Ссылки для упрощенного доступа

Колонка редактора


Совсем недавно я открыл новое для себя слово — трендсеттер. Для тех, кто вдруг еще не в курсе, поясню: данным термином обозначают человека, определяющего некие социокультурные тенденции и создающего для определенной части общества новые прецеденты, ориентиры и маяки. Мудреное слово вспомнилось мне в связи с очередными голодовками, упоминание о которых появлялось в конце ушедшего уже сентября на страницах СМИ. Складывается впечатление, что эта форма протеста, исторические и смысловые корни которой уходят в глубокую древность, становится в России вынужденной …почти что модой, трендом — благодаря тому, что в случае своей массовости имеет все же некие шансы на конкретные результаты. В отличие от пикетов, демонстраций, митингов и разнообразных флэш—мобов.
Еще 14 февраля 2011 года предприятие «Пермский абразивный завод» было признано банкротом, а фактически обанкротилось еще раньше. С 2010 года сотрудникам, большая часть из которых давно перешла в категорию «бывших», не выдают зарплату. Сумма долга превысила шесть миллионов рублей. Борьба простых работяг за свои деньги шла более 15 месяцев: были митинги, пикеты, многочисленные обращения во все инстанции и даже суд, вынесший решение в пользу истцов. Вот уж полтора года, как исполнение этого решения находится в исполнительном производстве у судебных приставов, а «воз и ныне там».
Сдвинуться с мертвой точки ему помогла объявленная 28 октября голодовка, в которой приняли участие четыре человека. О ней тут же заговорил Интернет. А уже на следующий день к голодающим прибыл лично губернатор Басаргин, пообещавший решить проблему в течение недели.
Чуть ранее на заводе ЗАО "Автомобили и моторы Урала" в Новоуральске Свердловской области была приостановлена голодовка 104 человек, связанная опять—таки с зарплатой: ее не выдают уже год — скопился долг в 28 миллионов. Через две недели в городе пройдут выборы мэры, и скандальные происшествия накануне столь ответственного события властям области совсем не нужны. Именно с этим обстоятельством местные жители и связывают возникшее вдруг внимание губернатора Куйвашева к своим проблемам. Рабочие приостановили голодовку до 1 октября — если к этой дате долги не ликвидируют, акция продолжится.
В том же сентябре все в той же Свердловской области голодали 30 бывших рабочих Верхнесинячихинского металлургического завода, требовавшие выходное пособие за 1–2 месяца и компенсации за отпуск, а также несогласные с планами собственника О.Дерепаски сократить тысячу человек на Богословском алюминиевом заводе рабочие и даже три депутата. В Краснотурьинске, где находится предприятие, на 14 октября также запланированы выборы мэра. И власти сделали все, чтобы успокоить протестующих. Голодовка приостановлена. Пока. Но этот тренд, как уверяют эксперты Центра социально-трудовых прав, будет только нарастать. Ибо, как заявили участники протестной акции в Верхней Синячихе: «Митинговать у нас в стране сейчас запрещено, бастовать запрещено. Нам остается только, рискуя здоровьем, отстаивать свои права».
Что ж, эти слова не лишены логики. Во всяком случае, пока депутаты Госдумы не объявили голодовку, к примеру, административным правонарушением и не ввели за нее штрафы по полмиллиона. Что, не верится? А вы перечитайте самую известную сказку Джанни Родари. Заодно освежите в памяти, чем там все кончилось.
PS Утром 1 октября стало известно о том, что бывшие работники металлургического завода в Верхней Синячихе возвобновили свою голодовку. Несмотря на обещания министра промышленности и науки Свердловской области Владислава Пинаева, с рабочими так и не рассчитались: долги по невыплаченным компенсациям за неиспользованные отпуска и выходным пособиям составляют на сегодняшний день 5,5 млн. рублей. Голодать бывшие работники завода намерены прямо на улице у здания заводоуправления, поставив палатки.
XS
SM
MD
LG