ДС: «Я рада, что не получила никакого формального пианистического образования. Музыка, которую я в нашу эпоху пытаюсь вернуть слушателям, требует немногого. Несколько уроков все же необходимы, чтобы понять, как устроено фортепьяно. Но музыка исходит из сердца, ума и из кончиков пальцев. И быстрее, чем молния. Уроки классического фортепьяно, на которые тебя загоняют в школе, разрушают естественность чувств…»
У микрофона «Свободы» в Париже Дмитрий Савицкий. Мне будет трудно сегодня, потому что эти слова Мэри Луи Уильямс, родившейся в мае ставят под сомнение талант и творчество другого пианиста, родившегося так же под знаком Тельца – Джона Льюиса!
Как вы догадались в весеннем эфире «Время Джаза», которое доставляют вам на дом короткие и средние волны «Свободы», и которое вы можете слушать в прямой трансляции или же в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru.
Mary Lou Williams - I Love Him – 4:40 (Mary Lou Williams - Lady Piano – Black Bird)
ДС: - «I Love Him», «Я люблю его…» пьеска Мэри Лу Уильямс. Её же и трио. Мэри Лу – рояль; Уендел Маршал – контрабас и Ози Джонсон – ударные. Нью-Йорк, 55 год.
Мэри Луи Уильямс, которая приучала «кончики пальцев» к клавишам с четырех лет, а в пятнадцать играла на сцене в водевильных спектаклях, настоящую школу прошла в Питсбурге и Канзасе, где она играла в комбо саксофониста Энди Кёрка. Именно в Канзасе она впитала, как губка, густую смесь стилей: блюза, буги-вуги и ритмов свинга. Самым удачным оркестром Кёрка был его джаз-банд «Двенадцать Облаков Радости» и среди двенадцати музыкантов главным была пианистка - Мэри Лу Уильямс.
Mary Lou Williams - Lullaby of the Leaves – 5:14 (Mary Lou Williams - Lady Piano – Black Bird)
ДС: - «Lullaby of the Leaves» композиция Бернис Петкер, «Колыбельная листьев», которая, судя по вашим заявкам, прочно устроилась в первой двадцатке стандартов «Времени Джаза». Тот же состав трио Мэри Лу Уильямс. Та же дата записи. Ее диск «Lady Piano».
Мэри Лу была невероятной красавицей в молодости, что во второй половине ее жизни, видимо, превратилось в проблему, но об этом позже. Она входила в узкий круг друзей Теллониуса Монка. И так как в стиле её игры можно услышать не влияния, а отражения, отзвуки лучших джазменов эпохи, в этой версии слышны и Бад Пауэл и Арт Тейтум.
«Я помню мне было лет пятнадцать в Питсбурге. И я вытворяла черти что на сцене. Я играла, закрыв лицом платком. Я играла локтями, ногами, я играла спиной к фортепьяно, вслепую. На конкурсах мне дали прозвище: «little piano girl», «малышка пианино». А я была клоуном. И в один прекрасный день, когда я спустилась со сцены, ко мне подошел мужчина лет тридцати пяти и сказал: - «Ты сыграла три замечательных аккорда. Кончай паясничать и играй в духе этих аккордов». Нынешние дети нуждаются в такой же головомойке, как и та, которую я получила в Питсбурге. Это отличное лекарство. И нужно начать применять его как можно быстрее. Америка теряет свои таланты!» - Мэри Лу Уильямс, интервью Лену Лайонсу.
Если вы совсем недавно открыли для себя эту свингующую точку в ночи, и лишь начинаете осваивать джазовое пространство «Свободы», мой совет, попробуйте постепенно скачать наш архив, как последние подкасты, так и более ранние, и это облегчит вам путешествие в страну джаза: её пейзаж не ровен, прерывист, драматичен и по этой стране не погуляешь просто так – с гидом упрощенных объяснений. Напомню адрес нашего сайта: svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Mary Lou Williams - Blue Skies – 2:23 (Mary Lou Williams - Two Cats & a Mouse – Capitol)
ДС: - «Blue Skies», «Голубые небеса» Ирвинга Берлина. Мэри Лу Уильямс соло с чрезвычайно редкого диска трех пианистов Мэла Пауэла, Джо Салливана и самой Уильямс. Диск вышел на «Capitol» и называется «Два кота и мышка» - «Two Cats & a Mouse».
