В религиозных кругах обсуждают причисление Русской православной церковью за границей к лику святых участника антифашистской организации "Белая роза" Александра Шмореля.
Он канонизирован под именем Александра Мюнхенского в Берлинско-германской епархии. Шморель – уроженец Оренбурга, выходец из семьи русских немцев, вернувшихся в Германию в 1921 году, был в 1937 году призван в медицинские части вермахта и находился на фронте, в том числе Восточном, до 1942 года. После возвращения в Мюнхен Шморель стал участником религиозной группы сопротивления "Белая роза", деятельность которой была разоблачена нацистскими властями. В феврале 1943 года 25-летний Александр Шморель был казнен. Написана икона страстотерпца Александра, на которой он изображен в белом облачении врача, с крестом и белой розой.
Протоиерей мюнхенского собора "Во имя Новомучеников и Исповедников России" отец Николай Артёмов рассказывает:
– Решение прославить Александра Шмореля, принятое сначала Синодом, а потом Архиерейским собором Русской зарубежной церкви, было принято достаточно давно. Мы не спешили с этим, потому что к такому прославлению нужно внутренне вырасти и написать соответствующие тексты, то есть углубиться в это событие. Человек, о котором церковь пришла к убеждению, что он исполнил ту полноту, которую Христос ему хочет открыть, в этой благодати заботится тоже о нас, верующих, продолжающих свой жизненный путь. Некоторые люди говорят касательно Александра, что это вопрос политический, не видят, насколько глубоко там измерение духовное и направленность на воскресение Христово. У нас имеются письма, которые он писал из тюрьмы, где он свидетельствует о том, как в нем развивается не только покой. Он говорит о веселости, о радости, и что это он находит в боге. Адвокат добился, чтобы в день казни к Александру Шморелю смог прийти православный священник. Его исповедовали, причастили. А после этого пришел адвокат, и он вспоминает: "я увидел человека прямо, надо сказать, веселого. Он ко мне обратился и сказал: "Вы удивитесь видеть меня в таком бодром и светлом духе. Я исполнил дело своей жизни. И если бы мне сейчас сказали, что из жизни должен уйти кто-то иной, а я буду освобожден, то я бы сам не захотел этого, а выбрал бы эту смерть. Потому что, хотя я и очень молод, но у меня все завершено". Он раскрыл свою личность во Христе. И поскольку у нас все эти свидетельства есть, мы решаемся его прославлять, – сказал Николай Артёмов.
Группа сопротивления "Белая роза", в которую, помимо Александра Шмореля, входили студенты медицинского факультета Мюнхенского университета Софи и Ганс Шолль, Кристоф Пробст, Вилли Граф, а также еще несколько студентов и преподавателей, просуществовала в Мюнхене около девяти месяцев. Участники "Белой розы" рисовали граффити "Долой Гитлера" и "Свобода", пытались распространять листовки с призывом к восстанию. Все они были казнены. Об этих событиях Радио Свобода беседует с исследователем из Центра германских исследований Института Европы РАН Александром Камкиным:
– В немецком сопротивлении было несколько направлений. Одно из них сформировалось в среде немецкого генералитета, прежде всего это группа генерала Клауса фон Штауффенберга, представлявшая офицерские и отчасти аристократические круги. С другой стороны, действовала Немецкая коммунистическая партия. "Белая роза" представляла собой третий фронт борьбы. По масштабу задач, по числу участников, возможно, она и не была такой крупной организацией, но стала символом немецкого сопротивления. "Белая роза" объединяла не только студентов Мюнхенского университета, таких как брат и сестра Шолль и Александр Шморель, но и немецких интеллектуалов, близких к богословским кругам. Это и Курт Хубер, и Карл Барт – немецкие католический и протестантский богословы
– Эту группу можно сравнить с известной советской группой сопротивления "Молодая гвардия". Во-первых, потому что она тоже была молодежной в своей основе, а во-вторых, по сути, ничего практического сделать не успела. Так что "Белая роза" важна, в первую очередь, как символ праведной борьбы.
