Ссылки для упрощенного доступа

Спасет ли еврозону фонд ее "проблемных" долгов?


Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер Греции Панайотис Пикрамменос
Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер Греции Панайотис Пикрамменос
От саммита стран Европейского союза, который пройдет в конце июня, финансовые рынки ожидают неких принципиальных решений, которые уже в ближайшее время помогли бы предотвратить расширение долгового кризиса в еврозоне. Проектов обсуждается сразу несколько.

Например, идея выпуска единых для 17 стран гособлигаций категорически отвергается в первую очередь Германией – главным в еврозоне кредитором. Обсуждается и другая идея, поначалу, еще в декабре прошлого года, отвергнутая несколькими странами. А именно – создание специального фонда, который принял бы на себя часть накопленных долгов "проблемных" стран еврозоны.

Речь, в частности, идет о накопленных ими долгах сверх установленного в еврозоне лимита в 60% ВВП, а погасить их предполагается в течение 25 лет. О том, что такие предложения представлены вниманию правительства Германии учрежденным при нем независимым экспертным советом, пишет сегодня американская газета New York Times, ссылаясь, в частности, на руководителя совета.

В этом случае в фонде могут быть аккумулированы долговые обязательства стран еврозоны с самыми разными сроками погашения – от нескольких месяцев до 30 лет и более. И если все погашения растянуть на четверть века, то, по сути, это мало чем будет отличаться от той реструктуризации, которую недавно провела Греция по своим долгам частным кредиторам и которую часто называют теперь "неофициальным дефолтом".

"Принудительное" изменение сроков уже обращающихся гособлигаций, если они будут переданы в новый фонд, вряд ли возможно, полагает руководитель отдела анализа долговых рынков в инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Дмитрий Дудкин. Действительно, такая реструктуризация может быть расценена инвесторами как дефолт. Поэтому, скорее всего, эти обязательства могут передаваться в фонд, сохраняя собственные сроки погашения, для чего, в свою очередь, необходимо будет еще организовать поступление средств в него от всех стран еврозоны, продолжает Дмитрий Дудкин:

– Думаю, что обсуждаемые 25 лет – просто некое общее ограничение, в фонд могут попасть и двухлетние, и пятилетние обязательства.

Логично предположить, что облигации, попавшие в предполагаемый фонд, тут же вырастут в цене, к удовольствию их владельцев: сомнения в том, что эти обязательства будут исправно обслуживаться и погашаться общим для еврозоны фондом, исчезнут. По крайней мере, на ближайшее время. Другое дело, повлияет ли эта возросшая надежность на цены и доходность тех "проблемных" гособлигаций, которые останутся за пределами фонда, будь он создан?

Все, конечно, зависит от того, на каких условиях может быть организован фонд, но в целом это стало бы позитивным сигналом рынку, и, вероятно, привело бы к росту котировок гособлигаций, предполагает аналитик инвестиционного финансового Дома “Капиталъ” Владимир Харченко. Но вряд ли, по его словам, этот рост окажется значительным. Многие инвесторы, которые намеревались выйти из этого рынка, ушли. А те, кто сохраняет эти облигации, скорее всего, не станут наращивать их объемы, поскольку и так достаточно сильно от них зависят. “Такие меры лишь стабилизируют ситуацию на рынке”, - заключает Харченко.

Создание специального фонда еврозоны для части долгов "проблемных" ее участников, будь предложение принято, весьма помогло бы таким странам как Греция (накопленный долг – 170% ВВП), Италия (120% ВВП) или Ирландия (105% ВВП). Но мало помогло бы, например, Испании, накопленный долг которой едва превышает 70% ВВП. Для сравнения, средний для 17 стран еврозоны уровень – 90% ВВП. Но Испании необходимы деньги для рекапитализации национальных банков, пострадавших, как и в Ирландии, в результате краха рынка недвижимости.

В отношении Испании подобный план в принципе может быть реализован лишь после того, как будут приняты все главные решения по спасению банковской системы, уверен Дмитрий Дудкин. Главную роль в этом отводят правительству Испании, хотя сам механизм такого "спасения" лишь предстоит разработать, а суммы явно потребуются внушительные. "В этом случае, по предварительным экспертным оценкам, объем государственного долга страны уже к концу 2012 года может достичь 100% ВВП, считает Дмитрий Дудкин.

5 июня министр финансов Испании – первым из официальных лиц страны – призвал Европейский союз оказать ей умеренную финансовую помощь для предотвращения разрастания банковского кризиса. Ранее Испания неоднократно заявляла, что такая помощь ей не потребуется.

Руководитель крупнейшего из испанских банков – Santander – считает, что стране для поддержания банков, оказавшихся на грани банкротства и национализированных, будет достаточно получить из европейских фондов 40 млрд евро, сообщает агентство Bloomberg. Причем эта сумма включает и те 19 млрд евро, которые правительство Испании намерено потратить на восстановление бизнеса четвертого по величине банка страны – Bankia, также национализированного. Однако, по некоторым оценкам международных экспертов, общий объем необходимой рекапитализации банкам Испании, может составить до 120 млрд евро.

Именно после заявления министра финансов Испании возобновившийся было с утра 5 июня умеренный рост на мировых финансовых рынках сменился новым понижением.
XS
SM
MD
LG