Красавице Мэри Лу в личной жизни, судя по всему, не везло. Два раза она выходила замуж за джазменов и дважды разводилась. В 54 году, вернувшись в Штаты после европейских гастролей, она решила, что вера важнее, чем музыка и, посвятила следующие годы церкви. В 57 году она перешла в католичество и еще несколько лет занималась церковной работой и благотворительной деятельностью. Начиная с ранних шестидесятых и по совету знакомого священника, она стала вновь работать над джазовыми композициями, но теперь ее музыка была вдохновлена и посвящена церкви. В 1963 году она закончила работу над «Черным Христосом Анд», а через семь лет она записала «Мессу Мэри Лу».
Она нарушила, по-новому проинтерпретировав, свою нелюбовь к классической школе и, особенно к авангарду, записав в 1977 году диск-дуэт с ультра-авангардистом Сэсилом Тейлором.
Здесь, на этой измене, мы ее и оставим.
Mary Lou Williams – K.C. 12th Street - 11:55 – (Mary Lou Williams & Cecil Taylor – Embraced – Pablo)
ДС: - «K.C. 12th Street», «Канзас-Сити, 12 Улица» вполне авангардная пьеса Мэри Лу Уильямс, которая сыграла этот дуэт с Сэсилом Тейлором. По идее Боб Крэншо играл на контрабасе и Мики Рокер – на ударных. Но, честно говоря, за этой переливчатой дуэлью я никого другого не слышу… 17 апреля 77 года, Нью-Йорк. Могу лишь сказать, что Мэри Лу явно играет на левом рояле, а Тейлор журчит на правом…
В запасе у нас сегодня еще пять пианистов и я собирался в виде иллюстрации дать менее грозного, чем Сэсил Тейлор, врага Мэри Лу Уильямс, не авангардиста, а одного из отцов Третьего Течения, основателя MJQ и знатока классики Джона Льюиса. Но по здравому размышлению решил, что на Льюиса остается слишком мало времени.
Итак, еще пять пианистов родились в мае: Уильям Ред Гарланд, Киз Джаррет, Гил Эванс, Рас Фриман и, как я уже упоминал, Джон Льюис.
Что ж - немного Гарленда, столь любимого когда-то Майлзом Дейвисом?
Ваш мобильник, что в левом кармане, он же смартфон, но в правом, ваша планшетка «Acer» или же красного дерева «Океан», ваш подсаженный ноутбук – настроены на волну «Свободы», а значит и на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в теоретически весеннем Париже – ваш ДС.
Вопрос-загадка: одна и та же песня-композиция, которая считается «традиционной», то есть народной, «Billy Boy» в двух вариантах.
(В текст прошу не смотреть!)
Первый вариант:
Red Garland - Billy Boy – 6:20 (Red Garland - Revisited! – Prestige)
ДС: - «Billy Boy» - первое трио. И вторая версия:
Ahmad Jamal - Billy Boy – 3:01 (Ahmad Jamal - At The Pershing - Chess Records)
ДС: - Я уверен, что многие из вас угадали эту вторую версию. Это «Billy Boy» в исполнении трио пианиста Ахмада Джамаля с исторического диска «Джамаль в Пёршинге», запись была сделана 16 января 58 года в холле гостиницы «Пёршинг» в Чикаго. Израэл Крозби играл на контрабасе и Вернел Фурнье на ударных.
И вот здесь стартует карьера нашего второго сегодняшнего героя Реда Гарленда, игру которого в Бостоне услышал Майлз Дейвис. Гарленд играл в комбо Коулмена Хокинса. У него был тот самый легкий и элегантный touch, прикосновение, о котором и мечтал Дейвис. На самом деле он, услышав однажды Джамаля, мечтал найти похожего пианиста. Гарленд в какой-то степени мог заменить Джамаля.
