Сегодня стало известно, что Ирина Антонова покинет пост директора ГМИИ имени Пушкина. Об этом на совместной пресс-конференции с Ириной Антоновой сообщил министр культуры Владимир Мединский. По его словам, Антонова, возглавлявшая музей с 1961 года, станет его президентом. Новым директором Государственного музея изобразительных искусств станет галерист и искусствовед Марина Лошак, до назначения работавшая арт-директором московского музейно-выставочного объединения "Столица". В него входят "Манеж", "Новый Манеж", музей "Рабочий и колхозница" и несколько других.
Ирина Антонова, которой в марте этого года исполнился 91 год, возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина более полувека – 52 года. Она провела в музее крупнейшие международные выставки, в частности, "Москва – Париж", "Москва – Берлин". В 1974 году в Пушкинском в течение нескольких месяцев выставлялась "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, привезенная из Лувра. В последние годы благодаря Антоновой в Москве прошел десяток выставок крупнейших итальянских и английских художников: Караваджо, Тициана, Уильяма Тернера и других.
Еще один грандиозный замысел Антоновой так и не был реализован, а по мнению ряда наблюдателей и стал одной из реальных причин отставки. 15 лет Ирина Антонова выступала с идеей воссоздания Музея нового западного искусства, для чего предлагала разделить коллекцию Эрмитажа. Дискуссия обострилась, когда Антонова выступила с этой идеей во время прямой линии с президентом в апреле этого года. Музей нового западного искусства был создан в 1923 году на основе двух национализированных коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. В коллекцию музея входили произведения Моне, Гогена, Пикассо, Матисса и других мастеров 19-20 веков. По приказу властей после войны музей был расформирован, часть картин была направлена в ГМИИ имени Пушкина, другая в Эрмитаж. Для воссоздания Музея нового западного искусства Ирина Антонова хотела перевести в Москву из Эрмитажа картины из коллекции Щукина и Морозова. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский был категорически против, его поддержали многие деятели культуры.
Об уходе Ирины Антоновой с поста директора Пушкинского музея и о назначении на этот пост Марины Лошак говорит галерист Марат Гельман:
"Я считаю, что это хорошо. Я бы так сказал – этого ждали так давно, что уже даже перестали ожидать. Директор музея – это же не почетная должность. Это очень много важной работы. А Ирина Антонова уже в возрасте. С моей точки зрения, все сделано корректно. Она получила должность президента фонда. Ее надо чествовать, вспоминать ее заслуги, а заслуги у нее перед государством большие. Даже тогда, когда это было в ущерб ее собственной репутации, она была на стороне государства. Все помнят историю с трофейным искусством, когда Ирина Антонова говорила долгое время музейному сообществу, что никакого трофейного искусства в музее нет. Потом выяснилось, что оно все-таки было. Вот как она понимала защиту государственных интересов. Она была директором-тяжеловесом, человеком, с чьим мнением считались. Но ее уже давно нужно было менять на этом посту".
Что можно сказать о преемнице Ирины Антоновой, Марине Лошак?
"Фигура Марины Лошак, мне кажется, просто отличная. В принципе, на пост директора ГМИИ было несколько серьезных претендентов: Михаил Каменский, Виктор Мизиано. Марина Лошак, кроме того, что она профессионал и увлеченный человек, обладает удивительным характером. Пушкинский музей сейчас нуждается в помощи коллег-профессионалов. Мне кажется, что Мариша Лошак сможет их вокруг себя объединить".
Искусствовед Андрей Ерофеев полагает, что Марине Лошак придется серьезно потрудиться для того, чтобы Пушкинский музей стал более современным центром мирового искусства:
«Пушкинский музей невозможно назвать музеем западного искусства, ибо никакого западного или современного международного искусства там нет. В этом музее все остановилось на начале ХХ века, за исключением нескольких произведений. Есть огромная лакуна несобранного искусства всего ХХ века, особенно второй его половины, и начала XXI века. Такая задача - собрать колоссальный кусок искусства с великолепными мастерами, с дорогими произведениями, которые побивают цены на аукционах - непосильна для Марины Лошак, конечно, каким бы активным не был новый директор. Прежде всего, никто не будет выделять такое количество денег на приобретение зарубежного искусства. Я очень симпатизирую Марине Лошак, желаю ей всяческих успехов на этом посту. Но представляю, что перед ней стоит невероятно сложная, невыполнимая задача. Которую, видимо, надо как-то сократить и начать собирать не все искусство ХХ века, а то, что происходит сегодня на международной художественной сцене. Собирать полноценный музей не только западного, но и восточного мирового искусства (Китай, Япония, Южная Корея и т. д.). Чтобы, все-таки, Москва варилась не только в собственном соку, а имела представление о том, что происходит за ее пределами, в других художественных центрах мира.
- Как вы думаете, после ухода Ирины Антоновой с поста директора Пушкинского музея конфликт между Пушкинским и «Эрмитажем» исчерпан?
«Он уже исчерпан, еще до ухода. Мне кажется, это предложение было отвергнуто подавляющим большинством. 99 процентов художественного сообщества его не приняло».
