Ссылки для упрощенного доступа

Профессор Дэниел Трейсман – о шансах Запада помочь демократизации России


ОМОН задерживает в Петербурге участника акции протеста в маске Владимира Путина
ОМОН задерживает в Петербурге участника акции протеста в маске Владимира Путина
Результаты выборов в Госдуму и последовавшие за этим события вынудили Запад заняться переоценкой своего подхода к России. С одной стороны, Запад заинтересован в сотрудничестве c Россией во имя общих интересов. С другой стороны, то, что произошло на выборах в России, полностью противоречит западным ценностям и представлениям о демократии. Как действовать в данной ситуации и чего ожидать?

По просьбе Радио Свобода ситуацию комментирует профессор Калифорнийского университета Дэниел Трейсман:

– Лучшее, что может сделать Запад – это четко заявить о приниципах, которых правительства западных стран придерживаются: свободные и независимые выборы, а также диалог со всеми членами общества. Но Запад также должен осознавать, что его влияние в России ограничено и вмешиваться в выборный процесс там на чей либо стороне нецелесообразно.

Такого рода вмешательство обычно приводит к нежелательным результатам, а порой даже вредит той стороне, которую вы хотите поддержать. Западу сейчас не надо вставать на чью-либо сторону. Вместо этого мы должны говорить о наших приниципах, выступать за мирные и демократичские преобразования в России. Мы также должны предложить моральную поддержку демократическим силам в России и, может быть, даже продолжить финансовую поддержку продемократических групп. Но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы сложилось впечатление, что мы вмешиваемся в выборный процесс в России.

Считаете ли вы, что резкие заявления премьер-министра Путина в адрес государственного секретаря США являются сигналом к тому, что отношения России с США в частности и с Западом в целом ухудшатся, если Путин вернется в Кремль?

– В течение трех месяцев перед президентскими выборами в России нам следует ожидать более резкой риторики со стороны Путина по вопросам внешней полтики. Очевидно, он считает, что это поможет поднять его рейтинг – по меньшей мере, в глазах определенной части росссийского электората.

Однако я не думаю, что внешняя политика России изменится в долгосрочном плане. Нынешнее российское руководство заинтересовано в поддержании хороших отношениий с внешним миром, особенно в области экономики. Российское руководство считает, что его собственные позиции будут прочнее если – за счет иностранных инвестиций – улучшится состояние российской экономики. Так что риторика станет резче, но вряд ли это продолжится после президентских выборов.

А какой, на ваш взгляд, будет политика США в свете происходящего в России?

– Здесь необходимо делать различие между периодом до выборов президента США и после них. Если на выборах победит республиканец, вероятность того, что американская политика по отношению к России изменится, очень высока. Все кандидаты-республиканцы придерживаются более жесткой линии по отношению к Путину. В период же перед выборами и в случае переизбрания президента Обамы вряд ли произойдут какие-то серьезные изменения. Может быть, в ответ на жесткую риторику, исходящую из Москвы, в отношениях возникнет известная напряженность, но у Москвы и Вашингтона есть подлинно общие интересы. Причины, которые побудили Обаму пойти на "перезагрузку" отношений с Россией, остаются в силе, и его администрация будет стремиться к хорошим отношениям с Москвой.
XS
SM
MD
LG