В первом варианте и играло трио Реда Гарленда: Ред – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Май 57 года. Звукорежиссер – Руди ван Гельдер.
… Я довольно неуклюже спросил в свое время Ахмада Джамаля, почему Майлз не стал с ним работать. Джамаль ответил: - Спросите меня, почему я не стал с ним работать…»
Гораздо позже я узнал, что Фритц Джонс, став Ахмадом Джамалем, несколько лет даже не играл в клубах, где продавали спиртное. Что и говорить о тех клубах, где играл Майлз, да и о самом квинтете или секстете, где передовая химия долгие годы была банальностью и нормой…
И Майлз Дейвис пригласил Реда Гарленда войти в состав комбо. Он искал так же тенор-саксофониста, чтобы заменить Сонни Роллинса. Гарленд предложил своего приятеля из Филадельфии, которого звали Джон Колтрейн.
«Мы ни разу не играли вместе,- вспоминал, Ред Гарленд,- до того вечера, когда впервые сошлись на сцене в Балтиморе. И в тот момент, когда мы начали играть, всё вошло в свои пазы, квинтет защелкнулся, как хороший замок, и с 55 по 59 год, мы не размыкались».
Ред Гарленд , если говорить о влияниях, последователь Бада Пауэла. И несомненно Арта Тейтума. В его ранние дни в Нью-Йорке он играл в комбо саксофониста Эдди «Локджо» Дейвиса, который намекнул ему на то, что лучший пианист из всех живущих – это Бад Пауэл. Однажды, когда Ред играл в клубе «Minton’s» с ударником Максом Роучем, он увидел, что на сцену поднимается и идет прямо на него сам Бад Пауэл. Бад коротко сказал: - Ну-ка пусти, я тебя заменю!» Роуч завопил: - Не пускай его, гони прочь от пианино!» Макс Роуч думал, что Пауэл был слегка задвинутым и что вечер пойдет коту под хвост. Но Гарленд все же уступил место Пауэлу. Через несколько дней Бад зазвал его к себе домой и показал несколько пианистических приемов. Они подружились.
С Артом Тейтумом была другая история. Ред играл в клубе «Luckey’s», клубе только для пианистов – совершенно гениальная идея! И контрабас и ударные были запрещены. Однажды, когда Ред играл, он поднял голову от клавиш и понял, что над ним согнулся Арт Тейтум! Сам бог Тейтум! И Тейтум произнес гениальную фразу: - You’re forcing! Ты слишком жмешь, здесь сила не нужна. Не играй на пианино. Пусть оно играет само!»
- Я запомнил это навсегда,- писал Ред Гарленд.
Финишная прямая «Времени Джаза». Ваши блестящие игрушки: мобильники, смартфоны, таблетки, сетевые транзисторы и ноутбуки настроены на наш адрес – svobodanews.ru. У микрофона в полевевшем Париже – ваш ДС. Сегодня во «Времени Джаза» две даты, два дня рождения: Мэри Лу Уильямс и Реда Гарленда.
Miles Davis - Straight, No Chaser - 10:35 (Miles Davis Sextet - Milestones – Columbia)
ДС: - «Straight, No Chaser», «Чистого, не разбавляя» - классика Телониуса Монка. Секстет Майлза Дейвиса, труба, с «Пушкой-Эддерли», как звал Майлз «Кэннонбола» - на альт-саксофоне; с Джоном Колтрейном – на теноре; Редом Гарлендом – за роялем; Полем Чемберсом – на контрабасе и Фили Джо Джонсом – на ударных. Это последняя запись секстета в данном составе, а значит, дата важна: 4 марта 58 года, студия звукозаписи «Коламбия», Нью-Йорк. Интересно, что на этом же диске «Milestones» записан и «Billy Boy», но Ред Гарленд играет лишь с Чемберсом и Джонсом.
Вот, пожалуй, и все на сегодня. Мы отметили две даты: день рождения Мэри Лу Уильямс – 8 мая 1910 года и день рождения Уильяма Реда Гарленда – 13 мая 1923 года. Скажу честно, майский календарь «Времени Джаза» переполнен, как сен-жерменовские забегаловки в субботу в 11 вечера. Если вам не удалось целиком прослушать этот выпуск «Времени Джаза», вы найдете его в подкасте на нашем сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, солнечной и удачной недели, чао, оревуар, бай-бай!
