В статье «Коррупция во всем мире» я попытался показать шаткость любимого аргумента азербайджанских властей в ответ на обвинения в коррупции – «коррупция во всем мире есть» - на примере отношения к коррупции и борьбы с ней в Великобритании. Среди комментариев к статье есть такие, которые показались мне знаковыми. Например «риторический» вопрос
«А МОЖЕТ ЛИ АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ НЕ БРАТЬ ВЗЯТКИ?»
Суть данного мнения состоит в том, что «...на вопрос берёт ли он взятки честно ответил, что в этом городе нельзя не брать взятки так как весь местный бизнес принадлежит семье мэра, а коммерсанты не желавшие делиться были замучены милицией. И вообще он не видит ничего плохого когда коммерсанты благодарят его за проделанную работу. На мой вопрос, а какую именно работу он честно сказал разную. Так может ли азербайджанец не брать взятки?»
ПОДОЗРИТЕЛЬНОЕ СХОДСТВО
Позиция считающих, что менталитет азербайджанцев не располагает к борьбе с коррупцией, что виноваты сами рядовые граждане, удивительно совпадают с позицией разномастных чиновников, озвучивающих похожие и близкие мнения через азербайджанские теленакалы. Это же делается через многочисленные сценки, юморески, скетчи, даже коммерческую рекламу, казалось бы, не имеющую к коррупции никакого отношения.
Например, в телеинтервью один из министров Азербайджана заявил, что он живет «в большой квартире в новостройке, которую дал ему президент страны в качестве взятки, чтобы он старательнее работал». Возможно, выделение министру квартиры государством подавалось «в качестве взятки» как шутка, что на мой взгляд, вовсе не меняло весьма дурного тона этой шутки. Тем более, в одной из самых коррумпированных стран мира, - по свидетельствам международных организаций, - в которой члены правительства должно быть озабочены прежде всего борьбой со взяточничеством, а не шутить на такие темы.
Другой из министров, - вместе со своим руководителем пресс-службы, - не раз жаловался, что население коррумпировано, поэтому дает взятки сотрудникам его министерства даже тогда, когда их не вымогают.
Как это перекликается с другим комментарием, что
«ВЫ ДАЕТЕ - ОНИ БЕРУТ»
В одной местной рекламе мобильной связи показывалось, что один из учеников учился лучше всех в классе, но президентом преуспевающей фирмы спустя короткое время стал другой. Но какая разница? Главное, все они друзья и регулярно общаются через мобильную связь...
В нескольких скетчах известных комических актеров азербайджанской сцены «дача взятки» - «дань уважения» показана не как негатив, подлежащий критике, обличению и осмеянию, а как норма жизни, чем она, в сущности, и является.
Все это – попытки пропагандировать идею о коррумпированности азербайджанцев, внушить мысль о том, что коррумпированность является частью азербайджанского национального менталитета. На мой взгляд, это делается далеко не случайно и вовсе не по недомыслию.
ИДЕОЛОГИЯ КОРРУПЦИИ
Вопрос «Могут ли сами коррупционеры бороться с коррупцией?» давно уже перестал быть смешным в Азербайджане – мы видим это на примере «солидных», высокопоставленных и влиятельных коррупционеров, всерьез занимающихся этим делом – борьбой с коррупцией, принимая законы, создавая подразделения госструктур и заседая в комиссиях «по борьбе с коррупцией»..
Например, среди комментов есть вопрос, что «...почему нас пытаются убедить, что коррупция у нас в крови, что коррупцию не победить? Коррупцию преподносят в таких тяжелых формах, чтоб ты сам себя переубедил...».
На мой взгляд, тезис о коррумпированности азербайджанского народа и национального менталитета принят на вооружение властями в качестве идеологического оружия, противопоставляемого требованиям оппозиции и гражданского общества покончить с коррупцией.
А мнение о том, что «Вы сами нарушаете закон или правило, и сами пытаетесь откупиться, и сами даете взятку... Коррупция начинается и заканчивается у порога каждого дома, в каждом человеке» - это, не что иное, как стремление объяснить, переложив на плечи людей, тотальную коррупцию в стране.
«Идеология» коррупции призвана хоть как-то обосновать и оправдать чудовищную коррумпированность руководства Азербайджана, отрицать которую стало уже невозможно.
Тезис этот усиленно пропагандируется для того, чтобы внушить рядовому азербайджанцу, страдающему от тотальной коррупции и поборов в стране мысль о «историзме», «традиционности», «естественности» и «нормальности» коррупции. А если коррупция и взяточничество – «традиционны» и «естественны», «являются частью национального менталитета азербайджанцев», то стоит ли возмущаться и критиковать?
