Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Коба Ликликадзе: «Время черного пиара Грузия должна оставить в прошлом»


Коба Ликликадзе
Коба Ликликадзе
Главная политическая новость дня в Грузии, где в результате парламентских выборах к управлению страной приходит оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» во главе с бизнесменом Бидзиной Иванишвили – обсуждение нового состава кабинета министров и перспективы досрочной отставки Михаила Саакашвили с поста президента республики. Иванишвили сегодня несколько скорректировал свою позицию, заявив, что в ультимативной форме не намеревается добиваться проведения досрочных президентских выборов. О политической ситуации в Тбилиси размышляет обозреватель грузинской службы РС Коба Ликликадзе.


– Самое важное, пожалуй – заявление лидера коалиции «Грузинская мечта» о том, что он формирует специальную группу, которая будет работать с президентом Саакашвили до 20 октября, для формирования нового состава кабинета министров. Иванишвили подчеркивает важность того, чтобы в этот период в стране был конституционный порядок, чтобы работали все государственные структуры. На вчерашней пресс-конференции, как выяснилось, господин Иванишвили не совсем четко выразился в отношении Михаила Саакашвили. Пассаж о необходимости досрочной отставки президента прозвучал и как совет, и как ультиматум: дескать, для самого Саакашвили было бы лучше подать в отставку и назначить досрочные новые президентские выборы. Но сейчас Иванишвили уточнил позицию: это не ультиматум, а пожелание.

- Возможны ли прямые контакты Михаила Саакашвили и Бидзины Иванишвили?

– А почему нет? Начнем с того, что Саакашвили сделал мужественный шаг - он признал поражение и заявил, что правящая партия, которая правила страной почти 9 лет, уходит в оппозицию. Тем самым он открыл новые возможности для политического развития ситуации. Он имеет право на то, чтобы и с другой стороны услышать конструктивные заявления. Те люди, которые сейчас в оппозиции и у власти, очень хорошо друг друга знают, многие из них были когда-то в приятельских, в родственных даже отношениях. Когда дело касается интересов государства – даже с врагом можно найти общий язык, не то что с бывшими друзьями и бывшими политическими соратниками.

В парламенте Грузии 150 депутатских мест, подсчет голосов еще продолжается, но результаты выборов почти ясны. Понятна конфигурация парламента - сколько точно мандатов получает "Грузинская мечта", проходят ли третьи силы в парламент?

– Если данные ЦИК заметно не изменятся (остается непонятной ситуация в некоторых мажоритарных округах), то у "Грузинской мечты" около 85 мандатов, все остальное – у Единого Национального движения. Ни одна другая политическая сила «не перешагнула» через пятипроцентный барьер. Учитывая то, что оппозиционная коалиция очень многообразна, в нее входят 7 или 8 партий, то формально можем сказать, что парламент в Грузии все-таки будет многопартийным.

Иванишвили - политик с небольшим стажем, но зато он опытный бизнесмен. Он будет премьер-министром, который занимается в основном экономическими вопросами?

– Сложно сказать, потому что в заявлениях господина Иванишвили иногда заметны разночтения. Он говорит, например, что будет премьер-министром всего два года, все сделает для того, чтобы создать в правительстве сильную команду, после чего опять вернется в общественную жизнь и будет активным общественным деятелем. Ну, поживем – увидим. Говорят, что аппетит приходит во время еды, и может, Иванишвили понравится быть в политике; может быть, в стране создастся ситуация, при которой уйти со своего поста ему будет сложно.

- В Грузии заметен большой перепад общественных настроений. Многие обозреватели говорят о том, что минувшая выборная кампания была самой грязной в истории грузинской демократии. А сейчас тон резко сменился, с обеих сторон звучат примирительные заявления. Как люди, которые обвиняли друг друга во всех смертных грехах, а сейчас говорят о том, что готовы сотрудничать, будут налаживать конструктивный диалог?

– Знаете, это характерная черта грузинского народа - злиться друг на друга, компромат выплескивать, а потом найти общий язык. Я думаю, что сейчас как раз улеглись нездоровые страсти, пришло время трезвой оценки ситуации. Последние заявления из обоих лагерей меня лично настраивают на мысль, что компроматы могут остаться позади, и мы будем видеть настоящую деловую критику.

В Грузии в последние годы было однопартийное правительство. Сколь сильно органы государственной власти зависят от членов партии Михаила Саакашвили? Очевидно, произойдет смена в управлении страной. Всех придется менять?

– Судя по высказываниям лидеров коалиции, они могут сотрудничать с представителями уходящей от власти партии, но никого из бывших министров на своих должностях не оставят. Раздаются заявления о том, что некоторых даже нужно судить. Во время пребывания у власти Саакашвили партийная линия в государственных органах была твердой, почти все министры – только два или три исключения можно назвать - были членами Единого Национального движения. Политизированность органов управления представляет собой проблему, с этим надо очень тонко бороться. В "Грузинской мечте", впрочем, говорят о том, что многие профессионалы на своих местах останутся.

Одно из последствий этой кампании - громкие уголовные расследования, связанные со злоупотреблениями офицеров и высокопоставленных чиновников из системы исполнения наказаний. Даже если представить себе, что система правосудия в Грузии абсолютно независима, понятно, что расследование и суд по этим делам могут сложиться по-разному - могут затронуть только непосредственных исполнителей, а могут и тех, кого можно назвать политическими заказчиками преступлений…

– Эксперты подтверждают, что система правосудия в Грузии была очень зависима от правящей партии, от правительства. Как бы не случилось, что намеки или предложения от новой власти прокуроры и судьи воспримут как приказ. Сейчас в социальных сетях вот что просматривается: чиновники начали публикацию компроматов друг на друга: чтобы спасти себя, дают материалы на другого. Всех судей поменять невозможно, потому что некоторые, согласно закону, назначены сроком на 10-15 лет. Надо им давать возможность работать, исполнять свое дело честно и добросовестно.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»
XS
SM
MD
LG