В московских театральных кругах обсуждают внезапную смену художественного руководителя Московского драматического театра имени Гоголя. Прежний руководитель коллектива Сергей Яшин, пробывший в своей должности четверть века, через два дня после начала очередного сезона снят с работы решением главы департамента культуры Москвы Сергея Капкова.
Театр возглавит модный режиссер Кирилл Серебренников, автор трех десятков театральных постановок и полудюжины нашумевших кинофильмов. У Серебреникова есть своя труппа - она работает в рамках проекта "Платформа" на площадке Центра современного искусства "Винзавод" (это, кстати, неподалеку от Театра Гоголя). Капков объяснил внезапную смену руководства театра низкой экономической эффективностью и малой посещаемостью спектаклей Яшина. Серебренников обещает новую концепцию развития театра и милость по отношению к его нынешним актерам.
О том, зачем популярному режиссеру свой театр и почему Кирилл Серебренников последовал по стопам художественного руководителя театра Ермоловой Олега Меньшикова и главы Государственного театра наций Евгения Миронова – театральный критик "Независимой газеты" Григорий Заславский.
- Предположим, я талантливый, известный актер или режиссер, и зовут меня Евгений Миронов, Олег Меньшиков или Кирилл Серебренников. Мне за 40 лет, и я решаю, что пора организовать свой собственный театр. Пути два: сделать коммерческую труппу (что сложно - деньги нужны и так далее) либо получить государственный театр с государственным финансированием (что тоже сложно: таких театров немного). При этом я такой деятель искусств, который может и доверенным лицом у президента России на выборах выступить, и концерт ко Дню Победы правильный поставить. И вот я встречаюсь с нужными людьми, мы берем список театров и определяем какой-то театр, который можно было бы мне передать...
– Картина, нарисованная вами, до какой-то степени очень напоминает реальную. Мне кажется, самое ужасное – то, что власть, которая собирается провести какое-то обновление, не ищет новые формы. Мне кажется, что было бы намного правильнее начать обновление с предложения всем театрам сформулировать свои программы на ближайшие годы. А если существует какой-то замечательный коллектив, как, например, "Платформа" Кирилла Серебренникова, то я не вижу здесь каких-то запретов или оснований не дать ему на три года субсидию на уже имеющемся "Винзаводе". Почему нужно было увольнять вот так, довольно странно, Сергея Яшина – я не понимаю.
Понятна логика тех, кто это сделал. У них "Винзавод" с одной стороны, Центр дизайна "Арт-плей" с другой стороны: на этой территории формируется некий кластер современного искусства. Место Кирилла Серебренникова здесь же, в Театре Гоголя, видится достаточно обоснованным. Но что делать с труппой? У нас есть какие-то гарантии, как, скажем, во Франции, для актеров, которые оказываются без работы? Нет, таких гарантий у нас нет. Есть ли ощущение, что эти актеры пригодятся Кириллу Серебренникову? Скорее всего, не пригодятся – просто потому, что у него свое видение театра.
– А Театр Гоголя под руководством Сергея Яшина, который руководил этим коллективом 25 лет, на каком слуху у театральной общественности? Вот Сергей Капков выдвинул довольно много претензий к качеству работы труппы и режиссера. Они оправданы?
– К этим претензиям тоже есть вопросы. Например, есть такая претензия: 80 миллионов рублей, которые театр заработал в прошлом году – сборы на уровне 100-местных театров. Театр на 100 мест – это, например, театр "Практика". Если я не ошибаюсь, его доходы - около 40 миллионов рублей; такие цифры назывались в прошлом году Эдуардом Бояковым. Да и формулирование эффективности театра исключительно по доходности, как мне кажется – довольно странный подход. Все-таки таких критериев должно быть как минимум 3-4, а лучше - 10-12. Даже, например, "Золотая маска" как показатель того, что театр востребован – не необходимый и уж точно недостаточный критерий.
Сергей Яшин ставил очень хорошие спектакли в том же самом Театре Гоголя и несколько раз собирался рвануть с этого места в какие-то другие театры. Его кандидатура рассматривалась, например, в качестве одного из претендентов на кресло покойного Андрея Гончарова в Театре Маяковского: Яшин – ученик Гончарова. Некое "бродячее" состояние режиссера, к сожалению, чувствовалось в Театре Гоголя: с каждым годом он работал все менее и менее интересно.
Мне кажется, в таких случаях должна быть публичная дискуссия с приглашением разного рода экспертов. Я, например, входил в несколько конфликтных комиссий: Союза театральных деятелей, Департамента культуры Москвы, Министерства культуры – когда проверяется состояние театра, и по итогам довольно серьезных разговоров говорят: "есть опасность, что Театр Гоголя скоро поменяет художественного руководителя". Вот это было бы правильно. А почему начинают с Театра Гоголя? Потому что Яшин сегодня самый беззащитный. Например, Театр Луны - вот где нужно менять все направление и уж точно руководителя; почему этот театр сегодня получает государственную поддержку? Театр Надежды Бабкиной по каким-то неведомым причинам занимает бывший кинотеатр "Встреча" на Садовом кольце. Во всех ситуациях можно по-человечески решить вопрос. Почему нельзя было это сделать, не открывая сезон, не унижая человека, который рассказывает, что он собирается поставить в следующем сезоне? А в Департаменте культуры в это время сидели и печатали приказ. Человек предполагает, а Сергей Капков располагает.
– Вам понятна творческая логика, по которой Кирилл Серебренников стал обладателем театра? Он очень модный и очень плодотворный режиссер, у него есть своя труппа...
– Я к Кириллу Серебренникову отношусь в зависимости от того, что он ставит. Ставит он, как мне кажется, хороший спектакль - я хвалю, ставит не очень удачный спектакль - я ругаю. Но мне очень нравилось – и это вызывало мое огромное к нему уважение, – что он до сих пор не пошел ни в один репертуарный театр и не стал его агрессивно перестраивать под себя. Что он создал свое дело на территории "Винзавода", ту самую "Платформу", и довольно быстро получил государственную поддержку. 50 миллионов - это деньги, которые получает в год среднестатистический московский театр. И только сейчас он все-таки согласился довольно жестко решать человеческие судьбы.
Но, с другой стороны, театр - вещь жестокая. Когда умер Гончаров, пришедший художественным руководителем Сергей Арцибашев дал роль Надежде Бутырцевой, которая при Гончарове 18 лет не выходила на сцену. А актриса, поверьте мне, уровня не ниже, чем Наталья Гундарева. Кто тут виноват? Бутырцева не виновата. Гончаров не виноват. Когда пришел Товстоногов, то у него был карт-бланш, там были страшные, трагические истории. Один актер чуть не повесился. Последовавшие затем спектакли заставляют нас говорить об этих самых победах, о великих спектаклях Товстоногова, великой эпохе Товстоногова – не только в БДТ, но и в ленинградском театре, а не об этих частных человеческих трагедиях. Если у Серебренникова все получится, то вот эти вот человеческие детали никто из нас не станет вспоминать.
- Что говорит вам опыт театрального критика – сделает ли Серебренников отличный театр?
– Это такая неблагодарная вещь - ставить прогнозы в театре... Я, помню, долго хранил письмо судьи одного районного суда города Ярославля к художественному руководителю Ярославского художественного театра, где он требует в срок до 10 часов такого-то дня представить ответы на вопросы: на каком основании такой-то актер назначается на роль и на каком основании он был снят? Для всех театральных людей ответ "он мне разонравился" будет совершенно исчерпывающим, а для судьи – вряд ли. Здесь очень много значит момент в самом прямом смысле взаимного возбуждения людей друг от друга, какого-то воспламенения. И если это случится, вот эта искра между людьми возникнет – значит, будет театр хороший. Не случится - значит, ничего не получится.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Театр возглавит модный режиссер Кирилл Серебренников, автор трех десятков театральных постановок и полудюжины нашумевших кинофильмов. У Серебреникова есть своя труппа - она работает в рамках проекта "Платформа" на площадке Центра современного искусства "Винзавод" (это, кстати, неподалеку от Театра Гоголя). Капков объяснил внезапную смену руководства театра низкой экономической эффективностью и малой посещаемостью спектаклей Яшина. Серебренников обещает новую концепцию развития театра и милость по отношению к его нынешним актерам.
О том, зачем популярному режиссеру свой театр и почему Кирилл Серебренников последовал по стопам художественного руководителя театра Ермоловой Олега Меньшикова и главы Государственного театра наций Евгения Миронова – театральный критик "Независимой газеты" Григорий Заславский.
- Предположим, я талантливый, известный актер или режиссер, и зовут меня Евгений Миронов, Олег Меньшиков или Кирилл Серебренников. Мне за 40 лет, и я решаю, что пора организовать свой собственный театр. Пути два: сделать коммерческую труппу (что сложно - деньги нужны и так далее) либо получить государственный театр с государственным финансированием (что тоже сложно: таких театров немного). При этом я такой деятель искусств, который может и доверенным лицом у президента России на выборах выступить, и концерт ко Дню Победы правильный поставить. И вот я встречаюсь с нужными людьми, мы берем список театров и определяем какой-то театр, который можно было бы мне передать...
– Картина, нарисованная вами, до какой-то степени очень напоминает реальную. Мне кажется, самое ужасное – то, что власть, которая собирается провести какое-то обновление, не ищет новые формы. Мне кажется, что было бы намного правильнее начать обновление с предложения всем театрам сформулировать свои программы на ближайшие годы. А если существует какой-то замечательный коллектив, как, например, "Платформа" Кирилла Серебренникова, то я не вижу здесь каких-то запретов или оснований не дать ему на три года субсидию на уже имеющемся "Винзаводе". Почему нужно было увольнять вот так, довольно странно, Сергея Яшина – я не понимаю.
Понятна логика тех, кто это сделал. У них "Винзавод" с одной стороны, Центр дизайна "Арт-плей" с другой стороны: на этой территории формируется некий кластер современного искусства. Место Кирилла Серебренникова здесь же, в Театре Гоголя, видится достаточно обоснованным. Но что делать с труппой? У нас есть какие-то гарантии, как, скажем, во Франции, для актеров, которые оказываются без работы? Нет, таких гарантий у нас нет. Есть ли ощущение, что эти актеры пригодятся Кириллу Серебренникову? Скорее всего, не пригодятся – просто потому, что у него свое видение театра.
