Ссылки для упрощенного доступа

Дело Джорджа Трофимова. Методы работы КГБ за рубежом во время "холодной войны"


Программу ведет Андрей Шарый. В ней участвуют: корреспонденты Радио Свобода: в Лондоне - Наталья Голицына, и в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин, а также известный специалист по деятельности спецслужб, бывший резидент советской разведки в Великобритании, автор нескольких исследований по КГБ - Олег Гордиевский

Андрей Шарый:

В США по обвинению в шпионаже в пользу СССР и России арестован 73-х летний Джордж Трофимов, в течение 25 лет поставлявший Москве сверхсекретную информацию. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин:

73-х летний Джордж Трофимов, как и его знакомые, ничем не отличался от своих соседей по поселку, построенному для бывших офицеров американской армии, которые достойно отслужив выбираются в солнечную, спокойную и недорогую Флориду коротать остаток своих дней. Одна странность за Трофимовым и его женой все-таки была замечена. Несмотря на очень приличную пенсию оба подрабатывали. Джордж Трофимов был помощником кассира в супермаркете - он упаковывал продукты для покупателей. Вполне возможно, что желание подзаработать еще и повлекло арест по обвинению в шпионаже до сих пор самого высокопоставленного офицера американской армии - полковника армейского резерва Джорджа Трофимова.

Через 6 лет после ухода на пенсию и, видимо, прекращения связей с российскими спецслужбами на Трофимова вышли люди, представившиеся связными Москвы и сообщившие, что ему причитаются деньги за давние услуги. Опытный конспиратор, предпринимавший в свое время чрезвычайные меры предосторожности, решил встретиться с ними и был арестован в среду в отеле города Тампа. Если верить обвинению, то Джордж Трофимов, родившийся в Германии в семье русских эмигрантов и ставший американским гражданином в 1951-м году, прожил то, что можно назвать удивительной жизнью. К 1969-му году он сделал завидную карьеру, став начальником американского сектора так называемого Совместного центра опросов в Нюрнберге - через это учреждение прошли практически все перебежчики из-за "Железного занавеса" на их пути на Запад. Вкупе с опросом беженцев центр собирал информацию о военных возможностях Советского Союза и Варшавского Договора и имел доступ к стратегическим планам социалистического блока. Его специалисты участвовали в разработке приоритетов и задач американской разведки. Все эти документы были под рукой у начальника американского сектора Джорджа Трофимова и, согласно обвинению, с 1969-го года он начал копировать эти бумаги, иногда даже забирая их домой, и передавать копии другу детства - Игорю Сусемилю, завербовавшему его от имени КГБ.

Игорь Сусемиль, умерший в прошлом году, числился в КГБ под кличкой "Икар", а в Германии и Австрии был известен как Владыка Иреней. Он служил сначала епископом Русской Православной Церкви в Мюнхене, а затем стал архиепископом Вены и Австрии. Как КГБ сумел завербовать Сусемиля - неясно. Но в обвинении содержится такая формулировка: "Для выполнения своих задач КГБ использовал Русскую Православную Церковь и ее служащих, включая представителей духовенства". Владыка Иреней, судя по всему, выполнял роль связного или опекуна советских агентов, забирая у них агентурные сведения и передавая через них вознаграждения. Трофимов получил по крайней мере 250 тысяч долларов.

Что Джордж Трофимов сумел за 25 лет работы на КГБ переправить в Москву - неизвестно. Но представители ФБР, отчитавшиеся перед Сенатским Комитетом по разведке об этом деле, говорят, что урон, нанесенный Трофимовым, скорее всего, был не слишком значительным, хотя некоторые специалисты сомневаются, утверждая, что он слишком много знал об источниках информации в странах за "Железным Занавесом". О том, что это дело может, видимо, обернуться сенсацией можно судить и по тому, что, по утверждениям обвинения, Джордж Трофимов был награжден Орденом Боевого Красного Знамени, в статусе которого сказано, что это - "награда за особое мужество, самопожертвование и отвагу, проявленные при защите социалистической родины". Известно, что подавляющее большинство даже очень ценных агентов КГБ поощрялось лишь денежным вознаграждением. Был ли этот орден лишь знаком внимания со стороны исторической родины или наградой за выдающиеся заслуги? Многое, видимо, станет известно во время суда над Трофимовым. Последнее серьезное испытание Трофимову выпало в 1994-м году, когда сразу после увольнения со службы его и Сусемиля арестовали в Германии по обвинению в шпионаже, но немцы не смогли доказать, что он занимался шпионской деятельностью в течение последних 5 лет, а в Германии срок давности за подобные преступления 5 лет. Однако, тот случай дал ФБР повод открыть свое расследование и выдвинуть против Трофимова обвинения по 32 пунктам. Если эти обвинения будут доказаны, то остаток жизни 73-х летний Трофимов проведет в тюрьме.

Андрей Шарый:

Корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына беседует о деле Трофимова с известным специалистом по деятельности спецслужб, бывшим резидентом советской разведки в Великобритании, автором нескольких исследований по КГБ Олегом Гордиевским.

Наталья Голицына:

Джордж Трофимов работал 25 лет в Нюрнберге в Объединенном центре опроса перебежчиков. Чем этот центр занимался и какого рода секретная информация могла попасть в руки Трофимова?

Олег Гордиевский:

С точки зрения Советского Союза, Москвы, двух разведок - КГБ и ГРУ, это очень важное место. В первые послевоенные годы этот союзный центр занимался опросом нацистов - офицеров, генералов, руководителей нацисткой партии, людей из германской промышленности, а потом образовались западногерманское государство и восточногерманское коммунистическое государство, и центр стал заниматься опросом разнообразных перебежчиков. Перебежчиков из Восточной Германии было много - были чехи, поляки, люди с Балканского полуострова и так далее. И все они приносили какую-то информацию - военную или политическую о положении в СССР, в правительствах коммунистических стран и в их вооруженных силах Это ведь было интересно советским разведкам, потому что им хотелось знать, что Западу известно о них, и чем Запад интересуется, какие разделы и области политики, вооруженных сил, промышленности и науки особенно интересны с точки зрения США и других западных стран.

Наталья Голицына:

А как он вообще мог быть завербован, на ваш взгляд? Должна была быть какая-то почва - может быть, его российское происхождение?

Олег Гордиевский:

В КГБ, и в ГРУ тоже, всегда обращали внимание на людей, которые принадлежали к так называемым "советским национальностям". Потом в конце 70-х годов даже был организован отдел "Эмиграция", который занимался "разработкой", поиском объектов для вербовки среди людей тех или иных национальностей СССР. Его, согласно некоторым сообщениям, завербовал священник. Если он принадлежал к Московской Патриархии, то они все были информаторами КГБ и работали под руководством КГБ, подбирая кандидатов на вербовку а иногда даже и вербуя. Если этот Трофимов был русского происхождения, то на него, конечно, в КГБ внимание обратили очень рано и наблюдали за ним. Потом подвели к нему священника, который на религиозной православно-патриотической почве, видимо, к нему подошел и втянул его в работу на советскую разведку.

Наталья Голицына:

На ваш взгляд, насколько серьезен урон, который Трофимов нанес США?

Олег Гордиевский:

Я считаю, что урон, который нанес Трофимов американской общественно-политической системе и вооруженным силам, очень серьезный. Если он действительно работал все эти многие десятилетия на КГБ или ГРУ, даже если он и работал, как это бывает, с большими - по несколько месяцев, паузами, он передал в Москву огромное количество сведений. Все это подрывало позиции Запада в противостоянии с советским блоком в течении всей "холодной войны".

XS
SM
MD
LG