В Великобритании в издательстве "I.B. Taurus" опубликована книга профессора Нью-йоркского университета Стивена Коэна "Жертвы возвращаются" ("The Victims Return") с подзаголовком "Пережившие ГУЛАГ после Сталина". Новое исследование видного историка сочетает научные изыскания с обширными интервью, которые на протяжении последних 30 лет автор брал в Советском Союзе и постсоветской России у возвратившихся из сталинских лагерей жертв коммунистических репрессий.
Профессор Коэн начинает книгу со сравнения сталинского террора с гитлеровским и называет его "вторым Холокостом". По его словам, за время государственного террора в Советском Союзе было уничтожено больше невинных мужчин, женщин и детей, чем погибло в ходе реализации "окончательного решения еврейского вопроса" нацистами. При этом, подчеркивает автор книги, 70 процентов жертв сталинского террора – рядовые люди, не принадлежавшие к советской элите и не бывшие членами большевистской партии. Общее число жертв сталинских репрессий, пишет Коэн, всё еще остается предметом споров в научном сообществе из-за неполного доступа к архивам советских времен. Историк считает, что если оставить в стороне 26,5 миллиона погибших во время войны, то жертвами террора за время правления Сталина с 1929 по 1953 год стали от 12 до 20 миллионов человек, включая жертв коллективизации и массовых депортаций.
Идея книги "Жертвы возвращаются" зародилась у Стивена Коэна в 1983 году, но его встречи с жертвами ГУЛАГа начались еще раньше – в середине 70-х в Москве. Книга посвящена памяти Анны Лариной – вдовы советского государственного и партийного деятеля Николая Бухарина, которая провела в ГУЛАГе более 20 лет. Именно она познакомила Коэна со многими пережившими террор бывшими зеками. Пожалуй, главный недостаток книги – отсутствие в ней информации о жертвах террора в российской провинции и о судьбах простых людей. Герои книги – московская интеллигенция из круга Лариной.
В интервью РС Стивен Коэн говорит о том, что побудило его написать эту книгу, и почему для него так важна проводимая им аналогия сталинского террора с Холокостом:
– Нам многое известно о людях, переживших нацистский Холокост, – о тех евреях, которые выжили в концлагерях и попытались начать новую жизнь. На эту тему написаны исторические работы, художественные произведения, психологические исследования. Но о людях, переживших ГУЛАГ, практически не известно ничего. Существует много книг о жизни и смерти в самом ГУЛАГе, но неизмеримо меньше информации о тех пяти или шести миллионах его жертв, которые пережили заключение.
Именно они стали персонажами моей книги. Аналогия с Холокостом необходима для того, чтобы показать читателю, что мы много знаем об одной категории выживших, и очень немного – о другой категории.
Стивен Коэн рассказывает, что многие выжившие в ГУЛАГе крайне неохотно шли на контакт и в советские времена испытывали страх при встречах с иностранцем. О многих личных проблемах выживания в ГУЛАГе они отказывались говорить:
– Когда я встречался с этими людьми в середине 70-х, это было для них всё еще опасно. Они не хотели говорить с иностранцем, особенно с американцем. Причина, по которой они всё же со мной беседовали, была написанная мной книга о Бухарине, которая была издана в Америке в 1973 году. В эпоху перестройки она была переведена в России и выдержала несколько изданий. Во-вторых, меня рекомендовала вдова Бухарина Анна Ларина, которую знали многие из этих людей. Она заверила их, что со мной можно говорить. Именно поэтому у меня возникла такая возможность. Однако было две темы, которых избегали: секс и как и почему они выжили. В этом они похожи на выживших в нацистских лагерях. Выжили очень немногие, и большинство из этих невинных людей вынуждены были признать надуманную вину. Даже если у них и были причины признать вымышленные преступления, им было неудобно говорить о том, как это происходило – особенно обращая внимание на гибель многих других жертв. Меня интересовала тема секса в лагерях. Но это очень интимное дело, а у многих, особенно у женщин, с этим связаны трагические воспоминания. Меня также интересовало, сохранилась ли у них способность любить после освобождения из лагеря, в частности способность к физической любви. Честно говоря, я нечасто задавал эти вопросы, поскольку понимал, что вторгаюсь в очень интимную сферу.
Стивен Коэн рассказывает, что многие персонажи его книги сохранили и в лагерях коммунистические убеждения и восстанавливались в партии после реабилитации. Среди них Лев Копелев, Евгений Гнедин, Галина Серебрякова, Ольга Шатуновская, Алексей Снегов и другие его респонденты. Кое-кто из них впоследствии был вновь исключен из КПСС. Но еще большее число людей в лагерях прозрело. Среди них историк Антон Антонов-Овсеенко – создатель Государственного музея истории ГУЛАГа в Москве. Многих, как считает американский историк, опыт ГУЛАГа заставил серьезно пересмотреть свои убеждения:
– Я столкнулся с самыми разными реакциями на то, что случилось с этими людьми. Была группа людей, которых я хорошо знал и кто принадлежал к элите ленинской партии. Некоторые из них и по возвращении из лагерей оставались верны ленинским идеям и во всем винили только Сталина. Героем для них был Хрущев после его речи на ХХ съезде в 1956 году. Однако и среди этой ленинской элиты были люди с полностью изменившимися сознанием и убеждениями. Считается, что в наше время примерно 30 процентов российского населения напрямую или через детей и внуков связаны с людьми, которые были арестованы, расстреляны или погибли во время сталинского террора. Они всё знают об этом. Так что с этой точки зрения сталинское наследие всё еще довлеет над будущим России, и его влияние еще не ушло в прошлое.