В интервью Интерфаксу Ирина Антонова пояснила, что подала заявление об уходе "по собственному желанию". А Владимир Толстой, праправнук знаменитого писателя и советник президента Путина по культуре и искусству, рассказал агентству РИА "Новости", что преемника себе Антонова выбрала сама после серии консультаций и личных встреч.
Ирина Антонова, которой в марте этого года исполнился 91 год, возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина более полувека – 52 года. Она провела в музее крупнейшие международные выставки, в частности, "Москва – Париж", "Москва – Берлин". В 1974 году в Пушкинском в течение нескольких месяцев выставлялась "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, привезенная из Лувра. В последние годы благодаря Антоновой в Москве прошел десяток выставок крупнейших итальянских и английских художников: Караваджо, Тициана, Уильяма Тернера и других.
Еще один грандиозный замысел Антоновой так и не был реализован, а по мнению ряда наблюдателей и стал одной из реальных причин отставки. 15 лет Ирина Антонова выступала с идеей воссоздания Музея нового западного искусства, для чего предлагала разделить коллекцию Эрмитажа. Дискуссия обострилась, когда Антонова выступила с этой идеей во время прямой линии с президентом в апреле этого года. Музей нового западного искусства был создан в 1923 году на основе двух национализированных коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. В коллекцию музея входили произведения Моне, Гогена, Пикассо, Матисса и других мастеров 19-20 веков. По приказу властей после войны музей был расформирован, часть картин была направлена в ГМИИ имени Пушкина, другая в Эрмитаж. Для воссоздания Музея нового западного искусства Ирина Антонова хотела перевести в Москву из Эрмитажа картины из коллекции Щукина и Морозова. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский был категорически против, его поддержали многие деятели культуры.
Об уходе Ирины Антоновой с поста директора Пушкинского музея и о назначении на этот пост Марины Лошак говорит галерист Марат Гельман:
"Я считаю, что это хорошо. Я бы так сказал – этого ждали так давно, что уже даже перестали ожидать. Директор музея – это же не почетная должность. Это очень много важной работы. А Ирина Антонова уже в возрасте. С моей точки зрения, все сделано корректно. Она получила должность президента фонда. Ее надо чествовать, вспоминать ее заслуги, а заслуги у нее перед государством большие. Даже тогда, когда это было в ущерб ее собственной репутации, она была на стороне государства. Все помнят историю с трофейным искусством, когда Ирина Антонова говорила долгое время музейному сообществу, что никакого трофейного искусства в музее нет. Потом выяснилось, что оно все-таки было. Вот как она понимала защиту государственных интересов. Она была директором-тяжеловесом, человеком, с чьим мнением считались. Но ее уже давно нужно было менять на этом посту".
Что можно сказать о преемнице Ирины Антоновой, Марине Лошак?
"Фигура Марины Лошак, мне кажется, просто отличная. В принципе, на пост директора ГМИИ было несколько серьезных претендентов: Михаил Каменский, Виктор Мизиано. Марина Лошак, кроме того, что она профессионал и увлеченный человек, обладает удивительным характером. Пушкинский музей сейчас нуждается в помощи коллег-профессионалов. Мне кажется, что Мариша Лошак сможет их вокруг себя объединить".
Искусствовед Андрей Ерофеев полагает, что Марине Лошак придется серьезно потрудиться для того, чтобы Пушкинский музей стал более современным центром мирового искусства:
«Пушкинский музей невозможно назвать музеем западного искусства, ибо никакого западного или современного международного искусства там нет. В этом музее все остановилось на начале ХХ века, за исключением нескольких произведений. Есть огромная лакуна несобранного искусства всего ХХ века, особенно второй его половины, и начала XXI века. Такая задача - собрать колоссальный кусок искусства с великолепными мастерами, с дорогими произведениями, которые побивают цены на аукционах - непосильна для Марины Лошак, конечно, каким бы активным не был новый директор. Прежде всего, никто не будет выделять такое количество денег на приобретение зарубежного искусства. Я очень симпатизирую Марине Лошак, желаю ей всяческих успехов на этом посту. Но представляю, что перед ней стоит невероятно сложная, невыполнимая задача. Которую, видимо, надо как-то сократить и начать собирать не все искусство ХХ века, а то, что происходит сегодня на международной художественной сцене. Собирать полноценный музей не только западного, но и восточного мирового искусства (Китай, Япония, Южная Корея и т. д.). Чтобы, все-таки, Москва варилась не только в собственном соку, а имела представление о том, что происходит за ее пределами, в других художественных центрах мира.
- Как вы думаете, после ухода Ирины Антоновой с поста директора Пушкинского музея конфликт между Пушкинским и «Эрмитажем» исчерпан?
«Он уже исчерпан, еще до ухода. Мне кажется, это предложение было отвергнуто подавляющим большинством. 99 процентов художественного сообщества его не приняло».
В интервью Интерфаксу Ирина Антонова пояснила, что подала заявление об уходе "по собственному желанию". А Владимир Толстой, праправнук знаменитого писателя и советник президента Путина по культуре и искусству, рассказал агентству РИА "Новости", что преемника себе Антонова выбрала сама после серии консультаций и личных встреч.