Александр Генис: Съезд Республиканской партии, который пройдет во Флориде на этой неделе, официально утвердит Митта Ромни кандидатом в президенты. Чем бы ни кончились выборы, этот шаг уже сам по себе исторический. Впервые на финишную прямую в главной политической гонке вышел представитель религиозного меньшинства, к которому многие в Америке все еще относятся с бо-ольшим подозрением.
Дело в том, что Америка — христианская страна par exellence. 83% американцев считает себя христианами. В относительных цифрах это значит, что в Америке больше христиан, чем иудеев в Израиле или индуистов в Индии. Неудивительно, что все президенты были христианами. На Ромни эта традиция может прерваться, потому что, хотя все мормоны считают себя христианами, треть американцев с ними не согласны.
Чтобы переубедить скептиков, мормоны сейчас ведут теологические дискуссии. Но пока священники спорят о Троице (мормоны отрицают единосущность Отца и Сына), других интересуют не доктринальные, а экзотические детали культа. С точки зрения даже доброжелательного американца мормонизм напоминает ненаучную фантастику. Мормоны верят, что Христос был в Америке, а Новый Иерусалим — в штате Миссури. После смерти праведники получат свою планету и станут богами. Чтобы никого не обойти, они крестили умерших, например Анну Франк. И это - только начало.
Сам я встречался с мормоном за своим обеденным столом. Гостя привез мой школьный товарищ, поселившийся в Юте. Готовясь к испытанию, я выяснил, что мормонам нельзя пить не только алкоголь, не только кофе, но и кока-колу (с чем я как раз согласен). Гость, однако, оказался физиком и весельчаком. Между закуской и анекдотами он продемонстрировал такую снисходительность к нашим заблуждениям, что мы с товарищем всё-таки выпили. Примерно такой же терпимости ждут от Америки мормоны в этом году, когда один из них впервые стоит на полпути в Вашингтон. И если прошлые президентские выборы подвергли Америку испытанию на расизм, на этот раз стране предстоит выдержать экзамен по веротерпимости. К нему страну готовят новые труды о мормонизме, обзором которых займется книжный обозреватель “Американского часа” Марина Ефимова.
Метью Боуман, “Мормоны. Создание американской веры”.
Спенсер Флуман, “Странные люди: анти-мормонизм и создание религии в Америке 19 века”;
Джон Тёрнер. “Бригам Янг. Пионер и проповедник”.
Марина Ефимова: Книги о мормонах хлынули на американский книжный рынок, как только одним из реальных кандидатов в президенты стал Митт Ромни, выросший в мормонской среде и закончивший университет в мормонском штате Юта. Вообще говоря, история этой молодой ветви христианства, рожденной в Америке каких-нибудь полтора века назад, описана во всех подробностях, как и история ее основателя Джозефа Смита, ставшего жертвой религиозной нетерпимости и погибшего от рук разъяренных жителей штата Иллинойс в 1844 году. Главный последователь Смита - мормонский “Моисей” Бригам Янг - вывел своих единоверцев из враждебных восточных штатов и основал в Юте город Солт-Лэйк Сити. Не столь известные детали мормонской истории освещает в обзорной статье в журнале “Нью Йоркер” журналист Адам Гопник. Он пишет, в частности:
Диктор: “В мультирелигиозной Америке каждое религиозное и этническое меньшинство проходило период болезненной адаптации. Еврейским иммигрантам поначалу давали заниматься лишь розничной торговлей и киноиндустрией. За ирландскими католиками признавалось право содержать салуны и драться на кулачках. Мормоны были известны честностью, воздержанием (не пьют, не курят) и лояльностью. Поэтому, скажем, у знаменитого миллионера-эксцентрика Говарда Хьюза все советники и менеджеры были мормонами. Евреи и ирландские католики только в 50-х годах ХХ-го века добились признания за ними права заниматься любыми видами деятельности (в частности, управлять протестантами). И только тогда общество всерьез заинтересовалось подробностями их верований. Сейчас пришел черед мормонов”.
Марина Ефимова: В мультирелигиозной Америке и становление каждой религиозной деноминации сопровождалось нешуточной борьбой – не столько с государством, сколько друг с другом. Три мощных волны этой борьбы получили название “Великого пробуждения”. Вторая из этих трёх волн и вынесла на поверхность в начале 19 века Мормонизм вместе со множеством других сект, включая новые ответвления Методистской церкви. Большинство новых сект пропало и забылось. Что же помогло сохраниться такой новой и никакими традициями не поддержанной религии, как мормонизм? Вот как отвечает на этот вопрос Адам Гопник:
Диктор: “В “Книге Мормонов”, которая является мормонским вариантом Библии, говорится, что Христос после воскрешения посетил Америку, а через много веков ангел по имени Морони в лесу (на севере штата Нью-Йорк) посвятил избранника Джозефа Смита в суть истинной веры, изложенной на скрытых под землей золотых табличках. То есть, эта религия – исконно американская. Ангел спустился именно сюда и именно американцам дал знать, что их земля тоже Святая и у нее есть своя тайная история. Тысячи верующих привлекла эта “американизация” Библии”.
