Александр Генис: Сегодняшний “Американский час” завершит “Кинообозрение”, в котором ведущий этой рубрики Андрей Загданский представит один из самых перспективных – с его точки зрения – фильмов главного голливудского сезона.
Андрей Загданский: Новый фильм Николасa Виндингa Рефнa ''Драйв'', обречен на успех. Будут оскаровские номинации, будет (уже есть) большая касса, будет фраза: ''Как, вы еще не посмотрели?'' И все заслужено.
Содержание фильма вполне укладывается в обманчиво простое название ''Драйв'', которое в английском языке, в отличие от русского, обладает не только переносным значением - побуждающая сила, азарт, первичный мотив, заставляющий что-то делать, но и просто вести, например, машину, или, просто гнать. Кстати, благодаря заимствованию словa ''drive'', ни у кого, даже у самых придирчивых знатоков, не будет нареканий по поводу перевода. Фильм по-русски так и называется - ''Драйв''.
Герой фильма - Он. Парень. Водитель. Типологически у него нет имени, которое ему, конечно же, не нужно. Имя отягощает путь к архетипу. А он дословно архетип, он сверх водитель. Он гений. Он бог автомобиля.
Как в песне Высотского - ''Я, ''Як'' истребитель, мотор мой звенит, небо моя обитель'' - речь идет о слиянии человека и автомобиля, о другом уровне понимания. Так, кажется, автомобиль ждет своего освободителя, того, кто может помочь автомобилю доказать другим автомобилям, на что он способен. А он способен на все.
Собственно говоря, содержание фильма я уже пересказал. Гонки, виртуозное вождение машины по ночному Лос-Анджелесу, где и ловкость, и грация, и хитрость, и мастерство. Ни одна автомобильная сцена не перегружена трюками и сверхмонтажем, каждый раз я твердо вижу и понимаю, что происходит на дороге…словно это происходит со мной и я за рулем.
Есть, конечно, и оружие, и женщина, и хороший ассортимент негодяев - красочных, жестоких психопатов, есть и насилие, много насилия, которое всегда мучительно ожидаемо, и всегда неожиданно, всегда заставляет вас наслаждаться и кровью, и взглядом убийцы.
Герой Он, Парень, Водитель, генетический наследник многих киногероев, которые вошли в пантеон, в Зал Славы кино, на входе которого написано ''Cool'' - ''Клевый''. Здесь и Рики - Богарт из ''Касабланки'', и персонажи Стива МакКуина, например, из фильма ''Буллитт'', и загадочный, непроницаемый герой Алена Делона в фильме ''Самурай'' Мельвиля, герои Пола Ньюмана, например, в печальном фильме ''Cool Hand Luck''.
Это молчаливые рефлексирующие персонажи. Они немногословны. А если говорят, их слова неожиданны и поворотны для сюжета. Они те, кем нам, мужчинам, хочется быть, когда нам пятнадцать. Они те, с кем женщины хотят спать всю жизнь. Они - боги. Роль бога в этот раз досталось замечательному актеру Райану Гослингу, который делает все то, что требуется от подобного героя. Молчит, улыбается, нежен с чужим ребенком, застенчив. Вытирает машинное масло с рук, и нежно смотрит на молодую женщину, которая ему нравится. У него хорошие мягкие манеры. Он готов бескорыстно помочь человеку, соседу. Он благороден. Тем страшнее будет насилие, на которое его провоцируют люди. Но гнев богов и должен быть страшен, ведь они предоставили всем остальным шанс на мир.
- Я даю вам 5 минут. Все эти пять минут я с вами…Через пять минут, вы сами по себе. У меня нет пистолета. Я веду машину.
Такую инструкцию дает Он, Парень, Водитель своим напарникам по ограблению. Тем, кто будет делать тупую грубую работу - ломиться в двери закрытого магазина, угрожать кому-то оружием, бежать запыхавшись с тяжелой сумкой по ночному городу. Озираться, плюхнувшись на заднее сидение машины.
Он будет вести. И смотреть только перед собой и в зеркало заднего обзора. И слушать трансляцию бейсбольного матча. И радиоперехват полицейской рации. И он не ошибается.
Именно так начинается фильм и это одно из лучших начал в триллере, которое я могу припомнить за последнее время. Фильм получил премию в Каннах за лучшую режиссуру. Я предвижу много оскаровских номинаций, в том числе - за монтаж, за операторскую работу, и конечно, за режиссуру. Фильм сделан с безупречным чувством стиля, и с большой профессиональной изобретательностью. Зрителям предстоит увидеть финальную схватку между добром и злом, как поединок двух теней на асфальте. Светит мягкое калифорнийское солнце, два человека пытаются убить друг друга. Нам, очевидно, не безразличен исход поединка, но все, что мы видим какое-то время на экране - почти неподвижные две тени. И лишь по одной детали (по какой - говорить не стану), мы догадываемся, кто есть кто и кто побеждает в поединке. ''Оскара'' за режиссуру вполне стоит.
Фильм открывается в России 3 ноября. Напоминаю, это тот самый фильм, о котором будут говорить:
- Как, вы еще не смотрели?