Александринский театр привез на фестиваль спектакль "Счастье", номинированный на национальную театральную премию "Золотая Маска". Второй конкурсный спектакль того же театра - "Ваш Гоголь" - жюри смотрело в Петербурге, в Москве не нашлось подходящей сцены. Зато режиссер этого спектакля и художественный руководитель Александринки Валерий Фокин рассказал о том, как будет выглядеть театральный квартал в Петербурге.
Много лет МХТ имени Чехова обещал представить свою версию "Синей птицы" Мориса Метерлинка, отличающуюся от той, на которой воспитано несколько поколений зрителей. Однако, воз и ныне там, и теперь на сцене МХТ редакцию пьесы (в режиссуре Андрея Могучего и оформлении Александра Шишкина) под названием "Счастье" сыграла труппа Александринки.
Текста Метерлинка почти не осталось, действие вышито по его канве, но рассказано своими словами. Все главные темы пьесы сохранены: смерть и любовь и самопожертование во имя любви. На сцене при помощи новейших компьютерных технологий в сочетании с рукотворными декорациями создан особый, причудливый и жутковатый мир. Спектакль рассчитан на семейный просмотр, и действительно нравится не только взрослым, но и детям.
"Ваш Гоголь" - еще один номинант на "Золотую Маску" - не сумел подыскать себе нужного театрального помещения. Режиссер Валерий Фокин объяснил
Потому что это все-таки чердак Александринки, это некий репетиционный зал, в котором даже Гоголь репетировал в свое время "Ревизора". И там есть выход на крышу, есть выход к квадриге Аполлона, виден город.
Подобного вида в Москве не нашлось, зато Валерий Фокин и ректор СПГАТИ Александр Чепуров нашли время для того, чтобы рассказать о поистине масштабных планах театра.
- Миссия Александринского театра всегда была миссией национального театра, - говорит Чепуров. - Мы храним традиции. Но это не означает и не означало, что эти традиции существуют, как нечто незыблемое, раз и навсегда созданное и охраняемое. Миссия национального театра заключается в том, чтобы создавать традиции. Наш комплекс, тот самый театральный квартал - это действительно возрождение некой старой традиции. Действительно, в этом самом театральном квартале Санкт-Петербурга, на Театральной площади, на Театральной улице существовали и действующий театр, многофункциональный, многожанровый - Александринский театр, и театральный музей, и театральная библиотека, и театральная школа, и театральные мастерские. То есть это действительно Карл Иванович Росси спланировал театральный квартал в центре Петербурга. Так вот, во дворе Академии балета есть некое пространство, до Фонтанки, где будет триада трех зданий, она уже построена практически, сейчас идет оснащение, достройка.
Худрук Александринки Валерий Фокин продолжает тему:
- В 1832 году в Петербурге был создан театральный квартал. Мы, как бы, восстанавливаем пространственную справедливость и смысловую. В конце этого года у нас должны завершиться строительные работы по созданию новой сцены театрального комплекса на Фонтанке, который находится в пяти минутах от нашего здания, где будет построено три таких очень важных блока. Первое здание - это новая сцена на 350 мест. В следующем здании, в следующем блоке будет находиться медиа-центр, то есть центр современных театральных технологий. Этот центр будет заниматься созданием произведений для интернет-вещания. Не просто поставили камеру, как обычно, но мы хотим все-таки пойти немножко дальше и создавать некий новый жанр, который, может быть, будет некой социальной игрой. Будем готовить постановки, которые могут пойти в режиме онлайн вместе с репортажем из совершенно другого места. Можно подключить зрителей - изменение финала, изменение театральной ситуации... Очень интересное новое поле, которым будет заниматься этот центр. И третий блок - это школа, которая будет воспитывать режиссеров, сценографов, технологов сцены, завлитов. Самое главное, мне кажется, соединение медиа-центра, школы и площадки - этот треугольник, я надеюсь, не Бермудский, он будет создавать вот эту жизнь творческую. Там будут работать прежде всего молодые режиссеры, но заняты будут также и актеры нашего театра, Александринского. Таким образом, мы создаем некое пространство, где происходит соединение эксперимента и традиции.
