Ключевое слово этой недели – Масленица, хотя масленая неделя начнется лишь 20 февраля. Но вот уже 16 февраля на волнах Радио Свобода прозвучало следующее:
"Московская мэрия отказала координатору "Левого фронта" Сергею Удальцову в проведении 26 февраля на площади Революции акции под названием "Проводы путинской политической зимы" из-за того, что там будут праздновать Масленицу."
Вообще-то, ссылаясь на народные традиции и призвав на помощь тружеников театрализованных зрелищ и массовых представлений, в проведении акций протеста можно отказывать и в другие дни недели. Их названия относятся к специфической лексической группе. Стараниями фольклористов эти именования не совсем забыты. Понедельник – Встреча. Вторник – Заигрыш. Среда – Лакомка. Далее – Разгуляй-четверток. Пятница – Тещины вечерки. Суббота – Золовкины посиделки, а последний день – Прощеное воскресенье. Тут веселью полагалось уже стихать.
У петербургского исследователя, завсектором фольклора Российского института истории искусств Анны Некрыловой немало трудов посвящено народному календарному сознанию:
– Масленицы, конечно, во многом она построена на этом календарном сознании. Это завершение определенного отрезка времени. В течение годового, календарного круга, было несколько таких точек, которые осознавались как завершение одного периода и начало другого. Вот это столкновение, переходность, переломные такие праздники были очень важны.
– Мне приходит на ум Новый год, как главная переломная точка. А какие еще есть подобные праздники?
– Все, что связано с солнцестоянием и равноденствием. Это Благовещение и сентябрьские дни. Не случайно когда-то был сентябрьский Новый год. Естественно, самые крупные календарные праздники – это Святки, Новый год и Иван Купала. Это еще один кульминационный момент солнечного нахождения.
– А какой же перелом наступает на Масленицу?
– Мы обычно говорим, что Масленица – сугубо языческий праздник. Действительно, в ней сохранилось очень многое от дохристианского, земледельческого, аграрного взгляда. Но при этом люди, которые отмечали Масленицу, были религиозны. И перелом здесь в том, что это последняя неделя перед Великим постом. А человек, который был религиозен, который понимал, что такое Пасха (а для восточных славян, для православных это самый главный праздник года) и семинедельный пост, который ведет к Пасхе, – это своего рода путь каждого человека на Голгофу.
Но по народному сознанию любому периоду должен предшествовать антипериод, прямо противоположный. Не случайно за Святками начинаются свадебные недели. Тут мы безобразничаем, гадаем, нарушаем разные правила, а потом мы строим жизнь, прежде всего, семью строим. То же самое и перед Великим постом – нужно было ощутить себя в иной ситуации. Чем человек серьезнее относился к каким-то религиозным вещам, тем он ярче себя проявлял с другой стороны. Это то, что в науке называется амбивалентность или то, что называется ритуальное поведение, антиповедение. Для того, чтобы ощутить себя в правилах, нужно очень хорошо понять, что такое жизнь без правил.
– Поэтому такое обжорство, буйство…
– Конечно! Это как конец света. Это завершение одного периода перед совершенно иным. И потом традиционная культура очень гуманна в том смысле, что она отдает должное и телу, телесному низу, и духу, всему горнему, высокому. Но ты никогда не почувствуешь высоту и не переживешь эту духовность, если перед этим не опустишься в первоначало, в некую докультурную, стихийную среду. Поэтому здесь нарушение правил, здесь обжорство, здесь фамильярность, здесь гулянья, здесь все без удержу. Еду не просто едят, ее уничтожают. Потому что потом наступит совсем другой период – прямо противоположный, где меняется вся система жанров. Нельзя петь частушки, нельзя петь веселые песни. Духовные стихи – да, пожалуйста. С большим удовольствием люди пели и понимали, зачем они это делают. Тут нужно прыгать, скакать и вести себя свободно очень, раскрепощено, а в Великий пост – ходи, глаз не поднимай, не говори громко, не суетись, не занимайся любовными делами. Это все запрещено.