– А Театр Гоголя под руководством Сергея Яшина, который руководил этим коллективом 25 лет, на каком слуху у театральной общественности? Вот Сергей Капков выдвинул довольно много претензий к качеству работы труппы и режиссера. Они оправданы?
– К этим претензиям тоже есть вопросы. Например, есть такая претензия: 80 миллионов рублей, которые театр заработал в прошлом году – сборы на уровне 100-местных театров. Театр на 100 мест – это, например, театр "Практика". Если я не ошибаюсь, его доходы - около 40 миллионов рублей; такие цифры назывались в прошлом году Эдуардом Бояковым. Да и формулирование эффективности театра исключительно по доходности, как мне кажется – довольно странный подход. Все-таки таких критериев должно быть как минимум 3-4, а лучше - 10-12. Даже, например, "Золотая маска" как показатель того, что театр востребован – не необходимый и уж точно недостаточный критерий.
Сергей Яшин ставил очень хорошие спектакли в том же самом Театре Гоголя и несколько раз собирался рвануть с этого места в какие-то другие театры. Его кандидатура рассматривалась, например, в качестве одного из претендентов на кресло покойного Андрея Гончарова в Театре Маяковского: Яшин – ученик Гончарова. Некое "бродячее" состояние режиссера, к сожалению, чувствовалось в Театре Гоголя: с каждым годом он работал все менее и менее интересно.
Мне кажется, в таких случаях должна быть публичная дискуссия с приглашением разного рода экспертов. Я, например, входил в несколько конфликтных комиссий: Союза театральных деятелей, Департамента культуры Москвы, Министерства культуры – когда проверяется состояние театра, и по итогам довольно серьезных разговоров говорят: "есть опасность, что Театр Гоголя скоро поменяет художественного руководителя". Вот это было бы правильно. А почему начинают с Театра Гоголя? Потому что Яшин сегодня самый беззащитный. Например, Театр Луны - вот где нужно менять все направление и уж точно руководителя; почему этот театр сегодня получает государственную поддержку? Театр Надежды Бабкиной по каким-то неведомым причинам занимает бывший кинотеатр "Встреча" на Садовом кольце. Во всех ситуациях можно по-человечески решить вопрос. Почему нельзя было это сделать, не открывая сезон, не унижая человека, который рассказывает, что он собирается поставить в следующем сезоне? А в Департаменте культуры в это время сидели и печатали приказ. Человек предполагает, а Сергей Капков располагает.
– Вам понятна творческая логика, по которой Кирилл Серебренников стал обладателем театра? Он очень модный и очень плодотворный режиссер, у него есть своя труппа...
– Я к Кириллу Серебренникову отношусь в зависимости от того, что он ставит. Ставит он, как мне кажется, хороший спектакль - я хвалю, ставит не очень удачный спектакль - я ругаю. Но мне очень нравилось – и это вызывало мое огромное к нему уважение, – что он до сих пор не пошел ни в один репертуарный театр и не стал его агрессивно перестраивать под себя. Что он создал свое дело на территории "Винзавода", ту самую "Платформу", и довольно быстро получил государственную поддержку. 50 миллионов - это деньги, которые получает в год среднестатистический московский театр. И только сейчас он все-таки согласился довольно жестко решать человеческие судьбы.
Но, с другой стороны, театр - вещь жестокая. Когда умер Гончаров, пришедший художественным руководителем Сергей Арцибашев дал роль Надежде Бутырцевой, которая при Гончарове 18 лет не выходила на сцену. А актриса, поверьте мне, уровня не ниже, чем Наталья Гундарева. Кто тут виноват? Бутырцева не виновата. Гончаров не виноват. Когда пришел Товстоногов, то у него был карт-бланш, там были страшные, трагические истории. Один актер чуть не повесился. Последовавшие затем спектакли заставляют нас говорить об этих самых победах, о великих спектаклях Товстоногова, великой эпохе Товстоногова – не только в БДТ, но и в ленинградском театре, а не об этих частных человеческих трагедиях. Если у Серебренникова все получится, то вот эти вот человеческие детали никто из нас не станет вспоминать.
- Что говорит вам опыт театрального критика – сделает ли Серебренников отличный театр?
– Это такая неблагодарная вещь - ставить прогнозы в театре... Я, помню, долго хранил письмо судьи одного районного суда города Ярославля к художественному руководителю Ярославского художественного театра, где он требует в срок до 10 часов такого-то дня представить ответы на вопросы: на каком основании такой-то актер назначается на роль и на каком основании он был снят? Для всех театральных людей ответ "он мне разонравился" будет совершенно исчерпывающим, а для судьи – вряд ли. Здесь очень много значит момент в самом прямом смысле взаимного возбуждения людей друг от друга, какого-то воспламенения. И если это случится, вот эта искра между людьми возникнет – значит, будет театр хороший. Не случится - значит, ничего не получится.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"