У микрофона «Свободы» в Париже Дмитрий Савицкий. Мне будет трудно сегодня, потому что эти слова Мэри Луи Уильямс, родившейся в мае ставят под сомнение талант и творчество другого пианиста, родившегося так же под знаком Тельца – Джона Льюиса!
Как вы догадались в весеннем эфире «Время Джаза», которое доставляют вам на дом короткие и средние волны «Свободы», и которое вы можете слушать в прямой трансляции или же в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru.
Mary Lou Williams - I Love Him – 4:40 (Mary Lou Williams - Lady Piano – Black Bird)
ДС: - «I Love Him», «Я люблю его…» пьеска Мэри Лу Уильямс. Её же и трио. Мэри Лу – рояль; Уендел Маршал – контрабас и Ози Джонсон – ударные. Нью-Йорк, 55 год.
Мэри Луи Уильямс, которая приучала «кончики пальцев» к клавишам с четырех лет, а в пятнадцать играла на сцене в водевильных спектаклях, настоящую школу прошла в Питсбурге и Канзасе, где она играла в комбо саксофониста Энди Кёрка. Именно в Канзасе она впитала, как губка, густую смесь стилей: блюза, буги-вуги и ритмов свинга. Самым удачным оркестром Кёрка был его джаз-банд «Двенадцать Облаков Радости» и среди двенадцати музыкантов главным была пианистка - Мэри Лу Уильямс.
Mary Lou Williams - Lullaby of the Leaves – 5:14 (Mary Lou Williams - Lady Piano – Black Bird)
ДС: - «Lullaby of the Leaves» композиция Бернис Петкер, «Колыбельная листьев», которая, судя по вашим заявкам, прочно устроилась в первой двадцатке стандартов «Времени Джаза». Тот же состав трио Мэри Лу Уильямс. Та же дата записи. Ее диск «Lady Piano».
Мэри Лу была невероятной красавицей в молодости, что во второй половине ее жизни, видимо, превратилось в проблему, но об этом позже. Она входила в узкий круг друзей Теллониуса Монка. И так как в стиле её игры можно услышать не влияния, а отражения, отзвуки лучших джазменов эпохи, в этой версии слышны и Бад Пауэл и Арт Тейтум.
«Я помню мне было лет пятнадцать в Питсбурге. И я вытворяла черти что на сцене. Я играла, закрыв лицом платком. Я играла локтями, ногами, я играла спиной к фортепьяно, вслепую. На конкурсах мне дали прозвище: «little piano girl», «малышка пианино». А я была клоуном. И в один прекрасный день, когда я спустилась со сцены, ко мне подошел мужчина лет тридцати пяти и сказал: - «Ты сыграла три замечательных аккорда. Кончай паясничать и играй в духе этих аккордов». Нынешние дети нуждаются в такой же головомойке, как и та, которую я получила в Питсбурге. Это отличное лекарство. И нужно начать применять его как можно быстрее. Америка теряет свои таланты!» - Мэри Лу Уильямс, интервью Лену Лайонсу.
Если вы совсем недавно открыли для себя эту свингующую точку в ночи, и лишь начинаете осваивать джазовое пространство «Свободы», мой совет, попробуйте постепенно скачать наш архив, как последние подкасты, так и более ранние, и это облегчит вам путешествие в страну джаза: её пейзаж не ровен, прерывист, драматичен и по этой стране не погуляешь просто так – с гидом упрощенных объяснений. Напомню адрес нашего сайта: svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Mary Lou Williams - Blue Skies – 2:23 (Mary Lou Williams - Two Cats & a Mouse – Capitol)
ДС: - «Blue Skies», «Голубые небеса» Ирвинга Берлина. Мэри Лу Уильямс соло с чрезвычайно редкого диска трех пианистов Мэла Пауэла, Джо Салливана и самой Уильямс. Диск вышел на «Capitol» и называется «Два кота и мышка» - «Two Cats & a Mouse».