Профессор Коэн начинает книгу со сравнения сталинского террора с гитлеровским и называет его "вторым Холокостом". По его словам, за время государственного террора в Советском Союзе было уничтожено больше невинных мужчин, женщин и детей, чем погибло в ходе реализации "окончательного решения еврейского вопроса" нацистами. При этом, подчеркивает автор книги, 70 процентов жертв сталинского террора – рядовые люди, не принадлежавшие к советской элите и не бывшие членами большевистской партии. Общее число жертв сталинских репрессий, пишет Коэн, всё еще остается предметом споров в научном сообществе из-за неполного доступа к архивам советских времен. Историк считает, что если оставить в стороне 26,5 миллиона погибших во время войны, то жертвами террора за время правления Сталина с 1929 по 1953 год стали от 12 до 20 миллионов человек, включая жертв коллективизации и массовых депортаций.
Идея книги "Жертвы возвращаются" зародилась у Стивена Коэна в 1983 году, но его встречи с жертвами ГУЛАГа начались еще раньше – в середине 70-х в Москве. Книга посвящена памяти Анны Лариной – вдовы советского государственного и партийного деятеля Николая Бухарина, которая провела в ГУЛАГе более 20 лет. Именно она познакомила Коэна со многими пережившими террор бывшими зеками. Пожалуй, главный недостаток книги – отсутствие в ней информации о жертвах террора в российской провинции и о судьбах простых людей. Герои книги – московская интеллигенция из круга Лариной.
В интервью РС Стивен Коэн говорит о том, что побудило его написать эту книгу, и почему для него так важна проводимая им аналогия сталинского террора с Холокостом:
– Нам многое известно о людях, переживших нацистский Холокост, – о тех евреях, которые выжили в концлагерях и попытались начать новую жизнь. На эту тему написаны исторические работы, художественные произведения, психологические исследования. Но о людях, переживших ГУЛАГ, практически не известно ничего. Существует много книг о жизни и смерти в самом ГУЛАГе, но неизмеримо меньше информации о тех пяти или шести миллионах его жертв, которые пережили заключение.
Сталинское наследие всё еще довлеет над будущим России, и его влияние еще не ушло в прошлое
Именно они стали персонажами моей книги. Аналогия с Холокостом необходима для того, чтобы показать читателю, что мы много знаем об одной категории выживших, и очень немного – о другой категории.
Стивен Коэн рассказывает, что многие выжившие в ГУЛАГе крайне неохотно шли на контакт и в советские времена испытывали страх при встречах с иностранцем. О многих личных проблемах выживания в ГУЛАГе они отказывались говорить:
– Когда я встречался с этими людьми в середине 70-х, это было для них всё еще опасно. Они не хотели говорить с иностранцем, особенно с американцем. Причина, по которой они всё же со мной беседовали, была написанная мной книга о Бухарине, которая была издана в Америке в 1973 году. В эпоху перестройки она была переведена в России и выдержала несколько изданий. Во-вторых, меня рекомендовала вдова Бухарина Анна Ларина, которую знали многие из этих людей. Она заверила их, что со мной можно говорить. Именно поэтому у меня возникла такая возможность. Однако было две темы, которых избегали: секс и как и почему они выжили. В этом они похожи на выживших в нацистских лагерях. Выжили очень немногие, и большинство из этих невинных людей вынуждены были признать надуманную вину. Даже если у них и были причины признать вымышленные преступления, им было неудобно говорить о том, как это происходило – особенно обращая внимание на гибель многих других жертв. Меня интересовала тема секса в лагерях. Но это очень интимное дело, а у многих, особенно у женщин, с этим связаны трагические воспоминания. Меня также интересовало, сохранилась ли у них способность любить после освобождения из лагеря, в частности способность к физической любви. Честно говоря, я нечасто задавал эти вопросы, поскольку понимал, что вторгаюсь в очень интимную сферу.
Стивен Коэн рассказывает, что многие персонажи его книги сохранили и в лагерях коммунистические убеждения и восстанавливались в партии после реабилитации. Среди них Лев Копелев, Евгений Гнедин, Галина Серебрякова, Ольга Шатуновская, Алексей Снегов и другие его респонденты. Кое-кто из них впоследствии был вновь исключен из КПСС. Но еще большее число людей в лагерях прозрело. Среди них историк Антон Антонов-Овсеенко – создатель Государственного музея истории ГУЛАГа в Москве. Многих, как считает американский историк, опыт ГУЛАГа заставил серьезно пересмотреть свои убеждения:
– Я столкнулся с самыми разными реакциями на то, что случилось с этими людьми. Была группа людей, которых я хорошо знал и кто принадлежал к элите ленинской партии. Некоторые из них и по возвращении из лагерей оставались верны ленинским идеям и во всем винили только Сталина. Героем для них был Хрущев после его речи на ХХ съезде в 1956 году. Однако и среди этой ленинской элиты были люди с полностью изменившимися сознанием и убеждениями. Считается, что в наше время примерно 30 процентов российского населения напрямую или через детей и внуков связаны с людьми, которые были арестованы, расстреляны или погибли во время сталинского террора. Они всё знают об этом. Так что с этой точки зрения сталинское наследие всё еще довлеет над будущим России, и его влияние еще не ушло в прошлое.