Выставка "Pussy Riot и российская традиция художественного протеста" в пражской галерее Meet Factory начинается графической серией Виктории Ломаско, посвященной еще свежим в памяти событиям: демонстрациям, начавшимся после третьего переизбрания Владимира Путина на пост президента. В "Дневнике оппозиционных протестов" Ломаско рассказывает иностранцу – поскольку выставка предназначена именно ему, - что происходило
По словам куратора, главная цель выставки – продемонстрировать, что перформансы и арт-активизм, которые выдвигают политические требования, а иногда и сами являются протестом, – это явления искусства, связанные с традицией, существующей в России на протяжении нескольких десятков лет, начиная с 70-х годов, когда возник соц-арт. Ерофеев считает, что акции Pussy Riot и группы "Война" и даже массовые протестные действия – это части эстетически связанных художественных перформансов. Таким образом, между членами группы Pussy Riot и теми, кто вышел на Болотную площадь, поставлен знак равенства. В доказательство этого – работа Лусинэ Джанян и Алексея Кнедляковского, выставивших в галерее собранную ими коллекцию надписей на плакатах, с которыми люди выходили на акции протестов против фальсификации выборов.
Одна из стен галереи Meet Factory была отдана под схему развития русского перформанса: соц-арт (1970–1980), радикальный активизм (1990–2000) и арт-активизм (2000–2010). Каждый этап сопровождается списком фамилий художников и художественных групп, а также упоминаниями об уголовных делах, которые заводили в России в связи с выставками и художественными акциями. Этот исторический экскурс завершает напоминание о суде над членами группы Pussy Riot с видеодокументацией их самых известных перформансов – на Лобном месте и в Храме Христа Спасителя. Куратор Андрей Ерофеев надеется, что выставка поможет в очередной раз напомнить о происходящем в России и – как это случалось в советское время – западное общество будет продолжать требовать отмены несправедливого судебного решения в отношении членов Pussy Riot. Подобная выставка, по его словам, в России состояться сейчас не может, потому что "под влиянием судов, оказываемого на художественную среду давления и даже репрессий кураторы галерей стали бояться и стараются не поднимать такие острые темы".
Выставка "Pussy Riot и российская традиция художественного протеста" будет показана в Праге, Париже и Милане. Чешская галерея Meet Factory первой откликнулась на предложение выставить русское протестное искусство. Куратор галереи Карина Коттова объясняет, что в Чехии проектом Андрея Ерофеева заинтересовались потому, что здесь тоже существует традиция политического активизма: "Нам это близко, хотя то, что делалось в Чехословакии, отличается от того, что возникало в Советском Союзе и теперь – в России. В период диктатуры чешские художники тоже обращались к перформансу, в котором видели возможность противостоять политическим обстоятельствам. В этом смысле параллели очевидны, и эта выставка позволяет сравнить две традиции".
в период с 4 декабря 2011 года по 15 сентября 2012 года. Ее повествование заканчивается "Маршем миллионов". Для тех, кто хочет узнать, что последовало за этим, в том же зале есть плакаты с "Марша против подлецов" с фотографиями депутатов Государственной думы, принявших закон о запрете на усыновление российских сирот гражданами США. "Мы сделали, по-моему, все возможное, чтобы выставка была понятна и дидактически раскрыта", – говорит куратор Андрей Ерофеев. Он подчеркивает, что не пытался рассказать европейскому зрителю обо всех акциях протеста, состоявшихся в России в последние несколько лет, а только о тех, у которых очевидна художественная составляющая – "емкий, ясный, превалирующий образ". Ерофеев приводит в пример акцию "Белый круг", когда люди с белыми ленточками встали вдоль всего Садового кольца Москвы: "Кремль оказался охвачен белым кольцом, в плену у этого белого кольца". Еще один образ – это сотни портретов депутатов,
отправленные участниками "Марша против подлецов" в огромный бак для мусора. "В центре площади получилась красивая и замечательная, похожая на куст или фонтан инсталляция – такой коллективный портрет Государственной думы с надписями "Позор!", – рассказывает Ерофеев.По словам куратора, главная цель выставки – продемонстрировать, что перформансы и арт-активизм, которые выдвигают политические требования, а иногда и сами являются протестом, – это явления искусства, связанные с традицией, существующей в России на протяжении нескольких десятков лет, начиная с 70-х годов, когда возник соц-арт. Ерофеев считает, что акции Pussy Riot и группы "Война" и даже массовые протестные действия – это части эстетически связанных художественных перформансов. Таким образом, между членами группы Pussy Riot и теми, кто вышел на Болотную площадь, поставлен знак равенства. В доказательство этого – работа Лусинэ Джанян и Алексея Кнедляковского, выставивших в галерее собранную ими коллекцию надписей на плакатах, с которыми люди выходили на акции протестов против фальсификации выборов.
Одна из стен галереи Meet Factory была отдана под схему развития русского перформанса: соц-арт (1970–1980), радикальный активизм (1990–2000) и арт-активизм (2000–2010). Каждый этап сопровождается списком фамилий художников и художественных групп, а также упоминаниями об уголовных делах, которые заводили в России в связи с выставками и художественными акциями. Этот исторический экскурс завершает напоминание о суде над членами группы Pussy Riot с видеодокументацией их самых известных перформансов – на Лобном месте и в Храме Христа Спасителя. Куратор Андрей Ерофеев надеется, что выставка поможет в очередной раз напомнить о происходящем в России и – как это случалось в советское время – западное общество будет продолжать требовать отмены несправедливого судебного решения в отношении членов Pussy Riot. Подобная выставка, по его словам, в России состояться сейчас не может, потому что "под влиянием судов, оказываемого на художественную среду давления и даже репрессий кураторы галерей стали бояться и стараются не поднимать такие острые темы".
Выставка "Pussy Riot и российская традиция художественного протеста" будет показана в Праге, Париже и Милане. Чешская галерея Meet Factory первой откликнулась на предложение выставить русское протестное искусство. Куратор галереи Карина Коттова объясняет, что в Чехии проектом Андрея Ерофеева заинтересовались потому, что здесь тоже существует традиция политического активизма: "Нам это близко, хотя то, что делалось в Чехословакии, отличается от того, что возникало в Советском Союзе и теперь – в России. В период диктатуры чешские художники тоже обращались к перформансу, в котором видели возможность противостоять политическим обстоятельствам. В этом смысле параллели очевидны, и эта выставка позволяет сравнить две традиции".