Ссылки для упрощенного доступа

Литовская "Миссия Сибирь" как воспитание коллективной памяти


Вагон с репрессированными литовцами на пути в Сибирь в 1951 году
Вагон с репрессированными литовцами на пути в Сибирь в 1951 году
Правительство Литвы приняло решение об учреждении в посольстве в Москве должности атташе по надзору за захоронениями литовцев, сосланных в Сибирь в годы сталинских репрессий.

Этот дипломат будет координировать в России инициативы литовских ведомств и неправительственных организаций, которые в последние годы приводят в порядок кладбища соотечественников.

После присоединения Литвы к Советскому Союзу из республики были вывезены около 300 тысяч так называемых "неблагонадежных элементов" – бывших чиновников, политиков, представителей духовенства. На территории России находится около двухсот захоронений литовских ссыльных.

С 1940 по 1952 годы депортированных вывозили из Литвы в основном в Красноярский край, Томскую, Иркутскую области, на берег моря Лаптевых и в другие отдаленные места. Большая часть сосланных (их везли в вагонах, предназначенных для скота), среди которых были и дети, умирали от непосильной работы, холода и голода.

Используя архивы, воспоминания, письма, свидетельства потомков, найти старые литовские кладбища в России, отремонтировать их, прибрать – такова задача экспедиций литовской молодежи, которые называются "Миссия Сибирь". За семь лет экспедиций было много, последняя группа недавно вернулась из Хакасии. За две недели команда из пятнадцати парней и девушек преодолела в общей сложности путь в две тысячи километров, привела в порядок восемь кладбищ. В одной из хакасских деревень они установили привезенный из Литвы, собранный из дерева памятный крест высотой два с половиной метра.

Кстати, члены этих экспедиций проходят жесткий отбор, показывая свою сноровку, выносливость и неприхотливость в быту сначала в походах по Литве. Желающих все больше. Во время подготовки последнего, хакасского, похода на 15 мест претендовали более тысячи человек.

В Вильнюсе работают над проектом литовско-российского соглашения о захоронениях военных и гражданских лиц, жертв войны и сталинских репрессий. Пока, в отсутствие такого документа, главную работу по сохранению кладбищ проводят в основном на общественных началах.

Проект "Миссия Сибирь" – это инициатива молодежных организаций, которую поддерживает и литовское Министерство иностранных дел. Заместитель министра иностранных дел Литвы Эвалдас Игнатавичюс рассказывает:

– Эта миссия положительна во многих смыслах. Едут и находят старые литовские кладбища, восстанавливают захоронения, объединяют память разных народов. Как рассказывают сами участники этих экспедиций, люди в России удивляются, что при этом наши восстанавливают и православные кладбища. Чтят память всех, без разделения по национальности и религии, это очень важно. Члены экспедиций отмечают теплое восприятие этой деятельности местными властями. Новое поколение таким образом строит мосты, они опираются хоть и на очень болезненную память, но сегодня это выглядит по-новому, позитивно, примиряюще. Никакой вражды не чувствуется. Это познавание молодежью живой истории, открытие новых страниц. Русский народ пострадал от репрессий не меньше, об этом нужно помнить, делать выводы. И, конечно, заботиться о наследии, истории, о нашем взаимном прошлом. Участники походов это и делают, – считает Эвалдас Игнатавичюс.

Инициатор и организатор проведения молодежных экспедиций "Миссия Сибирь" – Гинтаутас Алекна. Он занимается работой по сохранению литовских кладбищ в России более 20 лет. Путешественник только что вернулся из поездки на Алтай, для него это была уже 37-я по счету экспедиция в Россию:

– Вообще эта тема нами довольно хорошо исследована. Процентов восемьдесят литовских захоронений я уже объездил – из тех, которые сохранились. С самими кладбищами ситуация очень плоха: прошло много времени, и деревянные кресты падают. Через несколько лет, если не принять каких-то мер, упадут почти все. Некоторые захоронения давно исчезли, много кладбищ сгорело. Когда горит тайга, естественно, горит и кладбище, а в тайге находится 70 процентов всех литовских захоронений.

Молодежь – в основном по рассказам родителей, бабушек и дедушек – представляет Сибирь довольно наивно: думают, что это сплошной холод, медведи ходят по улицам… Когда они летом оказываются в этих краях, делают первые открытия. Например, что в Сибири летом жарче, чем в Литве. По географии ранее неизвестные знания получают, и по истории тоже. Когда в книжках читают о сталинских временах или кто-то им рассказывает – это в одно ухо вошло, в другое вышло. А когда сами видят десятки, иногда и сотни крестов на литовских кладбищах за тысячи километров от родины, то начинают осмысливать масштабы той трагедии. Во всех отношениях молодежь развивается. Еще они, конечно, знакомятся с новыми людьми, видят в городах и селах быт местного населения: совсем другой уклад, для них это бывает открытием.

Основная масса и властей российских, и простых жителей относятся хорошо к таким экспедициям. Как правило, ставят литовцев своей молодежи в пример, говорят: вот, если бы наши так делали, было бы хорошо!

Сейчас я собираюсь в очередной поход, в Красноярский край. Буду посещать те места, в которых не было ещё инвентаризации литовских кладбищ. Это будет 38-я моя экспедиция. Нескончаема работа? Раньше я так и говорил, но сейчас уже осталось не так уж много. Эту работу нужно закончить.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG