Комментирует обозреватель Радио Свобода Джованни Бенси.
Джованни Бенси:
"Унита" значит "Единство", и это была как раз идея ее основателя Антонио Грамши, сподвижника Пальмиро Тольятти, когда он начал ее выпускать в 1924-м году: единство всех левых сил. Долгие годы "Унита" была органом Итальянской Коммунистической Партии и достигала порой баснословных тиражей. Ее не только продавали в киосках, но и распространяли многочисленные партийные активисты-добровольцы. Каждый год по всей Италии проводились праздники газеты "Унита" - нечто среднее между ярмаркой, митингом и партсобранием. Противники коммунистической партии называли газету "Итальянской Правдой", имея в виду тогдашний орган ЦК КПСС. Например, в октябре-ноябре 1956-го года "Унита" заклеймила венгерскую "контрреволюцию" и приветствовала "доблестную советскую армию", которая пошла ее задушить. 6-го марта 1953 года, на следующий день после смерти Сталина, "Унита" вышла с огромным портретом советского диктатора на всю первую полосу, в черном обрамлении, с заголовком: "Его великое сердце перестало биться, но его слава будет жить во веки веков".
Конечно, после того времени многое изменилось. Хрущевскую "десталинизацию" "Унита" восприняла как трагедию. Но уже в августе 1968-го года ее реакция на оккупацию Чехословакии брежневским СССР была иной, нежели в 1956-м году с Венгрией. Газета итальянских коммунистов "отмежевалась" от советской инициативы, как и партийное руководство, и в последующие годы стала глашатаем "еврокоммунизма". Но и в другом "Унита" отличалась от старой "Правды". Антонио Грамши не разделял ленинскую теорию о партии профессиональных революционеров, которые совершают ни на кого не опирающийся социалистический переворот и потом правят кнутом и ЧК. Грамши не очень-то доверял и пролетариату как творцу революции. Он считал, что настоящую социалистическую революцию может сделать только интеллигенция, овладевшая марксистской идеей и старающаяся взять под свой контроль государство, начиная с культурных, информационных и пропагандистских институтов - газет, радио (телевидения тогда не было), кино, издательств. Поэтому "Унита" всегда уделяла много внимания вопросам культуры, но всегда в догматическом духе, как свидетельствует, в 50-ые годы, конфликт с писателем-"уклонистом" Чезаре Павезе.
Когда с опозданием, после падения Советского Союза, итальянская компартия отказалась от марксистских догм, стала партией "левых демократов" и начала стыдиться своего сталинистского прошлого, начался и упадок газеты "Унита". Партия оставалась ее издателем, но ей было неловко быть связанной с газетой, знаменитой, прежде всего, своим догматизмом и отсутствием гибкости. Итак, левые демократы перестали поддерживать свою историческую газету, в том числе и финансово. Новый спонсор не найден, и "Унита", по крайней мере, временно, прекращает издаваться.
Джованни Бенси:
"Унита" значит "Единство", и это была как раз идея ее основателя Антонио Грамши, сподвижника Пальмиро Тольятти, когда он начал ее выпускать в 1924-м году: единство всех левых сил. Долгие годы "Унита" была органом Итальянской Коммунистической Партии и достигала порой баснословных тиражей. Ее не только продавали в киосках, но и распространяли многочисленные партийные активисты-добровольцы. Каждый год по всей Италии проводились праздники газеты "Унита" - нечто среднее между ярмаркой, митингом и партсобранием. Противники коммунистической партии называли газету "Итальянской Правдой", имея в виду тогдашний орган ЦК КПСС. Например, в октябре-ноябре 1956-го года "Унита" заклеймила венгерскую "контрреволюцию" и приветствовала "доблестную советскую армию", которая пошла ее задушить. 6-го марта 1953 года, на следующий день после смерти Сталина, "Унита" вышла с огромным портретом советского диктатора на всю первую полосу, в черном обрамлении, с заголовком: "Его великое сердце перестало биться, но его слава будет жить во веки веков".
Конечно, после того времени многое изменилось. Хрущевскую "десталинизацию" "Унита" восприняла как трагедию. Но уже в августе 1968-го года ее реакция на оккупацию Чехословакии брежневским СССР была иной, нежели в 1956-м году с Венгрией. Газета итальянских коммунистов "отмежевалась" от советской инициативы, как и партийное руководство, и в последующие годы стала глашатаем "еврокоммунизма". Но и в другом "Унита" отличалась от старой "Правды". Антонио Грамши не разделял ленинскую теорию о партии профессиональных революционеров, которые совершают ни на кого не опирающийся социалистический переворот и потом правят кнутом и ЧК. Грамши не очень-то доверял и пролетариату как творцу революции. Он считал, что настоящую социалистическую революцию может сделать только интеллигенция, овладевшая марксистской идеей и старающаяся взять под свой контроль государство, начиная с культурных, информационных и пропагандистских институтов - газет, радио (телевидения тогда не было), кино, издательств. Поэтому "Унита" всегда уделяла много внимания вопросам культуры, но всегда в догматическом духе, как свидетельствует, в 50-ые годы, конфликт с писателем-"уклонистом" Чезаре Павезе.
Когда с опозданием, после падения Советского Союза, итальянская компартия отказалась от марксистских догм, стала партией "левых демократов" и начала стыдиться своего сталинистского прошлого, начался и упадок газеты "Унита". Партия оставалась ее издателем, но ей было неловко быть связанной с газетой, знаменитой, прежде всего, своим догматизмом и отсутствием гибкости. Итак, левые демократы перестали поддерживать свою историческую газету, в том числе и финансово. Новый спонсор не найден, и "Унита", по крайней мере, временно, прекращает издаваться.