Красавице Мэри Лу в личной жизни, судя по всему, не везло. Два раза она выходила замуж за джазменов и дважды разводилась. В 54 году, вернувшись в Штаты после европейских гастролей, она решила, что вера важнее, чем музыка и, посвятила следующие годы церкви. В 57 году она перешла в католичество и еще несколько лет занималась церковной работой и благотворительной деятельностью. Начиная с ранних шестидесятых и по совету знакомого священника, она стала вновь работать над джазовыми композициями, но теперь ее музыка была вдохновлена и посвящена церкви. В 1963 году она закончила работу над «Черным Христосом Анд», а через семь лет она записала «Мессу Мэри Лу».
Она нарушила, по-новому проинтерпретировав, свою нелюбовь к классической школе и, особенно к авангарду, записав в 1977 году диск-дуэт с ультра-авангардистом Сэсилом Тейлором.
Здесь, на этой измене, мы ее и оставим.
Mary Lou Williams – K.C. 12th Street - 11:55 – (Mary Lou Williams & Cecil Taylor – Embraced – Pablo)
ДС: - «K.C. 12th Street», «Канзас-Сити, 12 Улица» вполне авангардная пьеса Мэри Лу Уильямс, которая сыграла этот дуэт с Сэсилом Тейлором. По идее Боб Крэншо играл на контрабасе и Мики Рокер – на ударных. Но, честно говоря, за этой переливчатой дуэлью я никого другого не слышу… 17 апреля 77 года, Нью-Йорк. Могу лишь сказать, что Мэри Лу явно играет на левом рояле, а Тейлор журчит на правом…
В запасе у нас сегодня еще пять пианистов и я собирался в виде иллюстрации дать менее грозного, чем Сэсил Тейлор, врага Мэри Лу Уильямс, не авангардиста, а одного из отцов Третьего Течения, основателя MJQ и знатока классики Джона Льюиса. Но по здравому размышлению решил, что на Льюиса остается слишком мало времени.
Итак, еще пять пианистов родились в мае: Уильям Ред Гарланд, Киз Джаррет, Гил Эванс, Рас Фриман и, как я уже упоминал, Джон Льюис.
Что ж - немного Гарленда, столь любимого когда-то Майлзом Дейвисом?
Ваш мобильник, что в левом кармане, он же смартфон, но в правом, ваша планшетка «Acer» или же красного дерева «Океан», ваш подсаженный ноутбук – настроены на волну «Свободы», а значит и на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в теоретически весеннем Париже – ваш ДС.
Вопрос-загадка: одна и та же песня-композиция, которая считается «традиционной», то есть народной, «Billy Boy» в двух вариантах.
(В текст прошу не смотреть!)
Первый вариант:
Red Garland - Billy Boy – 6:20 (Red Garland - Revisited! – Prestige)
ДС: - «Billy Boy» - первое трио. И вторая версия:
Ahmad Jamal - Billy Boy – 3:01 (Ahmad Jamal - At The Pershing - Chess Records)
ДС: - Я уверен, что многие из вас угадали эту вторую версию. Это «Billy Boy» в исполнении трио пианиста Ахмада Джамаля с исторического диска «Джамаль в Пёршинге», запись была сделана 16 января 58 года в холле гостиницы «Пёршинг» в Чикаго. Израэл Крозби играл на контрабасе и Вернел Фурнье на ударных.
И вот здесь стартует карьера нашего второго сегодняшнего героя Реда Гарленда, игру которого в Бостоне услышал Майлз Дейвис. Гарленд играл в комбо Коулмена Хокинса. У него был тот самый легкий и элегантный touch, прикосновение, о котором и мечтал Дейвис. На самом деле он, услышав однажды Джамаля, мечтал найти похожего пианиста. Гарленд в какой-то степени мог заменить Джамаля.
В первом варианте и играло трио Реда Гарленда: Ред – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Май 57 года. Звукорежиссер – Руди ван Гельдер.
