Есть книги, которые хочется цитировать вслух, чтобы поделиться своим читательским волнением и восторгом. Но есть книги, которые вызывают смешанные чувства, и которые тоже хочется цитировать. Читая их, бормочешь: "Не может быть, неужели?".
"В кабинете Сидни Ларкина, казначея муниципалитета Ковентри, висела свастика; он посещал нацистские слёты в Нюрнберге и ездил в отпуск в Германию с пятнадцатилетним сыном Филипом, будущим поэтом... Крупнейший английский дирижёр сэр Редждинальд Гудолл (1901-1990), страстный поклонник Вагнера, стал в тридцатые годы приверженцем Гитлера и оставался верным своим взглядам до конца жизни. Холокост он называл "еврейским заговором Би-би-си", а Гитлера считал покровителем немецкой культуры... В 1938 году Гертруда Стайн (литератор, американская еврейка, жившая в Париже, крёстная мать "потерянного поколения" – И.П.) призывала интеллектуалов подписать петицию с предложением присудить Нобелевскую премию мира Адольфу Гитлеру" и т.д. и т.п.
Я цитирую книгу консервативного британского романиста и публициста Дэвида Прайса-Джонса "Предательское сердце" ("Treason of the Heart", изд. Encounter Books, New York/London, 2011), автора более двух десятков книг, в том числе исторического исследования "Странная смерть советской империи". Его новая книга посвящена англичанам-предателям, которые в разные эпохи переходили на сторону врага. Первые десять глав книги рассказывают о британцах, боровшихся против Соединённого Королевства плечом к плечу с французами, греками, турками, сионистами, арабами и пр. Две последние главы посвящены британским адептам нацистской и коммунистической идеологий. В двадцатые-тридцатые годы прошлого века перед Гитлером в Великобритании преклонялись аристократы и простолюдины, государственные и политические деятели, либералы, лейбористы и тори, джентльмены и дамы. Ими двигала, по мнению автора книги, ненависть к Англии, ненависть к себе, желание найти другое "я". Число англичан, симпатизировавших Советскому Союзу, он называет беспрецедентным. Но вернусь к цитатам.
Артур Рэнсом, впоследствии автор классической книги для детей "Ласточки и амазонки", писал в газетном репортаже из Петрограда в 1917 году: "Даже если советская власть падёт, большевики уже вписали новую выдающуюся страницу в историю человечества, на моей памяти самую выдающуюся". Философ-аристократ Бертран Рассел, прибывший в Москву в 1920 году, отмечал: "Большевизм заслуживает благодарности и восторга всего прогрессивного человечества". Правда, в частном письме Рассел был откровенней: "Большевизм – это замкнутая бюрократическая тирания со шпионской сетью более страшной, чем при царе, и с кичливой и бесчувственной элитой, состоящей из американизированных евреев. Несмотря на это, я считаю такую власть наиболее подходящей для России на сегодняшний день.". Избранный в 1929 году Генеральным секретарём коммунистической партии Великобритании Гарри Поллитт торжественно обещал: "Если меня вызовут в Москву, и я буду наверняка знать, что меня застрелят выстрелом в затылок сразу по прибытию, то и тогда я ни в чём не усомнюсь". Другой идиот, глава оксфордского колледжа Balliol историк Кристофер Хилл называл сталинский террор "ненасильственным" и до конца жизни сомневался в существовании ГУЛАГа. Дэвид Прайс-Джонс напоминает, что для такого рода британцев всё советское было хорошим, а британское – отжившим и неправильным. Маяковского считали лучшим поэтом современности, Эйзенштейна – лучшим режиссёром. Сэмюэл Беккет в 1936 г. написал письмо Эйзенштейну с просьбой зачислить его во ВГИК. Драматург-парадоксалист Бернард Шоу восторженно писал о Сталине как о "грузинском джентльмене". Трубадуром тридцатых был поэт Уистен Хью Оден, "любивший сентиментальную болтовню о коммунизме". Это он в стихотворении "Испания" в 1937 году обронил словосочетание "необходимое убийство". (Позже Оден вымарывал глупости в старых стихах). Один из крупнейших британских композиторов ХХ века Майкл Типпетт штудировал Маркса и выражал готовность стать революционером в грядущей борьбе. Писатель и драматург Джон Пристли , побывавший в СССР в 1946 году, заявил: "Здесь нет тайной полиции. Если, конечно, агенты не маскируются под воробьёв". Поэт Дилан Томас восклицал, что "мрак Англии" может быть развеян только революцией. В Оксфорде к коммунизму приобщились Айрис Мердок, Кингсли Эмис, Денис Хили, впоследствии министр обороны Великобритании.
Дэвид Прайс-Джонс приводит десятки имён, цитирует неимоверные глупости почтенных учёных, художников, политиков, проповедников. Одна из рецензий в английской прессе на книгу "Предательское сердце" красноречиво называется "Корабль дураков". Правда, на борту этого корабля были не только дураки. Дэвид Прайс-Джонс рассказывает и о субсидиях, которые Коммунистическая партия Великобритании получала от Коминтерна. Например, в течение полутора лет с августа 1920 года британская компартия получила 55 тысяч фунтов стерлингов. По тем временам – колоссальная сумма! К тому же с 1957 по 1979 г. английские партийные функционеры регулярно получали в советском посольстве чемоданы, набитые наличными.
Я не знаю, написаны ли подобные книги в других западноевропейских странах. Думаю, что такая французская книга была бы раза в два толще английской. В СССР - своя история политической мысли. Хотя и там предавали себе подобных от всего сердца: когда злобного, когда корыстного, когда глупого.
Видеть талантливых поэтов, художников, музыкантов в британском списке политических придурков – не большая радость. Но никакого противоречия в том, что глупость уживается с талантом нет. Говорят же: "поэт от Бога". Правильно говорят. Вот то, что от Бога и будем любить. А человеческой отсебятиной можно пренебречь. В каждом из нас такой отсебятины хоть отбавляй.