ЕСЛИ ВСЕ КОРРУМПИРОВАНЫ
Главный посыл этой «идеологии» таков – если все коррумпированы, то так ли виновны коррупционеры во власти? Ведь это естественно для азербайджанцев, а высокопоставленные коррупционеры – всего лишь носители азербайджанских традиций и менталитета, о приверженности которым много говорится. Им просто повезло чуть больше, чем остальным, они очутились на верхушке коррупционной пирамиды, и то благодаря успешному участию в коррупционном круговороте и карьере, только и всего.
В этой «идеологии» есть еще несколько посылов - если все таковы, стоит ли бороться с коррупцией в Азербайджане? Ведь то, что естественно и присуще всем - побороть, ликвидировать все равно невозможно и борьба с этим напоминает донкихотство.
Если все таковы, стоит ли бороться с коррупцией, стремиться улучшить ситуацию, поменять зарвавшегося чиновника, ведь все равно ему на смену придет другой, такой же, если не хуже. А если все чиновники таковы, то стоит ли менять правительство и президента, как об этом говорит оппозиция и международные демократические организации, считающие регулярную смену власти обязательным условием развития страны?
Если все таковы, и ты сам таков, насколько честна и справедлива эта борьба? Насколько возможно победа?
Если все таковы, стоит ли присоединяться или хотя бы помогать оппозиционным и гражданским активистам, демократическому сообществу бороться с коррупцией и с властью? Не стоит, если на смену придут такие же.
Если все таковы, не лучше ли вместо бесполезной и безнадежной борьбы с коррупцией и взяточничеством, приспособиться к ней, занять в коррупционной цепочке место, позволяющее получить свою долю? Например, устроиться самому или устроить сына в полицию, в таможню, в суд, в налоговые органы, в любую государственную или окологосударственную структуру, которая позволит включиться в коррупционный круговорот и «иметь» свою долю, тем более, что практически все госструктуры сильно коррумпированы.
СПОСОБ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Необоснованность, шаткость и глупость подобной «идеологии» видна невооруженным глазом. Однако в условиях советского наследия покорности властям, авторитарного строя, низких и продолжающих снижаться уровня образования и политической культуры, слабого гражданского общества и его институтов, и в сочетании с репрессиями это пока срабатывает. Пока. Убыстряя сползание стране к краю пропасти, называемой деградацией нации и распадом государства.
И в конце, мне трудно спорить с мнением, что «можно ли это изменить? Да!.. Достаточно принципиальной позиции руководства. Саакашвили доказал всем, что насквозь коррумпированную систему можно полностью переделать в относительно короткий срок, и первым шагом достаточно смены одного лишь человека».
«А МОЖЕТ ЛИ АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ НЕ БРАТЬ ВЗЯТКИ?»
Суть данного мнения состоит в том, что «...на вопрос берёт ли он взятки честно ответил, что в этом городе нельзя не брать взятки так как весь местный бизнес принадлежит семье мэра, а коммерсанты не желавшие делиться были замучены милицией. И вообще он не видит ничего плохого когда коммерсанты благодарят его за проделанную работу. На мой вопрос, а какую именно работу он честно сказал разную. Так может ли азербайджанец не брать взятки?»
ПОДОЗРИТЕЛЬНОЕ СХОДСТВО
Позиция считающих, что менталитет азербайджанцев не располагает к борьбе с коррупцией, что виноваты сами рядовые граждане, удивительно совпадают с позицией разномастных чиновников, озвучивающих похожие и близкие мнения через азербайджанские теленакалы. Это же делается через многочисленные сценки, юморески, скетчи, даже коммерческую рекламу, казалось бы, не имеющую к коррупции никакого отношения.
Например, в телеинтервью один из министров Азербайджана заявил, что он живет «в большой квартире в новостройке, которую дал ему президент страны в качестве взятки, чтобы он старательнее работал». Возможно, выделение министру квартиры государством подавалось «в качестве взятки» как шутка, что на мой взгляд, вовсе не меняло весьма дурного тона этой шутки. Тем более, в одной из самых коррумпированных стран мира, - по свидетельствам международных организаций, - в которой члены правительства должно быть озабочены прежде всего борьбой со взяточничеством, а не шутить на такие темы.
Другой из министров, - вместе со своим руководителем пресс-службы, - не раз жаловался, что население коррумпировано, поэтому дает взятки сотрудникам его министерства даже тогда, когда их не вымогают.
Как это перекликается с другим комментарием, что
«ВЫ ДАЕТЕ - ОНИ БЕРУТ»
В одной местной рекламе мобильной связи показывалось, что один из учеников учился лучше всех в классе, но президентом преуспевающей фирмы спустя короткое время стал другой. Но какая разница? Главное, все они друзья и регулярно общаются через мобильную связь...
