень программист из Солт-Лейк-Сити, который заработал недавно около 1,5 миллионов, он никогда не проигрывает. Память его совершенно невероятная, но он совершенно нормальный человек, с чувством юмора, семьянин, замечательно развитый человек, по крайней мере, никакой патологии нет. Но у него потрясающая память. Диву даешься, как можно помнить одновременно и спорт, и культурные вещи, и географию и так далее. Так что не только среди аутистов существуют люди с гениальной памятью.

Ян Рунов: Когда Ким Пик родился, врачи обнаружили водяной пузырь в правой стороне его черепа, похожий ни гидроцефалию – водянку головного мозга. Позднее было отмечено, что правое и левое полушария его мозга не разъединены, а составляют единый крупный банк данных. Возможно, благодаря такому уникальному строению мозга Ким Пик сумел запомнить более 9 тысяч книжных томов. У него фотографическая память.

Ким появился на свет с непропорционально большой головой. Его отец, сторонник раннего развития детей, рассказывает, что Ким в 1,5-годовалом возрасте мог запомнить текст любой прочитанной ему книги. Говорить он начал очень рано, а вот ходить – только в 4 года. Но к 4 годам он легко овладел правилами сложения и вычитания. Номера – его страсть с детства. За последние 16 лет Ким Пик выступил с лекциями почти перед 2,5 миллионами студентов, родителей, медиков, политиков по всей Америке. А когда он живет дома в Солт-Лейк-Сити, то день проводит в библиотеке за своим любимым занятием – чтением телефонных и адресных книг, содержание которых легко запоминает.

В 1996 году отец Кима Фрэнк Пик выпустил книгу «Настоящий Человек дождя».

XS
SM
MD
LG