– Если сравнивать по форме, то, пожалуй, да. Потому что "Белая роза" – это символ чистоты справедливой борьбы. Эти люди знали, на что идут, им были прекрасно известны реалии гитлеровской Германии. Но они выступали не с позиций террора и даже не вооруженного сопротивления режиму. Они проявляли свою гражданскую позицию. У "Белой розы" цель действий была такая же светлая, как и сами эти действия.
– Как-то можно определить численность антифашистского сопротивления в нацистской Германии?
– Оценить сложно, потому что число активистов всегда в разы меньше количества людей, оказывающих пассивное сопротивление. Активные антифашисты в Германии, естественно, опирались на помощь своих близких и друзей, которые тем или иным способом, пусть даже морально, сопротивление поддерживали. Кроме того, ситуация менялась от периода к периоду. В первые годы пребывания национал-социалистов у власти немецкое общество было заражено эйфорией. Необходимо понимать, что феномен Гитлера и национал-социалистической партии – закономерный ответ на унижения Версаля и на положение, в котором оказалась Германия после поражения в Первой мировой войне. Но эта эйфория после поражения под Москвой и особенно после поражения под Сталинградом сменилась глубоким разочарованием многих немецких граждан. К 1944-45 годам весьма широкие слои немецкого общества устали не только от войны, но и от самого Гитлера.
– Какова роль коммунистической партии в сопротивлении гитлеровскому режиму и, в частности, Эрнста Тельмана, которого в советское время глубоко почитали и в СССР как борца с Гитлером?
– Конечно же, символом его сделала пропаганда в Советском Союзе и в ГДР. Практически все активисты немецкой компартии были брошены в концлагеря еще в 1933 году, но к 1943 году многие из немецких коммунистов вышли из концлагерей после 10 лет заключения. В последние годы существования Третьего рейха еще и по этой причине внутреннее сопротивление гитлеризму стало более ощутимым.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андрем Шарым"
Он канонизирован под именем Александра Мюнхенского в Берлинско-германской епархии. Шморель – уроженец Оренбурга, выходец из семьи русских немцев, вернувшихся в Германию в 1921 году, был в 1937 году призван в медицинские части вермахта и находился на фронте, в том числе Восточном, до 1942 года. После возвращения в Мюнхен Шморель стал участником религиозной группы сопротивления "Белая роза", деятельность которой была разоблачена нацистскими властями. В феврале 1943 года 25-летний Александр Шморель был казнен. Написана икона страстотерпца Александра, на которой он изображен в белом облачении врача, с крестом и белой розой.
Протоиерей мюнхенского собора "Во имя Новомучеников и Исповедников России" отец Николай Артёмов рассказывает:
– Решение прославить Александра Шмореля, принятое сначала Синодом, а потом Архиерейским собором Русской зарубежной церкви, было принято достаточно давно. Мы не спешили с этим, потому что к такому прославлению нужно внутренне вырасти и написать соответствующие тексты, то есть углубиться в это событие. Человек, о котором церковь пришла к убеждению, что он исполнил ту полноту, которую Христос ему хочет открыть, в этой благодати заботится тоже о нас, верующих, продолжающих свой жизненный путь. Некоторые люди говорят касательно Александра, что это вопрос политический, не видят, насколько глубоко там измерение духовное и направленность на воскресение Христово. У нас имеются письма, которые он писал из тюрьмы, где он свидетельствует о том, как в нем развивается не только покой. Он говорит о веселости, о радости, и что это он находит в боге. Адвокат добился, чтобы в день казни к Александру Шморелю смог прийти православный священник. Его исповедовали, причастили. А после этого пришел адвокат, и он вспоминает: "я увидел человека прямо, надо сказать, веселого. Он ко мне обратился и сказал: "Вы удивитесь видеть меня в таком бодром и светлом духе. Я исполнил дело своей жизни. И если бы мне сейчас сказали, что из жизни должен уйти кто-то иной, а я буду освобожден, то я бы сам не захотел этого, а выбрал бы эту смерть. Потому что, хотя я и очень молод, но у меня все завершено". Он раскрыл свою личность во Христе. И поскольку у нас все эти свидетельства есть, мы решаемся его прославлять, – сказал Николай Артёмов.
