Он родился первого января. Родильный дом находился в столице автомобильной промышленности – Детройте. Городок этот так же был родиной многих джазменов, потому что на заводах “города Моторов”, как его еще называли, трудились афроамериканцы, а их музыкой был именно джаз.
Название города происходит от французского пролив - detroit, так как город был основан в 1701 году французским офицером по имени Антуан Ломе де Ла Мот-Кадиьяк (не Кадильяк, как пишет русская Вики!). Это неизбежно наводит на мысль, о том, что, если форд, это фамилия Генри Форда, то Кадиллак это на американский манер произнесенное имя первого колониста. Как мы знаем, с французской колонизацией Северной Америки, кроме части Канады и на какое-то время Луизианы, ничего не вышло. Но это иная тема! Кстати, имя еще одной кареты на бензиновой тяге, это имя вождя восставших индейцев тех же окрестностей - Понтиака.
Но, стоп! Нас интересует мамаша Джексон! Это она родила мальчонку, назвав его Милтоном. Кличку ему подарили гораздо позже его коллеги, которые в буквальном смысле “дружески издевались друг над другом", как пишет Билл Кроу. Милта звали Bags. Нужен конкретный пример, чтобы понять – почему Bags. Скорее всего, это мешки под глазами, плохая работа почек и плохо же дистиллированный джин.
Милт Джексон играл почти со всеми великими современниками. От Коулмэна Хокинса, Телониуса Монка, Чарли Паркера, Оскара Питерсона, Уеза Монтгомери, Майлза Дейвиса, Хораса Силвера, Джо Пасса, затрагивая только верхние строчки джазовой афиши. И при всем при этом он играл в “Современном Джазовом Квартете”, который без него был бы просто классическим Трио Джона Льюиса.
Первым контактом с живой музыкой была для Милта, конечно же, церковь: хор, орган и духовные песнопения. Родители приветствовали его увлечение музыкой и отправили учиться в мичиганский государственный музыкальный колледж. Здесь Милт получил солидную теоретическую базу, начал играть на фортепьяно, вибрафоне, контрабасе и гитаре. Его брат Элвин – стал контрабасистом. Как и большинство его одногодков, Милт играть начинал в местных оркестрах, на танцах. Одновременно по пластинкам и, слушая радио, он узнал о только что зародившемся течении – бибопе. Милт Джексон отличался от своих предшественников Адриана Роллини и Реда Норво, которые с трудом перешли от ксилофонов к вибрафонам, а так же от такого гиганта, как Лайонел Хэмптон, тем, что он играл экспрессивный двенадцатитактовый блюз в медленном темпе. Осциллятор его вибрафона был настроен на 3 и 3 десятых оборота в секунду, что позволяло Милту играть с особой деликатностью и элегантным вибрато. К примеру, Лайонел Хэмптон настраивал осциллятор на 10 оборотов в секунду.
Диззи Гиллеспи, открывший Милта и перетащивший его в Нью-Йорк, в середине пятидесятых не только был лидирующим бопером, но и руководил оркестром. По традиции большие оркестры держали на сцене малое комбо, и когда большой оркестр умолкал, а Диззи заставлял духовую секцию играть на верхотуре и музыканты просто валились с ног, вступало малое комбо. У Диззи в это комбо входили: Милт Джексон, пианист Джон Льюис, контрабасист Рей Браун и ударник Кенни Кларк. Вот это комбо однажды и покинуло оркестр Гиллеспи и превратилось сначала в квартет Милта Джексона, а затем (затем Перси Хис сменил Рея Брауна, а Конни Кэй – Кенни Клука Кларка) - в знаменитый “Современный Джазовый Квартет”, MJQ.
На первых порах “Бэгс” играл лидирующую роль. Но постепенно блюзовому пульсированию вибрафона Джон Льюис противопоставил почти классическое звучание фортепьяно. Форма была найдена, успех был колоссален. MJQ в свой первый период не разлучался целых двадцать лет. Так что нам знаком Милт Джексон именно по MJQ, а уж потом, как самостоятельный музыкант или сайдмэн. Дотяни Милт Джексон до наших дней, на этой неделе ему исполнилось бы 90! Милт же дотянул до 76 и на этом эпопея “Современного Джазового квартета” сошла на нет. Но память об этой четвертке жива и все они, вся четвертка, навсегда вписаны в историю джаза.
