Ссылки для упрощенного доступа

 
Правозащитник Крис Уолкер – о запасе прочности российской политической системы

Правозащитник Крис Уолкер – о запасе прочности российской политической системы


Крис Уолкер, вице-президент американской правозащитной организации Freedom House
Крис Уолкер, вице-президент американской правозащитной организации Freedom House
Каким кажется главный урок думских выборов и последовавших за ними событий американским правозащитникам?

Об этом говорит Крис Уолкер, вице-президент американской правозащитной организации Freedom House:

– Главный урок заключается в том, на мой взгляд, что система, которая по сути своей все более неспособна реагировать на запросы общества, неизбежно исчерпывает свой жизненный запас. Было бы неверным проводить прямые параллели между российской и ближневосточной или североафриканской моделью политической системы, но и в том, и в другом случае мы видим сходные черты и проблемы. Система, созданная в России, судя по всему, достигает предела запаса прочности. Очень важно, чтобы в данный момент западные демократии бросили свежий взгляд на свои отношения с Россией, потому что выборы показали, что в значительной прослойке российского общества существует желание перемен, желание иметь право выбора. Только благодаря этим выборам и реакции со стороны россиян на попытки их фальсификации мир ясно увидел настроения российского общества.

– Если судить по необычной настойчивой критике этих выборов госсекретарем Хиллари Клинтон, Соединенные Штаты действительно сделали для себя принципиальные выводы?

– Я думаю, такая реакция отражает беспокойство Белого Дома тем, что авторитаризм системы, созданной в России, так ярко проявившийся в попытке отказать ее гражданам в праве голоса на думских выборах, делает Россию уязвимой для разного рода потрясений, чреватых нестабильностью в регионе и представляющих опасность для партнерства России и Запада.

– Многие американские средства информации особо отметили призыв Михаила Горбачева провести повторные выборы в Думу. Стоит ли западным столицам поддержать эту идею?

– Подобные решения принадлежат только россиянам, российскому обществу. На мой взгляд, предложение провести еще одни выборы ошибочно. Ведь проблема заключается не только в подсчете голосов. Мы говорим обо всем избирательном процессе, начиная с регистрации партий, доступа кандидатов к средствам информации, о возможности ведения эффективной предвыборной кампании, нейтрализации попыток административного воздействия на этот процесс. Бессмысленно проводить выборы, не разрешив этих проблем. Достаточно посмотреть на освещение поствыборных событий российскими телеканалами, чтобы убедиться в тщетности надежд на проведение свободных выборов. Власти в течение многих лет методично создавали систему, в которой роль гражданского общества сведена к минимуму, средства информации находятся под контролем властей, те силы, которые бы могли поддержать оппозицию, запуганы, так что очень трудно представить, как на таком фоне может пройти голосование, соответвующее минимальным стандартам открытых и конкурентных выборов.

– Следующим большим испытанием для американо-российских отношений, видимо, станут президентские выборы в России?

– Это действительно ключевой вопрос. Можно ожидать, что российские власти извлекут свои собственные уроки из думского конфуза и попытаются, так сказать, подкорректировать ситуацию с помощью более решительных мер манипулирования процессом в надежде избежать неприятных неожиданностей. Поэтому кажется неизбежным, что Соединенные Штаты, европейские страны, международные организации потребуют от российских властей следовать своим международным обязательствам, то есть обеспечить проведение "чистых выборов", создать условия для проведения реальной избирательной кампании, которая будет соответствовать демократическим стандартам. Если в эти три с небольшим месяца до выборов мы услышим уверенный голос международного сообщества, это возымеет позитивный результат. Исходя из этого и должны, на мой взгляд, строить в ближайшее время отношения с Москвой Европа и Соединенные Штаты.

– Существует ли хотя бы чисто теоретическая вероятность того, что западные столицы не признают результаты президентских выборов в случае очевидной манипуляции ими?

– Я не знаю. Если обнаружится, что в процессе выборов произошла масштабная не поддающаяся сомнению фальсификация, то правительства вправе рассмотреть подобные меры. Но пока есть возможность сделать так, чтобы этот вопрос не стал актуальным. Российские власти могут предпринять шаги для того, чтобы обеспечить проведение реальных выборов, которые дадут точное представление о предпочтениях россиян.

XS
SM
MD
LG