Власти Белоруссии заявили о намерении "навести порядок" на валютном рынке страны. Курс белорусского рубля к основным валютам будет определяться не волевым решением Национального банка, а формироваться на основе спроса и предложения.
Как белорусские предприниматели отреагировали на очередную корректировку финансовой стратегии? Об этом говорит президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Белоруссии, экономист Сергей Балыкин:
– Стало лучше, чем было, вне всякого сомнения, – просто потому, что хуже, чем было, быть уже не может. Вместе с тем государство решило тактические проблемы, но при этом оно проигрывает стратегически. Государство фактически легализовало, как минимум, два курса иностранной валюты, а все это приводит к расцвету коррупционных схем. Очень удобно купить валюту на основной сессии и продать на дополнительной. Кто имеет возможность покупать валюту на основной сессии – остается только догадываться.
– Помогите угадать – кто именно?
Без ловкости вообще трудно прожить, потому что наше законодательство (и не только валютное) настолько запутано и противоречиво, что его просто невозможно не нарушить. Бывает так, что соблюдая один нормативный акт, нарушаешь другой
– Скажем так: тот, чье имя не стоит называть, и связанные с ними лица. Коммерческие структуры, близкие к государственным.
– Предположим, я – средний или мелкий белорусский предприниматель, который занимается торговыми операциями с зарубежными странами. Каков мой доступ к иностранным валютам? Что мне в Белоруссии можно делать сейчас, а что нельзя?
– Это зависит от того, в какой форме он работает. Если это юридическое лицо, то он имеет право работать только по безналичному расчету, приобретать валюту по официальным каналам, при известной ловкости – по неофициальным. Если это индивидуальный предприниматель, то при осуществлении розничной торговли он имеет возможность уплачивать единый налог и в обмен на это не иметь никаких документов, привозить товар из Российской Федерации без документов. Поэтому многие индивидуальные предприниматели закупают иностранную валюту на черном рынке, едут в Российскую Федерацию, скупают там товар, привозят сюда и осуществляют какие-то торговые операции. Это позволяет им как-то выживать.
– Без того, что вы называете "известной ловкостью" – может ли выжить средний и мелкий белорусский бизнес? Или люди вынуждены к этой ловкости обращаться?
– Без ловкости вообще трудно прожить, особенно в нашей стране, потому что наше законодательство (и не только валютное) настолько запутано и противоречиво, что его просто невозможно не нарушить. Бывает так, что соблюдая один нормативный акт, нарушаешь другой. А валютный кризис только обострил эту ситуацию, подчеркнул ее.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"