Британо-американское издательство Berghahn Books опубликовало книгу "Культурное разнообразие российских городов. Городской ландшафт в постсоветскую эпоху". Этот сборник научных статей написан исследователями из разных стран мира и посвящен социально-этническим процессам, происходящим в современной России.
Рассказывает составитель книги и один из ее авторов, немецкий социолог Кордула Гданиец.
– Когда у вас появился интерес к России и общественной жизни в этой стране?
– В середине восьмидесятых годов прошлого века во время учебы в вузе я начала изучать социальные процессы, происходившие в ту пору в Советском Союзе. Это было на редкость интересно, ведь в СССР тогда проводились эпохальные реформы. В начале девяностых я неоднократно, в исследовательских целях, ездила в Москву. Спустя еще несколько лет мне удалось завершить научную работу о том, как изменилось в первые годы после социализма российское общество. Было любопытно анализировать российские реформы на фоне изменений, происходивших в то же самое время, например, в Великобритании или Германии. Я имею в виду переход от индустриального общества к постиндустриальному.
– Почему на фоне пестроты сегодняшней общественной жизни в России вы остановили свой выбор именно на городском ландшафте?
– Похожий научный проект я разрабатывала в 2003–2008 годах в Берлинском университете имени Гумбольдта. Это был сравнительный анализ Москвы и Берлина с точки зрения этнического многообразия двух космополитичных городов, которые часто называют английским термином world city. Для обоих мегаполисов, и Москвы, и Берлина, характерны большое количество мигрантов, жителей, имеющих иностранные корни, и сильно развитые субкультуры. Когда я разрабатывала этот проект, в Москве обострилась проблема межэтнических отношений. Избивали студентов из африканских стран, правозащитников, активистов антифашистского движения. Получила распространение ксенофобия, появились недовольные высказывания в связи с тем, что на московских рынках торгуют не граждане России. По поводу межэтнических трений появилось очень много публикаций в прессе. Мне показалось, что эти проблемы не потеряли своей актуальности и спустя несколько лет. Вот так и родилась концепция сборника "Культурное разнообразие российских городов. Городской ландшафт в постсоветскую эпоху".
– Какие еще темы представлены в этой книге?
– В сборнике можно найти как статьи сугубо аналитического характера, так и результаты социологических опросов. Довольно любопытное исследование молодежных субкультур проведено на примере города Сочи. Социолог Светлана Болтовская изучила проблемы африканских меньшинств, живущих в Москве и Санкт-Петербурге. Серьезное внимание в сборнике уделено проблемам, с которыми сталкиваются семьи, приехавшие в российские города из Средней Азии и работающие сейчас на рынках. Говорится в книге и о бездомных, живущих на улицах мегаполисов в условиях street economy, то есть "уличной, неформальной экономики". Кстати, проблема бездомных актуальна и в немецком обществе.
– С того момента, когда книга была написана и сдана в печать, произошли ли, на ваш взгляд, какие-то изменения в российских городах с социально-этнической точки зрения?
– Мне бы очень хотелось сказать, что произошли определенные изменения к лучшему. Правозащитные организации достаточно активны. Однако на днях я узнала из средств массовой информации, что власти Москвы в очередной раз запретили гей-парад. В этом отношении никакого прогресса нет. Положение сексуальных меньшинств по-прежнему остается сложным. Мне кажется, что Москва могла бы в большей степени и в более позитивном русле использовать то культурное многообразие, которым она сегодня обладает. Но для этого нужно проявлять больше толерантности.
– В плане межэтнических проблем Москва сильно отличается от других российских городов?
– Москва – столица, эдакий "космос в себе". И меньшинства здесь острее сталкиваются с неприязнью, чем в других городах. Хотя, с другой стороны, в Москве более активно действуют правозащитные организации.
Кордула Гданиец намерена и в дальнейшем изучать социально-этнические процессы в современной России. Особенно немецкого социолога интересует Татарстан, который принято называть примером успешной мультикультурной модели.
Рассказывает составитель книги и один из ее авторов, немецкий социолог Кордула Гданиец.
– Когда у вас появился интерес к России и общественной жизни в этой стране?
– В середине восьмидесятых годов прошлого века во время учебы в вузе я начала изучать социальные процессы, происходившие в ту пору в Советском Союзе. Это было на редкость интересно, ведь в СССР тогда проводились эпохальные реформы. В начале девяностых я неоднократно, в исследовательских целях, ездила в Москву. Спустя еще несколько лет мне удалось завершить научную работу о том, как изменилось в первые годы после социализма российское общество. Было любопытно анализировать российские реформы на фоне изменений, происходивших в то же самое время, например, в Великобритании или Германии. Я имею в виду переход от индустриального общества к постиндустриальному.
– Почему на фоне пестроты сегодняшней общественной жизни в России вы остановили свой выбор именно на городском ландшафте?
– Похожий научный проект я разрабатывала в 2003–2008 годах в Берлинском университете имени Гумбольдта. Это был сравнительный анализ Москвы и Берлина с точки зрения этнического многообразия двух космополитичных городов, которые часто называют английским термином world city. Для обоих мегаполисов, и Москвы, и Берлина, характерны большое количество мигрантов, жителей, имеющих иностранные корни, и сильно развитые субкультуры. Когда я разрабатывала этот проект, в Москве обострилась проблема межэтнических отношений. Избивали студентов из африканских стран, правозащитников, активистов антифашистского движения. Получила распространение ксенофобия, появились недовольные высказывания в связи с тем, что на московских рынках торгуют не граждане России. По поводу межэтнических трений появилось очень много публикаций в прессе. Мне показалось, что эти проблемы не потеряли своей актуальности и спустя несколько лет. Вот так и родилась концепция сборника "Культурное разнообразие российских городов. Городской ландшафт в постсоветскую эпоху".
– Какие еще темы представлены в этой книге?
– В сборнике можно найти как статьи сугубо аналитического характера, так и результаты социологических опросов. Довольно любопытное исследование молодежных субкультур проведено на примере города Сочи. Социолог Светлана Болтовская изучила проблемы африканских меньшинств, живущих в Москве и Санкт-Петербурге. Серьезное внимание в сборнике уделено проблемам, с которыми сталкиваются семьи, приехавшие в российские города из Средней Азии и работающие сейчас на рынках. Говорится в книге и о бездомных, живущих на улицах мегаполисов в условиях street economy, то есть "уличной, неформальной экономики". Кстати, проблема бездомных актуальна и в немецком обществе.
– С того момента, когда книга была написана и сдана в печать, произошли ли, на ваш взгляд, какие-то изменения в российских городах с социально-этнической точки зрения?
– Мне бы очень хотелось сказать, что произошли определенные изменения к лучшему. Правозащитные организации достаточно активны. Однако на днях я узнала из средств массовой информации, что власти Москвы в очередной раз запретили гей-парад. В этом отношении никакого прогресса нет. Положение сексуальных меньшинств по-прежнему остается сложным. Мне кажется, что Москва могла бы в большей степени и в более позитивном русле использовать то культурное многообразие, которым она сегодня обладает. Но для этого нужно проявлять больше толерантности.
– В плане межэтнических проблем Москва сильно отличается от других российских городов?
– Москва – столица, эдакий "космос в себе". И меньшинства здесь острее сталкиваются с неприязнью, чем в других городах. Хотя, с другой стороны, в Москве более активно действуют правозащитные организации.
Кордула Гданиец намерена и в дальнейшем изучать социально-этнические процессы в современной России. Особенно немецкого социолога интересует Татарстан, который принято называть примером успешной мультикультурной модели.