"Московская мэрия отказала координатору "Левого фронта" Сергею Удальцову в проведении 26 февраля на площади Революции акции под названием "Проводы путинской политической зимы" из-за того, что там будут праздновать Масленицу."
Вообще-то, ссылаясь на народные традиции и призвав на помощь тружеников театрализованных зрелищ и массовых представлений, в проведении акций протеста можно отказывать и в другие дни недели. Их названия относятся к специфической лексической группе. Стараниями фольклористов эти именования не совсем забыты. Понедельник – Встреча. Вторник – Заигрыш. Среда – Лакомка. Далее – Разгуляй-четверток. Пятница – Тещины вечерки. Суббота – Золовкины посиделки, а последний день – Прощеное воскресенье. Тут веселью полагалось уже стихать.
У петербургского исследователя, завсектором фольклора Российского института истории искусств Анны Некрыловой немало трудов посвящено народному календарному сознанию:
– Масленицы, конечно, во многом она построена на этом календарном сознании. Это завершение определенного отрезка времени. В течение годового, календарного круга, было несколько таких точек, которые осознавались как завершение одного периода и начало другого. Вот это столкновение, переходность, переломные такие праздники были очень важны.
– Мне приходит на ум Новый год, как главная переломная точка. А какие еще есть подобные праздники?
– Все, что связано с солнцестоянием и равноденствием. Это Благовещение и сентябрьские дни. Не случайно когда-то был сентябрьский Новый год. Естественно, самые крупные календарные праздники – это Святки, Новый год и Иван Купала. Это еще один кульминационный момент солнечного нахождения.
– А какой же перелом наступает на Масленицу?
– Мы обычно говорим, что Масленица – сугубо языческий праздник. Действительно, в ней сохранилось очень многое от дохристианского, земледельческого, аграрного взгляда. Но при этом люди, которые отмечали Масленицу, были религиозны. И перелом здесь в том, что это последняя неделя перед Великим постом. А человек, который был религиозен, который понимал, что такое Пасха (а для восточных славян, для православных это самый главный праздник года) и семинедельный пост, который ведет к Пасхе, – это своего рода путь каждого человека на Голгофу.
Но по народному сознанию любому периоду должен предшествовать антипериод, прямо противоположный. Не случайно за Святками начинаются свадебные недели. Тут мы безобразничаем, гадаем, нарушаем разные правила, а потом мы строим жизнь, прежде всего, семью строим. То же самое и перед Великим постом – нужно было ощутить себя в иной ситуации. Чем человек серьезнее относился к каким-то религиозным вещам, тем он ярче себя проявлял с другой стороны. Это то, что в науке называется амбивалентность или то, что называется ритуальное поведение, антиповедение. Для того, чтобы ощутить себя в правилах, нужно очень хорошо понять, что такое жизнь без правил.
– Поэтому такое обжорство, буйство…
– Конечно! Это как конец света. Это завершение одного периода перед совершенно иным. И потом традиционная культура очень гуманна в том смысле, что она отдает должное и телу, телесному низу, и духу, всему горнему, высокому. Но ты никогда не почувствуешь высоту и не переживешь эту духовность, если перед этим не опустишься в первоначало, в некую докультурную, стихийную среду. Поэтому здесь нарушение правил, здесь обжорство, здесь фамильярность, здесь гулянья, здесь все без удержу. Еду не просто едят, ее уничтожают. Потому что потом наступит совсем другой период – прямо противоположный, где меняется вся система жанров. Нельзя петь частушки, нельзя петь веселые песни. Духовные стихи – да, пожалуйста. С большим удовольствием люди пели и понимали, зачем они это делают. Тут нужно прыгать, скакать и вести себя свободно очень, раскрепощено, а в Великий пост – ходи, глаз не поднимай, не говори громко, не суетись, не занимайся любовными делами. Это все запрещено.