Ссылки для упрощенного доступа

Бизнес Батуриной отдали в хорошие руки


Офис компании "Интеко"
Офис компании "Интеко"
Новым владельцем ЗАО "Интеко", принадлежавшего супруге бывшего мэра Москвы Елене Батуриной, станет президент БИН-банка Михаил Шишханов. 5% акций "Интеко" приобретает одна из дочерних компаний Сбербанка. Эксперты размышляют о политической подоплеке сделки, а также о возможных ее последствиях для строительной отрасли Москвы и столичного рынка жилья.

Строительный бизнес давно в сфере интересов Михаила Шишханова. БИН-банк, в частности, контролирует группу компаний "Моспромстрой" - бывшее Главное управление по промышленному строительству Москвы, созданное в 1972 году и на протяжении 30 являвшееся лидером столичного строительного рынка. В 2010 году "Моспромстрой" выиграл конкурс на выполнение работ по капитальному ремонту Государственного Кремлевского дворца.
Михаил Шишханов и его партнеры по бизнесу Михаил и Саит-Салам Гуцериевы (в последнем рейтинге российской версии журнала "Форбс" их состояние - 4-е по счету), не раз говорили о своих масштабных планах в строительной сфере.

Сделку между Еленой Батуриной и БИН-банком комментирует председатель совета "Первой национальной организации строителей" Азарий Лапидус:

- Новый владелец, господин Шишханов - очень разумный, способный и опытный инвестор. Я полагаю, что ситуация может измениться только к лучшему. Поэтому я считаю, что никаких драматических изменений на строительном рынке ни Москвы, ни России не произойдет.

- А какие позитивные сдвиги могут произойти?

- БИН-банк - достаточно серьезный банк. В ассоциации со Сбербанком, с использованием строительного опыта команды "Интеко" может произойти существенное расширение бизнеса.

- Насколько адекватна цена, которую заплатил БИН-банк за "Интеко" - 1,2 миллиарда долларов?

- Я полагаю, что и с той, и с другой стороны люди находились, что называется, "в рынке". Но очень трудно оценивать стоимость компании, не имея открытых показателей по выручке, по прибыли, по другим параметрам, по размерам девелоперского портфеля. Навскидку мне кажется, что цена вполне рыночная и соответствует сегодняшнему моменту, - говорит Азарий Лапидус.

Осторожен в оценке возможных последствий смены владельца "Интеко" для столичного рынка жилья вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев:

- Прежняя команда в компании остается. Я не могу говорить о долгосрочных перспективах развития компании, но в рамках краткосрочных перспектив очевидно, что все обязательства перед дольщиками, перед инвесторами будут исполнены. В отношении развития других площадок нужно будет просто внимательно смотреть на ситуацию. Это уже все-таки стратегические планы, о которых, наверное, говорить пока рано. Можно будет говорить, когда будут утверждены эти планы или согласованы новым акционером. Очевидно, что определенный пересмотр активов будет осуществлен. Я не думаю, что стратегия сильно изменится. Приобретение было сделано для того, чтобы развивать девелоперский бизнес...

Почему несмотря на все обвинения в адрес Юрия Лужкова и Елены Батуриной и даже несмотря на возбужденные против хозяйки "Интеко" уголовные дела компания у нее была куплена, а не просто отобрана? Ведь "раскулачивать" команда Владимира Путина, как она уже это не раз показала (в частности, на примере ЮКОСа), умеет. Президент центра "Политическая аналитика" Михаил Тульский объясняет:

- Я думаю, что разница здесь принципиальная - на ЮКОС был очень влиятельный претендент в лице Сечина, правой руки Путина. На "Интеко" же, видимо, не нашлось каких-то очень уж влиятельных претендентов из окружения Путина. Нашелся только Гуцериев и его родственник Шишханов. А Гуцериев, как мы помним, тоже еще недавно был в опале, в конфликте с Путиным, Путин его вычеркивал из "Единой России", Гуцериев даже вынужден был скрываться от следствия, когда в отношении него было возбуждено уголовное дело. Только буквально год или два назад это противостояние между путинским окружением и Гуцериевым закончилось. В 2009-2010 Гуцериев из опалы вышел, но не является до сих пор каким-то особо доверенным кремлевским олигархом. Гуцериев из опалы вышел, а семья Лужкова в опалу вошла. Теперь и семья Гуцериева, и семья Лужкова примерно в равных весовых категориях находятся. И когда один полуопальный бизнесмен покупает в другого полуопального бизнесмена какой-то бизнес, в этой ситуации нет никаких силовых зачисток, а есть обычная достаточно цивилизованная покупка.

Скорее всего, "Интеко" будут вытеснять с московского рынка. Единственное, куда "Интеко" позволят зайти - это в "новоприсоединенную" Москву. Но там, откровенно говоря, ничего особенно прибыльного, серьезного и не предвидится. Там, конечно, эти строительные олигархи могут чего-то настроить. Но не факт, что они все это смогут продать. Поэтому и само приобретение сомнительное, - полагает политолог Михаил Тульский.

А финансовый аналитик Андрей Сотник в интервью сайту Радио Свобода поставил сделку, связанную с "Интеко", в один ряд с куплей-продажей Банка Москвы:

- И тот, и другой случай не имеют ни к цивилизованной экономике, ни к цивилизованному праву никакого отношения, - говорит Андрей Сотник. - У меня возникает вопрос: если структуры прогосударственные покупают компанию, по поводу действий которой не закрыты уголовные дела, не может ли это быть квалифицировано как один из вариантов скупки краденого? То есть, отмывания грязных денег?
.
  • 16x9 Image

    Виталий Камышев

    Обозреватель Радио Свобода. Сотрудничает с радиостанцией с 1997 года. Работал в журнале " The New Times",  газете "Аргументы и факты", был постоянным автором газеты "Русская мысль" (Париж) в 1995-2000гг.
XS
SM
MD
LG