Ссылки для упрощенного доступа

Дело Баттисти: эхо 70-х


Чезаре Баттисти покидает итальянскую тюрьму
Чезаре Баттисти покидает итальянскую тюрьму
Италия заявила о намерении обратиться в Международный суд в Гааге с жалобой на Бразилию, которая отказала в выдаче бывшего активиста ультралевой экстремистской организации Чезаре Баттисти, заочно приговоренного итальянским судом к пожизненному заключению.

Верховный суд Бразилии подтвердил решение предоставить Баттисти убежище, принятое в декабре тогдашним президентом Луисом Инасио Лулой да Силва, сочтя, что другое государство не может подвергать сомнению суверенную волю бразильских властей. 56-летний Баттисти был немедленно освобожден из тюрьмы, в которой ожидал решения суда.

В 70-е годы прошлого века в разгар левого террора в Италии Чезаре Баттисти принадлежал группировке, связанной с экстремистской организацией "Красные бригады". В 1981 году он бежал из итальянской тюрьмы, где ждал суда по обвинению в причастности к четырем убийствам. Он скрывался в разных странах, сделал карьеру писателя, а в 2007 году по ордеру Интерпола был арестован в Бразилии. Баттисти признает, что входил в вооруженную группировку, но утверждает, никого не убивал, и заявляет, что стал жертвой политически мотивированного преследования в Италии.

О полемике вокруг дела Баттисти и об утверждениях, что он стал жертвой незаконных гонений, рассказывает итальянский журналист Джованни Бенси:

- Дело Баттисти и вообще те времена левого террора в Италии, так называемые "свинцовые годы" - они по-прежнему находятся в поле зрения итальянского общества?

- Да, еще находятся. Потому что многие события того времени до сих пор не раскрыты, не исследованы, и осталось очень много недосказанного. Конечно, те годы и сыграли важную роль в перемене политического климата в Италии. Ситуация, которая сложилась после Второй мировой войны, стала тогда меняться и открыла двери тому, что произошло позже, с приходом к власти вот правых в лице премьер-министра Берлускони. А это в свою очередь открыло путь к перестройке, к переменам политического облика Италии. Те годы, по своей сути были очень негативными, и в то же время они открыли путь убеждению, что в определенных случаях можно оправдывать и терроризм. Это идет вразрез с представлениями цивилизованного современного мира.

- Каково отношение к Баттисти в Италии? Есть ли те, кто его оправдывают, поддерживают или, скажем, считают, что Баттисти или других левых боевиков осудили неправильно?

- Баттисти в свое время действовал в составе крайне левой группы, которая называлась "Вооруженные пролетарии за коммунизм". Потом, как известно, он сумел сбежать, его осудили, приговорили, в том числе, к пожизненному заключению за участие в убийствах, но потом он скрылся сначала во Франции, потом в Мексике, потом в Бразилии. Отношение к нему в настоящее время единодушно отрицательное. Передо мной сейчас отзывы и отклики самых разных политических, культурных деятелей Италии всех направлений, правых и левых; все единодушно осуждают решение Верховного суда Бразилии не экстрадировать его в Италию. Все считают, что такие люди, как Баттисти - это преступники, которые хотя и говорили, что у них была какая-то идея, но они выступали средствами, которые ни с какой идеей не совмещаются - средства насилия, средства убийства, преступления разного рода. Поэтому сегодня все, от президента республики Джорджа Наполитано до лидера оппозиции Перуиджи Берсани, единодушно осудили это решение. Все высказывают отрицательные суждения о деятельности Баттисти в те, так называемые "свинцовые годы".

- Баттисти признает себя виновным в том, что он участвовал в вооруженной группе, но утверждает, что никогда ни в кого не стрелял. Он также говорит, что является объектом политического преследования. Можно ли говорить о том, что против боевиков левых группировок были какие-то неправосудные преследования?

- Его подвергли суду в Италии, и его приговорили, в частности, к 13 годам и 5 месяцам за убийство ювелира Перуиджи Туриджани, например. Есть улики и доказательства, что он это совершил это преступление. Он выставляет себя в качестве преследуемого человека, но на самом деле внесудебного преследования не было. Если бы он вернулся в Италию сейчас, то, конечно, он сидел бы в тюрьме, но на общих началах. Его не ждут особенно строгие условия заключения.

- Было такое, что против боевиков левацких группировок использовали незаконные методы следствия, может быть, из них выбивали показания?

- Отдельные случаи были, конечно, и есть случаи, которые до сих пор дают повод для дискуссий,. Нонельзя сказать, что это были общепринятые методы. Не надо забывать, что в те годы, когда действовал Баттисти, существовал крайне левый экстремизм, условно коммунистический. Был и правый терроризм, условно неофашистский. Он исходил от людей, которые методами терроризма и насилия боролись за установление режима фашистского типа. Конечно, в этой напряженной обстановке было взаимное сведение счетов между этими группировками. Были случаи, когда с представителями тех или иных группировок обращались некорректно во время допросов. Но, повторяю, все согласны в том, что такие методы не были общепринятым делом.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы"

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG