12 июля вступит в силу решение Европейского суда по правам человека о незаконном отказе минюста России в регистрации Республиканской партии. Ее лидер Владимир Рыжков ответил на вопросы Радио Свобода.
- Не уверен, что решение вступит в силу именно 12 июля, потому что по уставу Европейского суда по правам человека правительство России может опротестовать это решение в верхней палате Европейского суда, и есть случаи, когда это опротестовывается буквально в последний вечер, накануне. Так что нужно еще подождать, какие будут действия российского правительства. Я надеюсь, что они не будут опротестовывать, потому что если они опротестуют это решение, то на сто процентов уверен, что решение будет подтверждено верхней палатой Европейского суда, то есть этому решению, отрицательному для российского правительства, будет придан еще больший вес, еще больший юридический статус.
- В том случае, если решение не будет опротестовано и решение по Республиканской партии вступит в силу, это означает, что республиканская партия становится легитимна, она может действовать на территории России.
- Если решение вступит в силу, это не означает ровным счетом ничего. Потому что Европейский суд не имеет полномочий принудить национальные правительства к исполнению его решений. Прецедентов в России не было. Республиканская партия России - первая, которая выиграла подобный иск за всю постсоветскую историю. Никто не знает в России, что с этим делать. Могу сказать, что буду с этим делать я. Один иск будет подан мною и другими руководителями Республиканской партии в Верховный суд России, который нас закрывал четыре года назад. В этом иске по вновь открывшимся обстоятельствам будет содержаться одно требование –восстановить Республиканскую партию России в реестре юридических лиц. То есть фактически это будет означать юридическое восстановление партии, вплоть до того, что Республиканская партия в этом случае, в случае победы в Верховном суде, получит право на участие в парламентских выборах в декабре этого года. Второй иск я подготовил в Конституционный суд России, он оспаривает ряд положений закона о партиях. Дело в том, что Европейский суд по правам человека признал целый ряд принципиальных положений нашего закона о партиях, региональных отделений, внутреннего устройства партий не соответствующими Европейской конвенции по правам человека. Так что такие два иска у меня готовы. В том случае, если решение Европейского суда вступит 12 июля, я их немедленно направлю в Верховный суд и в Конституционный суд. Дальше посмотрим. Я убежден, что партия должна быть восстановлена в соответствии с решением Европейского суда, но наш министр юстиции Коновалов уже комментировал эту ситуацию и сказал следующее, что: "Да, да, они выиграли Европейский суд, да, ликвидации партии была незаконной. Ну что же, пусть заново партию создают". То есть фактически это такая ситуация. Представьте себе, приходят приставы, сжигают ваш дом, вы подаете иск в Европейский суд, Европейский суд решает, что ваш дом был сожжен незаконно, а люди, которые его сожгли, говорят, ну что же, жаль, конечно, но пусть заново строят. Примерно такая издевательская позиция пока у господина Коновалова. Посмотрим, что скажут наши суды на это.
- В случае сожженного дома можно рассчитывать на компенсацию и можно купить другое себе жилье. С партией так ведь не поступишь, и нужно вкладывать огромные усилия - и физические, и финансовые - чтобы ее восстановить и чтобы она даже при самом благоприятном исходе для вас была готова участвовать в парламентских выборах. Или я ошибаюсь?
- Да, безусловно, так и есть. Я хочу еще обратить внимание на то, что Европейский суд совершенно справедливо обратил внимание на то, что фактически действия российских властей и запретительное законодательство о партиях поразило нас в политических правах, поразило нас в конституционных правах. То есть на протяжении уже более четырех лет десятки тысяч граждан России, членов Республиканской партии, миллионы наших избирателей поражены в главном праве, главном политическом праве – праве выдвигать своих кандидатов на выборах, голосовать за своих кандидатов на выборах, полноценно участвовать в политической жизни. Республиканская партия существует, есть многие тысячи членов Республиканской партии по всей стране и это было видно, когда мы вместе с нашими коллегами создавали и создали Партию народной свободы, там более чем четверть всех членов Партии народной свободы это члены Республиканской партии России. Но вы совершенно правы, так как государство преследует оппозицию, так как государство запрещает нам фактически заниматься политической деятельностью, так как государство закрыло партию, арестовало счет партии, лишило партию статуса юридического лица, мы уже четыре года не можем заниматься нормальной политической деятельностью. И даже если предположить, что партия будет восстановлена, хотя в это не верю, потому что авторитарный, запретительный курс нашего государства очевиден и, скорее всего, они будут делать все возможное, чтобы не исполнять решение Европейского суда, но если вдруг предположить, что партию удастся восстановить, вы совершенно правы, понадобятся гигантские усилия, чтобы восполнить тот огромный ущерб, который нанесло нам государство своими действиями.
- Республиканская партия, если я не ошибаюсь, одна из старейших российских современных партий.
- Так и есть, она существовала с 1990 года и участвовала в четырех выборах в Государственную думу, и была представлена своими депутатами во всех четырех составах Государственной думы. И на это тоже обратил внимание Европейский суд. Европейский суд написал о том, что он поражен тем, что старейшая либеральная, демократическая партия была закрыта совершенно незаконно, несмотря на долгую и славную историю своего существования.
- История разбирательства в Страсбургском суде дает ли вам основания полагать, что такой же успех может вас ожидать и с незарегистрированной партией ПАРНАС?
- Нет никаких сомнений, что и в случае ПАРНАСа, и в случае РНДС, которому отказали в регистрации, дело которого так же находится в Европейском суде, все заявители будут выигрывать. Дело в том, что Европейский суд по правам человека принял решение о прецедентном характере своих решений, и в этом принципиальная важность решения по Республиканской партии. Ведь это же не просто короткое решение, там пятьдесят страниц подробного анализа ситуации. Это решение по Республиканской партии будет модельным для всех остальных партий из России и других стран Восточной Европы, Турции и так далее. Поэтому у меня нет никаких сомнений, что впереди будут новые решения по другим партиям и все граждане будут подобные иски выигрывать.
- Нет ли у вас ощущения, что в скором будущем, может быть, нас ожидает послабление политики российских властей в этом отношении? Ведь буквально на днях Государственная Дума приняла решение о снижении проходного барьера на выборах, правда, не на этих выборах, на последующих, но, тем не менее.
- Знаете, идет имитация либерализации, идет имитация послаблений. Потому что если бы российская власть, авторитарная и коррумпированная, партия воров и жуликов, действительно хотела сделать такие послабления, их надо было бы делать немедленно. Потому что выборы будут в этом декабре парламентские и в марте президентские. В противном случае придется ждать пяти лет следующих думских выборов и шести лет следующих президентских выборов. Мы не хотим ждать. У нас сегодня есть установленные Конституцией политические права и у нас уже сегодня есть решение Европейского суда о том, что запретительная политика властей незаконна. Поэтому это все просто для отвлечения внимания, то все для того, чтобы выйти из-под мониторинга Совета Европы. Это все для того, чтобы не попасть на санкции против воров и жуликов. Это все просто отвлекающие маневры. Никакой либерализации нет, она не предвидится, та, что предлагается, нас категорически не устраивает. Мы настаиваем на немедленном исполнении наших конституционных прав. Мы настаиваем на немедленном исполнении решений Европейского суда по правам человека.
- Не уверен, что решение вступит в силу именно 12 июля, потому что по уставу Европейского суда по правам человека правительство России может опротестовать это решение в верхней палате Европейского суда, и есть случаи, когда это опротестовывается буквально в последний вечер, накануне. Так что нужно еще подождать, какие будут действия российского правительства. Я надеюсь, что они не будут опротестовывать, потому что если они опротестуют это решение, то на сто процентов уверен, что решение будет подтверждено верхней палатой Европейского суда, то есть этому решению, отрицательному для российского правительства, будет придан еще больший вес, еще больший юридический статус.
- В том случае, если решение не будет опротестовано и решение по Республиканской партии вступит в силу, это означает, что республиканская партия становится легитимна, она может действовать на территории России.
- Если решение вступит в силу, это не означает ровным счетом ничего. Потому что Европейский суд не имеет полномочий принудить национальные правительства к исполнению его решений. Прецедентов в России не было. Республиканская партия России - первая, которая выиграла подобный иск за всю постсоветскую историю. Никто не знает в России, что с этим делать. Могу сказать, что буду с этим делать я. Один иск будет подан мною и другими руководителями Республиканской партии в Верховный суд России, который нас закрывал четыре года назад. В этом иске по вновь открывшимся обстоятельствам будет содержаться одно требование –восстановить Республиканскую партию России в реестре юридических лиц. То есть фактически это будет означать юридическое восстановление партии, вплоть до того, что Республиканская партия в этом случае, в случае победы в Верховном суде, получит право на участие в парламентских выборах в декабре этого года. Второй иск я подготовил в Конституционный суд России, он оспаривает ряд положений закона о партиях. Дело в том, что Европейский суд по правам человека признал целый ряд принципиальных положений нашего закона о партиях, региональных отделений, внутреннего устройства партий не соответствующими Европейской конвенции по правам человека. Так что такие два иска у меня готовы. В том случае, если решение Европейского суда вступит 12 июля, я их немедленно направлю в Верховный суд и в Конституционный суд. Дальше посмотрим. Я убежден, что партия должна быть восстановлена в соответствии с решением Европейского суда, но наш министр юстиции Коновалов уже комментировал эту ситуацию и сказал следующее, что: "Да, да, они выиграли Европейский суд, да, ликвидации партии была незаконной. Ну что же, пусть заново партию создают". То есть фактически это такая ситуация. Представьте себе, приходят приставы, сжигают ваш дом, вы подаете иск в Европейский суд, Европейский суд решает, что ваш дом был сожжен незаконно, а люди, которые его сожгли, говорят, ну что же, жаль, конечно, но пусть заново строят. Примерно такая издевательская позиция пока у господина Коновалова. Посмотрим, что скажут наши суды на это.
- В случае сожженного дома можно рассчитывать на компенсацию и можно купить другое себе жилье. С партией так ведь не поступишь, и нужно вкладывать огромные усилия - и физические, и финансовые - чтобы ее восстановить и чтобы она даже при самом благоприятном исходе для вас была готова участвовать в парламентских выборах. Или я ошибаюсь?
- Да, безусловно, так и есть. Я хочу еще обратить внимание на то, что Европейский суд совершенно справедливо обратил внимание на то, что фактически действия российских властей и запретительное законодательство о партиях поразило нас в политических правах, поразило нас в конституционных правах. То есть на протяжении уже более четырех лет десятки тысяч граждан России, членов Республиканской партии, миллионы наших избирателей поражены в главном праве, главном политическом праве – праве выдвигать своих кандидатов на выборах, голосовать за своих кандидатов на выборах, полноценно участвовать в политической жизни. Республиканская партия существует, есть многие тысячи членов Республиканской партии по всей стране и это было видно, когда мы вместе с нашими коллегами создавали и создали Партию народной свободы, там более чем четверть всех членов Партии народной свободы это члены Республиканской партии России. Но вы совершенно правы, так как государство преследует оппозицию, так как государство запрещает нам фактически заниматься политической деятельностью, так как государство закрыло партию, арестовало счет партии, лишило партию статуса юридического лица, мы уже четыре года не можем заниматься нормальной политической деятельностью. И даже если предположить, что партия будет восстановлена, хотя в это не верю, потому что авторитарный, запретительный курс нашего государства очевиден и, скорее всего, они будут делать все возможное, чтобы не исполнять решение Европейского суда, но если вдруг предположить, что партию удастся восстановить, вы совершенно правы, понадобятся гигантские усилия, чтобы восполнить тот огромный ущерб, который нанесло нам государство своими действиями.
- Республиканская партия, если я не ошибаюсь, одна из старейших российских современных партий.
- Так и есть, она существовала с 1990 года и участвовала в четырех выборах в Государственную думу, и была представлена своими депутатами во всех четырех составах Государственной думы. И на это тоже обратил внимание Европейский суд. Европейский суд написал о том, что он поражен тем, что старейшая либеральная, демократическая партия была закрыта совершенно незаконно, несмотря на долгую и славную историю своего существования.
- История разбирательства в Страсбургском суде дает ли вам основания полагать, что такой же успех может вас ожидать и с незарегистрированной партией ПАРНАС?
- Нет никаких сомнений, что и в случае ПАРНАСа, и в случае РНДС, которому отказали в регистрации, дело которого так же находится в Европейском суде, все заявители будут выигрывать. Дело в том, что Европейский суд по правам человека принял решение о прецедентном характере своих решений, и в этом принципиальная важность решения по Республиканской партии. Ведь это же не просто короткое решение, там пятьдесят страниц подробного анализа ситуации. Это решение по Республиканской партии будет модельным для всех остальных партий из России и других стран Восточной Европы, Турции и так далее. Поэтому у меня нет никаких сомнений, что впереди будут новые решения по другим партиям и все граждане будут подобные иски выигрывать.
- Нет ли у вас ощущения, что в скором будущем, может быть, нас ожидает послабление политики российских властей в этом отношении? Ведь буквально на днях Государственная Дума приняла решение о снижении проходного барьера на выборах, правда, не на этих выборах, на последующих, но, тем не менее.
- Знаете, идет имитация либерализации, идет имитация послаблений. Потому что если бы российская власть, авторитарная и коррумпированная, партия воров и жуликов, действительно хотела сделать такие послабления, их надо было бы делать немедленно. Потому что выборы будут в этом декабре парламентские и в марте президентские. В противном случае придется ждать пяти лет следующих думских выборов и шести лет следующих президентских выборов. Мы не хотим ждать. У нас сегодня есть установленные Конституцией политические права и у нас уже сегодня есть решение Европейского суда о том, что запретительная политика властей незаконна. Поэтому это все просто для отвлечения внимания, то все для того, чтобы выйти из-под мониторинга Совета Европы. Это все для того, чтобы не попасть на санкции против воров и жуликов. Это все просто отвлекающие маневры. Никакой либерализации нет, она не предвидится, та, что предлагается, нас категорически не устраивает. Мы настаиваем на немедленном исполнении наших конституционных прав. Мы настаиваем на немедленном исполнении решений Европейского суда по правам человека.