В лондонской галерее Тейт Британ 12 сентября открылась обширная выставка под названием "Прерафаэлиты: викторианский авангард". Выставка продлится до 13 января 2013 года, а будущим летом будет показана в Москве.
На выставке демонстрируются работы художников "Братства прерафаэлитов" – первого и крупнейшего британского художественного движения, оказавшего огромное влияние на становление современной европейской живописи и прикладного искусства. Здесь представлены около 180 работ прерафаэлитов, многие из которых поступили из других музеев и частных собраний – в частности, из обширной коллекции композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Это первая выставка такого масштаба в Тейт Британ с 1984 года, поэтому интерес к ней огромен.
Работы прерафаэлитов размещены в семи больших залах по тематическому принципу: история, природа, спасение, красота, земной рай, мифология, истоки и манифесты. Центральное место занимают произведения лидеров основанного в 1848 году "Братства прерафаэлитов": Данте Габриэля Россетти, Эдварда Бёрн-Джонса, Уильяма Холмана Ханта, Джона Эверетта Милле, Артура Хьюза, Мэдокса Брауна, Уильяма Уотерхауса. Кроме живописи, акварелей и рисунков, экспонируются и предметы декоративно-прикладного искусства: гобелены, ковры, мебель, ткани, книжные иллюстрации – в частности, работы одного из самых влиятельных членов движения, Уильяма Морриса, оказавшего огромное влияние на развитие европейского декоративного искусства. Один из кураторов выставки "Прерафаэлиты: викторианский авангард", профессор Тим Барринджер, в интервью Радио Свобода объясняет, почему устроители выставки считают искусство прерафаэлитов предтечей современного искусства:
– Мы считаем искусство прерафаэлитов викторианским авангардом и видим в нем признаки современного искусства потому, что они создали необычную, ненормативную для своего времени и радикальную живопись. Да, они вдохновлялись идеалами мастеров раннего Возрождения, но при этом полностью преобразили их идеи. Именно это вызывало негодование художественных критиков в 1848 году. Они не имитировали старое искусство, а превращали его в новую, невиданную до них живопись, используя собственные представления о мире. Прерафаэлиты выглядят частью искусства модерна еще и потому, что, подобно импрессионистам, кубистам или футуристам, выступили единой группой со своим манифестом. Они восстали против своих учителей и заявили, что намерены преобразить искусство и мир, – рассказывает Тим Барринджер.
Источником вдохновения прерафаэлитов была живопись раннего Возрождения – искусство до Рафаэля (отсюда и название этого художественного движения). На выставке экспонируются не только хорошо известные работы членов "Братства", но и никогда прежде не выставлявшиеся их картины. Наряду с хрестоматийными и широко растиражированными "Леди Лилит" Россетти, "Офелией" Милле или "Леди из Шалот" Уотерхауса в Тейт Британ выставлены и малоизвестные работы Джона Бретта, Форда Мэддокса Брауна, рисунки знаменитого художественного критика Джона Рёскина. В свое время искусство прерафаэлитов воспринималось как нарушающее все эстетические и нравственные нормы викторианского общества. Их художественные идеалы оказали огромное влияние на европейскую живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн, моду, книгоиздательство, на всю художественную атмосферу европейского модернизма. Профессор Барринджер считает, что и российская школа живописи не избежала этого влияния:
– Между прерафаэлитами и Россией существует определенная связь. Не думаю, что в начале существования "Братства" они были знакомы с русской иконой или с настенной живописью старых русских мастеров. Если бы они знали об этих произведениях, то наверняка были бы восхищены. Это русское искусство эстетически близко вдохновлявшему прерафаэлитов дорафаэлевскому художественному идеалу. Однако существует тесная связь между искусством прерафаэлитов и русской живописью XIX века. Например, Михаил Врубель был захвачен их художественными идеями. Он заимствовал некоторые элементы их стиля, преобразовав их в очень русскую художественную идиому, – говорит профессор Барринджер.
В наше время возрождается широкий интерес к искусству прерафаэлитов. Популярность их живописи несет на себе отпечатки массовой моды. Тиражирование работ Россети, Милле, Ханта, Бёрн-Джонса достигло глобальных масштабов. Чем можно объяснить небывалую популярность этих художников XIX века у современной аудитории? Профессор Тим Барринджер объясняет:
– Прерафаэлиты вновь стали модными во время экспансии поп-культуры в 60-е годы. Свойственный их искусству психоделический элемент пришелся по вкусу свингующему Лондону того времени. Кроме того, прерафаэлиты были озабочены идеей массового рынка. В частности, их привлекали проекты грандиозных выставок для широких масс. Они стремились тиражировать свои работы и распространять их так, как это делается в наше время. Конечно, у них не было интернета, но были другие средства тиражирования своих произведений. Так что в огромной мере их можно назвать современными художниками. Они вписались в тот мир поп-искусства, который существует в наше время. И это также одна из причин, по которой мы назвали их викторианским авангардом.