Группа сопротивления "Белая роза", в которую, помимо Александра Шмореля, входили студенты медицинского факультета Мюнхенского университета Софи и Ганс Шолль, Кристоф Пробст, Вилли Граф, а также еще несколько студентов и преподавателей, просуществовала в Мюнхене около девяти месяцев. Участники "Белой розы" рисовали граффити "Долой Гитлера" и "Свобода", пытались распространять листовки с призывом к восстанию. Все они были казнены. Об этих событиях Радио Свобода беседует с исследователем из Центра германских исследований Института Европы РАН Александром Камкиным:
– В немецком сопротивлении было несколько направлений. Одно из них сформировалось в среде немецкого генералитета, прежде всего это группа генерала Клауса фон Штауффенберга, представлявшая офицерские и отчасти аристократические круги. С другой стороны, действовала Немецкая коммунистическая партия. "Белая роза" представляла собой третий фронт борьбы. По масштабу задач, по числу участников, возможно, она и не была такой крупной организацией, но стала символом немецкого сопротивления. "Белая роза" объединяла не только студентов Мюнхенского университета, таких как брат и сестра Шолль и Александр Шморель, но и немецких интеллектуалов, близких к богословским кругам. Это и Курт Хубер, и Карл Барт – немецкие католический и протестантский богословы
– Эту группу можно сравнить с известной советской группой сопротивления "Молодая гвардия". Во-первых, потому что она тоже была молодежной в своей основе, а во-вторых, по сути, ничего практического сделать не успела. Так что "Белая роза" важна, в первую очередь, как символ праведной борьбы.
– Если сравнивать по форме, то, пожалуй, да. Потому что "Белая роза" – это символ чистоты справедливой борьбы. Эти люди знали, на что идут, им были прекрасно известны реалии гитлеровской Германии. Но они выступали не с позиций террора и даже не вооруженного сопротивления режиму. Они проявляли свою гражданскую позицию. У "Белой розы" цель действий была такая же светлая, как и сами эти действия.
– Как-то можно определить численность антифашистского сопротивления в нацистской Германии?
– Оценить сложно, потому что число активистов всегда в разы меньше количества людей, оказывающих пассивное сопротивление. Активные антифашисты в Германии, естественно, опирались на помощь своих близких и друзей, которые тем или иным способом, пусть даже морально, сопротивление поддерживали. Кроме того, ситуация менялась от периода к периоду. В первые годы пребывания национал-социалистов у власти немецкое общество было заражено эйфорией. Необходимо понимать, что феномен Гитлера и национал-социалистической партии – закономерный ответ на унижения Версаля и на положение, в котором оказалась Германия после поражения в Первой мировой войне. Но эта эйфория после поражения под Москвой и особенно после поражения под Сталинградом сменилась глубоким разочарованием многих немецких граждан. К 1944-45 годам весьма широкие слои немецкого общества устали не только от войны, но и от самого Гитлера.
– Какова роль коммунистической партии в сопротивлении гитлеровскому режиму и, в частности, Эрнста Тельмана, которого в советское время глубоко почитали и в СССР как борца с Гитлером?
– Конечно же, символом его сделала пропаганда в Советском Союзе и в ГДР. Практически все активисты немецкой компартии были брошены в концлагеря еще в 1933 году, но к 1943 году многие из немецких коммунистов вышли из концлагерей после 10 лет заключения. В последние годы существования Третьего рейха еще и по этой причине внутреннее сопротивление гитлеризму стало более ощутимым.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андрем Шарым"