Марина Ефимова: “В мормонских проповедях, - пишет Мэтью Боуман в книге “Мормоны. Создание американской веры”, - проповедники почти никогда не цитируют свою Книгу, авторство которой скептики (вроде Марка Твена) приписывают самому Джозефу Смиту. Мормоны делают упор на то, что Книга – свидетельство святости и избранности самого Смита”.
Другая деталь мормонского учения: в проповедях Смита подчеркивалась божественная природа человека: “Господь, восседающий на троне, есть человек – как вы и я”. То есть, земному смертному, в принципе, доступна та же благая жизнь, которую когда-то, будучи человеком, вел Господь. Боуман и Флуман (автор книги “Странные люди”) пишут, что этот подход отпугнул от мормонизма христианские Церкви. “Они готовы признать, что человек создан по подобию Божьему, но уж никак не из той же плоти и крови”. Однако именно это привлекло многих верующих. Мормоны, как и кальвинисты, превозносили труд, но кальвинистам он не гарантировал Небеса обетованные, а для мормонов труд и святость шли рука об руку.
Еще одна немаловажная особенность. Мормоны отказываются сосредотачиваться на искуплении, на ужасной агонии распятого Христа, предпочитая делать упор на чудесном обращении человека в Бога. Вот почему в мормонских храмах не увидишь креста. В обзорной статье Адам Гопник пишет:
Диктор: “Мормоны считают, что традиционная Библия слишком много повествует о страданиях и слишком мало о достижениях Христа. Для них же Христос - не столько страдалец, сколько триумфатор”.
Марина Ефимова: В гонениях на мормонов в середине 19-го века главную роль сыграла не их вера, а их полигамия. В протестантской Америке можно было иметь много доктрин, но не много жён. Поэтому последователь Смита - Бригам Янг – увел свою паству на Запад и в 1847 году начал строить Храм в Солт-Лэйк Сити. Он стал правителем быстро размножавшейся общины на территориях Юты, Вайоминга, Колорадо и Невады. Биограф Тёрнер рисует Янга, с одной стороны, героем Запада типа персонажей актера Джона Уэйна, с другой – тираническим главой секты вроде Джима Джонса в Гаяне и Дэвида Кореша в Техасе.
Конец этой автономии наступил в 1875 году, когда мормоны перебили больше сотни забредших на их территорию мирных поселенцев. Президент Бьюкенен послал в Юту войска. Этот поворот в истории мормонизма описан Тёрнером:
Диктор: “Янг вооружил своих людей и поклялся, что лучше спалит Солт-Лэйк Сити, чем подчинится Вашингтону. Дело вполне могло окончиться новой резней – теперь уже мормонов – и бесславным концом этой религии в Америке. Однако Янг вовремя одумался. Он согласился на добровольное подчинение Вашингтону, а своим единоверцам представил в качестве оправдания одно латентное положение в учении Смита – освященный религией материализм. Он так это выразил: “Мы не будем ждать ангелов и создадим Сион на земле. Зачем давать врагам возможность отправить нас в лучший из миров, если и наш Солт-Лэйк Сити может быть не хуже””.
Марина Ефимова: Мормоны отказались и от автономии, и от демонстративной полигамии - в обмен на Юту и на терпимость к их религии. “С тех пор, - пишет Адам Гопник, - мормоны покончили с духовными изысканиями и приняли “евангелие материального процветания””. (В котором, добавим, они невероятно преуспели). Правда, справедливости ради журналист тут же признает, что в их случае (как часто бывало в Америке) “поворот от радикальных изысканий духа вел не только к вульгарному материальному благополучию, но и к спасительному социальному миру”.
Следующим американским президентом может стать мормон. Естественно, американцам важно знать, повлияла ли эта религия на его личность. Гопник пишет в “Нью Йоркере”:
Диктор: “Скорее всего, на Митта Ромни больше повлияла среда американского большого бизнеса и большой политики, чем наследие Джозефа Смита, - так же, как в характере католика Джона Кеннеди вряд ли можно было найти влияние Святого Августина. Тем не менее, учитывая странную веру Джозефа Смита, можно ожидать, что для Митта Ромни богатство – это в некотором роде благословение, и поэтому именно богатые должны управлять обществом”.
Марина Ефимова: Не исключено, что Адам Гопник прав относительно Ромни. Но те, кто, как я, побывал в Солт-Лэйк Сити и в соседнем Прово, надолго запомнят эти цветущие, абсолютно безопасные, доброжелательные и приветливые города. Думается, что мормонам и до сих пор свойственно гораздо больше добродетелей, чем только деловая сметка.