В нескольких скетчах известных комических актеров азербайджанской сцены «дача взятки» - «дань уважения» показана не как негатив, подлежащий критике, обличению и осмеянию, а как норма жизни, чем она, в сущности, и является.
Все это – попытки пропагандировать идею о коррумпированности азербайджанцев, внушить мысль о том, что коррумпированность является частью азербайджанского национального менталитета. На мой взгляд, это делается далеко не случайно и вовсе не по недомыслию.
ИДЕОЛОГИЯ КОРРУПЦИИ
Вопрос «Могут ли сами коррупционеры бороться с коррупцией?» давно уже перестал быть смешным в Азербайджане – мы видим это на примере «солидных», высокопоставленных и влиятельных коррупционеров, всерьез занимающихся этим делом – борьбой с коррупцией, принимая законы, создавая подразделения госструктур и заседая в комиссиях «по борьбе с коррупцией»..
Например, среди комментов есть вопрос, что «...почему нас пытаются убедить, что коррупция у нас в крови, что коррупцию не победить? Коррупцию преподносят в таких тяжелых формах, чтоб ты сам себя переубедил...».
На мой взгляд, тезис о коррумпированности азербайджанского народа и национального менталитета принят на вооружение властями в качестве идеологического оружия, противопоставляемого требованиям оппозиции и гражданского общества покончить с коррупцией.
А мнение о том, что «Вы сами нарушаете закон или правило, и сами пытаетесь откупиться, и сами даете взятку... Коррупция начинается и заканчивается у порога каждого дома, в каждом человеке» - это, не что иное, как стремление объяснить, переложив на плечи людей, тотальную коррупцию в стране.
«Идеология» коррупции призвана хоть как-то обосновать и оправдать чудовищную коррумпированность руководства Азербайджана, отрицать которую стало уже невозможно.
Тезис этот усиленно пропагандируется для того, чтобы внушить рядовому азербайджанцу, страдающему от тотальной коррупции и поборов в стране мысль о «историзме», «традиционности», «естественности» и «нормальности» коррупции. А если коррупция и взяточничество – «традиционны» и «естественны», «являются частью национального менталитета азербайджанцев», то стоит ли возмущаться и критиковать?
ЕСЛИ ВСЕ КОРРУМПИРОВАНЫ
Главный посыл этой «идеологии» таков – если все коррумпированы, то так ли виновны коррупционеры во власти? Ведь это естественно для азербайджанцев, а высокопоставленные коррупционеры – всего лишь носители азербайджанских традиций и менталитета, о приверженности которым много говорится. Им просто повезло чуть больше, чем остальным, они очутились на верхушке коррупционной пирамиды, и то благодаря успешному участию в коррупционном круговороте и карьере, только и всего.
В этой «идеологии» есть еще несколько посылов - если все таковы, стоит ли бороться с коррупцией в Азербайджане? Ведь то, что естественно и присуще всем - побороть, ликвидировать все равно невозможно и борьба с этим напоминает донкихотство.
Если все таковы, стоит ли бороться с коррупцией, стремиться улучшить ситуацию, поменять зарвавшегося чиновника, ведь все равно ему на смену придет другой, такой же, если не хуже. А если все чиновники таковы, то стоит ли менять правительство и президента, как об этом говорит оппозиция и международные демократические организации, считающие регулярную смену власти обязательным условием развития страны?
Если все таковы, и ты сам таков, насколько честна и справедлива эта борьба? Насколько возможно победа?
Если все таковы, стоит ли присоединяться или хотя бы помогать оппозиционным и гражданским активистам, демократическому сообществу бороться с коррупцией и с властью? Не стоит, если на смену придут такие же.
Если все таковы, не лучше ли вместо бесполезной и безнадежной борьбы с коррупцией и взяточничеством, приспособиться к ней, занять в коррупционной цепочке место, позволяющее получить свою долю? Например, устроиться самому или устроить сына в полицию, в таможню, в суд, в налоговые органы, в любую государственную или окологосударственную структуру, которая позволит включиться в коррупционный круговорот и «иметь» свою долю, тем более, что практически все госструктуры сильно коррумпированы.
СПОСОБ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Необоснованность, шаткость и глупость подобной «идеологии» видна невооруженным глазом. Однако в условиях советского наследия покорности властям, авторитарного строя, низких и продолжающих снижаться уровня образования и политической культуры, слабого гражданского общества и его институтов, и в сочетании с репрессиями это пока срабатывает. Пока. Убыстряя сползание стране к краю пропасти, называемой деградацией нации и распадом государства.
И в конце, мне трудно спорить с мнением, что «можно ли это изменить? Да!.. Достаточно принципиальной позиции руководства. Саакашвили доказал всем, что насквозь коррумпированную систему можно полностью переделать в относительно короткий срок, и первым шагом достаточно смены одного лишь человека».