Название города происходит от французского пролив - detroit, так как город был основан в 1701 году французским офицером по имени Антуан Ломе де Ла Мот-Кадиьяк (не Кадильяк, как пишет русская Вики!). Это неизбежно наводит на мысль, о том, что, если форд, это фамилия Генри Форда, то Кадиллак это на американский манер произнесенное имя первого колониста. Как мы знаем, с французской колонизацией Северной Америки, кроме части Канады и на какое-то время Луизианы, ничего не вышло. Но это иная тема! Кстати, имя еще одной кареты на бензиновой тяге, это имя вождя восставших индейцев тех же окрестностей - Понтиака.
Но, стоп! Нас интересует мамаша Джексон! Это она родила мальчонку, назвав его Милтоном. Кличку ему подарили гораздо позже его коллеги, которые в буквальном смысле “дружески издевались друг над другом", как пишет Билл Кроу. Милта звали Bags. Нужен конкретный пример, чтобы понять – почему Bags. Скорее всего, это мешки под глазами, плохая работа почек и плохо же дистиллированный джин.
Милт Джексон играл почти со всеми великими современниками. От Коулмэна Хокинса, Телониуса Монка, Чарли Паркера, Оскара Питерсона, Уеза Монтгомери, Майлза Дейвиса, Хораса Силвера, Джо Пасса, затрагивая только верхние строчки джазовой афиши. И при всем при этом он играл в “Современном Джазовом Квартете”, который без него был бы просто классическим Трио Джона Льюиса.
Первым контактом с живой музыкой была для Милта, конечно же, церковь: хор, орган и духовные песнопения. Родители приветствовали его увлечение музыкой и отправили учиться в мичиганский государственный музыкальный колледж. Здесь Милт получил солидную теоретическую базу, начал играть на фортепьяно, вибрафоне, контрабасе и гитаре. Его брат Элвин – стал контрабасистом. Как и большинство его одногодков, Милт играть начинал в местных оркестрах, на танцах. Одновременно по пластинкам и, слушая радио, он узнал о только что зародившемся течении – бибопе. Милт Джексон отличался от своих предшественников Адриана Роллини и Реда Норво, которые с трудом перешли от ксилофонов к вибрафонам, а так же от такого гиганта, как Лайонел Хэмптон, тем, что он играл экспрессивный двенадцатитактовый блюз в медленном темпе. Осциллятор его вибрафона был настроен на 3 и 3 десятых оборота в секунду, что позволяло Милту играть с особой деликатностью и элегантным вибрато. К примеру, Лайонел Хэмптон настраивал осциллятор на 10 оборотов в секунду.
Диззи Гиллеспи, открывший Милта и перетащивший его в Нью-Йорк, в середине пятидесятых не только был лидирующим бопером, но и руководил оркестром. По традиции большие оркестры держали на сцене малое комбо, и когда большой оркестр умолкал, а Диззи заставлял духовую секцию играть на верхотуре и музыканты просто валились с ног, вступало малое комбо. У Диззи в это комбо входили: Милт Джексон, пианист Джон Льюис, контрабасист Рей Браун и ударник Кенни Кларк. Вот это комбо однажды и покинуло оркестр Гиллеспи и превратилось сначала в квартет Милта Джексона, а затем (затем Перси Хис сменил Рея Брауна, а Конни Кэй – Кенни Клука Кларка) - в знаменитый “Современный Джазовый Квартет”, MJQ.
На первых порах “Бэгс” играл лидирующую роль. Но постепенно блюзовому пульсированию вибрафона Джон Льюис противопоставил почти классическое звучание фортепьяно. Форма была найдена, успех был колоссален. MJQ в свой первый период не разлучался целых двадцать лет. Так что нам знаком Милт Джексон именно по MJQ, а уж потом, как самостоятельный музыкант или сайдмэн. Дотяни Милт Джексон до наших дней, на этой неделе ему исполнилось бы 90! Милт же дотянул до 76 и на этом эпопея “Современного Джазового квартета” сошла на нет. Но память об этой четвертке жива и все они, вся четвертка, навсегда вписаны в историю джаза.