… Я довольно неуклюже спросил в свое время Ахмада Джамаля, почему Майлз не стал с ним работать. Джамаль ответил: - Спросите меня, почему я не стал с ним работать…»
Гораздо позже я узнал, что Фритц Джонс, став Ахмадом Джамалем, несколько лет даже не играл в клубах, где продавали спиртное. Что и говорить о тех клубах, где играл Майлз, да и о самом квинтете или секстете, где передовая химия долгие годы была банальностью и нормой…
И Майлз Дейвис пригласил Реда Гарленда войти в состав комбо. Он искал так же тенор-саксофониста, чтобы заменить Сонни Роллинса. Гарленд предложил своего приятеля из Филадельфии, которого звали Джон Колтрейн.
«Мы ни разу не играли вместе,- вспоминал, Ред Гарленд,- до того вечера, когда впервые сошлись на сцене в Балтиморе. И в тот момент, когда мы начали играть, всё вошло в свои пазы, квинтет защелкнулся, как хороший замок, и с 55 по 59 год, мы не размыкались».
Ред Гарленд , если говорить о влияниях, последователь Бада Пауэла. И несомненно Арта Тейтума. В его ранние дни в Нью-Йорке он играл в комбо саксофониста Эдди «Локджо» Дейвиса, который намекнул ему на то, что лучший пианист из всех живущих – это Бад Пауэл. Однажды, когда Ред играл в клубе «Minton’s» с ударником Максом Роучем, он увидел, что на сцену поднимается и идет прямо на него сам Бад Пауэл. Бад коротко сказал: - Ну-ка пусти, я тебя заменю!» Роуч завопил: - Не пускай его, гони прочь от пианино!» Макс Роуч думал, что Пауэл был слегка задвинутым и что вечер пойдет коту под хвост. Но Гарленд все же уступил место Пауэлу. Через несколько дней Бад зазвал его к себе домой и показал несколько пианистических приемов. Они подружились.
С Артом Тейтумом была другая история. Ред играл в клубе «Luckey’s», клубе только для пианистов – совершенно гениальная идея! И контрабас и ударные были запрещены. Однажды, когда Ред играл, он поднял голову от клавиш и понял, что над ним согнулся Арт Тейтум! Сам бог Тейтум! И Тейтум произнес гениальную фразу: - You’re forcing! Ты слишком жмешь, здесь сила не нужна. Не играй на пианино. Пусть оно играет само!»
- Я запомнил это навсегда,- писал Ред Гарленд.
Финишная прямая «Времени Джаза». Ваши блестящие игрушки: мобильники, смартфоны, таблетки, сетевые транзисторы и ноутбуки настроены на наш адрес – svobodanews.ru. У микрофона в полевевшем Париже – ваш ДС. Сегодня во «Времени Джаза» две даты, два дня рождения: Мэри Лу Уильямс и Реда Гарленда.
Miles Davis - Straight, No Chaser - 10:35 (Miles Davis Sextet - Milestones – Columbia)
ДС: - «Straight, No Chaser», «Чистого, не разбавляя» - классика Телониуса Монка. Секстет Майлза Дейвиса, труба, с «Пушкой-Эддерли», как звал Майлз «Кэннонбола» - на альт-саксофоне; с Джоном Колтрейном – на теноре; Редом Гарлендом – за роялем; Полем Чемберсом – на контрабасе и Фили Джо Джонсом – на ударных. Это последняя запись секстета в данном составе, а значит, дата важна: 4 марта 58 года, студия звукозаписи «Коламбия», Нью-Йорк. Интересно, что на этом же диске «Milestones» записан и «Billy Boy», но Ред Гарленд играет лишь с Чемберсом и Джонсом.
Вот, пожалуй, и все на сегодня. Мы отметили две даты: день рождения Мэри Лу Уильямс – 8 мая 1910 года и день рождения Уильяма Реда Гарленда – 13 мая 1923 года. Скажу честно, майский календарь «Времени Джаза» переполнен, как сен-жерменовские забегаловки в субботу в 11 вечера. Если вам не удалось целиком прослушать этот выпуск «Времени Джаза», вы найдете его в подкасте на нашем сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, солнечной и удачной недели, чао, оревуар, бай-бай!