Строительные работы должно завершиться в 2012 году, новая программа театра будет представлена весной 2013-го. Худруком Экспериментальной сцены назначен Андрей Могучий.
Много лет МХТ имени Чехова обещал представить свою версию "Синей птицы" Мориса Метерлинка, отличающуюся от той, на которой воспитано несколько поколений зрителей. Однако, воз и ныне там, и теперь на сцене МХТ редакцию пьесы (в режиссуре Андрея Могучего и оформлении Александра Шишкина) под названием "Счастье" сыграла труппа Александринки.
Текста Метерлинка почти не осталось, действие вышито по его канве, но рассказано своими словами. Все главные темы пьесы сохранены: смерть и любовь и самопожертование во имя любви. На сцене при помощи новейших компьютерных технологий в сочетании с рукотворными декорациями создан особый, причудливый и жутковатый мир. Спектакль рассчитан на семейный просмотр, и действительно нравится не только взрослым, но и детям.
"Ваш Гоголь" - еще один номинант на "Золотую Маску" - не сумел подыскать себе нужного театрального помещения. Режиссер Валерий Фокин объяснил
Потому что это все-таки чердак Александринки, это некий репетиционный зал, в котором даже Гоголь репетировал в свое время "Ревизора". И там есть выход на крышу, есть выход к квадриге Аполлона, виден город.
Подобного вида в Москве не нашлось, зато Валерий Фокин и ректор СПГАТИ Александр Чепуров нашли время для того, чтобы рассказать о поистине масштабных планах театра.
- Миссия Александринского театра всегда была миссией национального театра, - говорит Чепуров. - Мы храним традиции. Но это не означает и не означало, что эти традиции существуют, как нечто незыблемое, раз и навсегда созданное и охраняемое. Миссия национального театра заключается в том, чтобы создавать традиции. Наш комплекс, тот самый театральный квартал - это действительно возрождение некой старой традиции. Действительно, в этом самом театральном квартале Санкт-Петербурга, на Театральной площади, на Театральной улице существовали и действующий театр, многофункциональный, многожанровый - Александринский театр, и театральный музей, и театральная библиотека, и театральная школа, и театральные мастерские. То есть это действительно Карл Иванович Росси спланировал театральный квартал в центре Петербурга. Так вот, во дворе Академии балета есть некое пространство, до Фонтанки, где будет триада трех зданий, она уже построена практически, сейчас идет оснащение, достройка.
Худрук Александринки Валерий Фокин продолжает тему:
- В 1832 году в Петербурге был создан театральный квартал. Мы, как бы, восстанавливаем пространственную справедливость и смысловую. В конце этого года у нас должны завершиться строительные работы по созданию новой сцены театрального комплекса на Фонтанке, который находится в пяти минутах от нашего здания, где будет построено три таких очень важных блока. Первое здание - это новая сцена на 350 мест. В следующем здании, в следующем блоке будет находиться медиа-центр, то есть центр современных театральных технологий. Этот центр будет заниматься созданием произведений для интернет-вещания. Не просто поставили камеру, как обычно, но мы хотим все-таки пойти немножко дальше и создавать некий новый жанр, который, может быть, будет некой социальной игрой. Будем готовить постановки, которые могут пойти в режиме онлайн вместе с репортажем из совершенно другого места. Можно подключить зрителей - изменение финала, изменение театральной ситуации... Очень интересное новое поле, которым будет заниматься этот центр. И третий блок - это школа, которая будет воспитывать режиссеров, сценографов, технологов сцены, завлитов. Самое главное, мне кажется, соединение медиа-центра, школы и площадки - этот треугольник, я надеюсь, не Бермудский, он будет создавать вот эту жизнь творческую. Там будут работать прежде всего молодые режиссеры, но заняты будут также и актеры нашего театра, Александринского. Таким образом, мы создаем некое пространство, где происходит соединение эксперимента и традиции.
Строительные работы должно завершиться в 2012 году, новая программа театра будет представлена весной 2013-го. Худруком Экспериментальной сцены назначен Андрей Могучий.