На выставке демонстрируются работы художников "Братства прерафаэлитов" – первого и крупнейшего британского художественного движения, оказавшего огромное влияние на становление современной европейской живописи и прикладного искусства. Здесь представлены около 180 работ прерафаэлитов, многие из которых поступили из других музеев и частных собраний – в частности, из обширной коллекции композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Это первая выставка такого масштаба в Тейт Британ с 1984 года, поэтому интерес к ней огромен.
Работы прерафаэлитов размещены в семи больших залах по тематическому принципу: история, природа, спасение, красота, земной рай, мифология, истоки и манифесты. Центральное место занимают произведения лидеров основанного в 1848 году "Братства прерафаэлитов": Данте Габриэля Россетти, Эдварда Бёрн-Джонса, Уильяма Холмана Ханта, Джона Эверетта Милле, Артура Хьюза, Мэдокса Брауна, Уильяма Уотерхауса. Кроме живописи, акварелей и рисунков, экспонируются и предметы декоративно-прикладного искусства: гобелены, ковры, мебель, ткани, книжные иллюстрации – в частности, работы одного из самых влиятельных членов движения, Уильяма Морриса, оказавшего огромное влияние на развитие европейского декоративного искусства. Один из кураторов выставки "Прерафаэлиты: викторианский авангард", профессор Тим Барринджер, в интервью Радио Свобода объясняет, почему устроители выставки считают искусство прерафаэлитов предтечей современного искусства:
– Мы считаем искусство прерафаэлитов викторианским авангардом и видим в нем признаки современного искусства потому, что они создали необычную, ненормативную для своего времени и радикальную живопись. Да, они вдохновлялись идеалами мастеров раннего Возрождения, но при этом полностью преобразили их идеи. Именно это вызывало негодование художественных критиков в 1848 году. Они не имитировали старое искусство, а превращали его в новую, невиданную до них живопись, используя собственные представления о мире. Прерафаэлиты выглядят частью искусства модерна еще и потому, что, подобно импрессионистам, кубистам или футуристам, выступили единой группой со своим манифестом. Они восстали против своих учителей и заявили, что намерены преобразить искусство и мир, – рассказывает Тим Барринджер.
Источником вдохновения прерафаэлитов была живопись раннего Возрождения – искусство до Рафаэля (отсюда и название этого художественного движения). На выставке экспонируются не только хорошо известные работы членов "Братства", но и никогда прежде не выставлявшиеся их картины. Наряду с хрестоматийными и широко растиражированными "Леди Лилит" Россетти, "Офелией" Милле или "Леди из Шалот" Уотерхауса в Тейт Британ выставлены и малоизвестные работы Джона Бретта, Форда Мэддокса Брауна, рисунки знаменитого художественного критика Джона Рёскина. В свое время искусство прерафаэлитов воспринималось как нарушающее все эстетические и нравственные нормы викторианского общества. Их художественные идеалы оказали огромное влияние на европейскую живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн, моду, книгоиздательство, на всю художественную атмосферу европейского модернизма. Профессор Барринджер считает, что и российская школа живописи не избежала этого влияния:
– Между прерафаэлитами и Россией существует определенная связь. Не думаю, что в начале существования "Братства" они были знакомы с русской иконой или с настенной живописью старых русских мастеров. Если бы они знали об этих произведениях, то наверняка были бы восхищены. Это русское искусство эстетически близко вдохновлявшему прерафаэлитов дорафаэлевскому художественному идеалу. Однако существует тесная связь между искусством прерафаэлитов и русской живописью XIX века. Например, Михаил Врубель был захвачен их художественными идеями. Он заимствовал некоторые элементы их стиля, преобразовав их в очень русскую художественную идиому, – говорит профессор Барринджер.
В наше время возрождается широкий интерес к искусству прерафаэлитов. Популярность их живописи несет на себе отпечатки массовой моды. Тиражирование работ Россети, Милле, Ханта, Бёрн-Джонса достигло глобальных масштабов. Чем можно объяснить небывалую популярность этих художников XIX века у современной аудитории? Профессор Тим Барринджер объясняет:
– Прерафаэлиты вновь стали модными во время экспансии поп-культуры в 60-е годы. Свойственный их искусству психоделический элемент пришелся по вкусу свингующему Лондону того времени. Кроме того, прерафаэлиты были озабочены идеей массового рынка. В частности, их привлекали проекты грандиозных выставок для широких масс. Они стремились тиражировать свои работы и распространять их так, как это делается в наше время. Конечно, у них не было интернета, но были другие средства тиражирования своих произведений. Так что в огромной мере их можно назвать современными художниками. Они вписались в тот мир поп-искусства, который существует в наше время. И это также одна из причин, по которой мы назвали их викторианским авангардом.