66-й Международный кинофестиваль в Локарно открывается 7 августа и продлится десять дней. О его отличительных чертах и программе этого года рассказывает кинокритик Андрей Плахов.
– Можно ли назвать какую-то главную особенность кинофестиваля в Локарно?
– Для меня их две. Первое – это единственный фестиваль, по крайней мере, из мне известных, где просмотр происходит на открытом воздухе. И это действительно потрясающее зрелище: фильмы показывают на Пьяцца Гранде, посреди старинного города, в огромном открытом кинозале, вмещающем порядка 8 тысяч зрителей, с великолепной аппаратурой, с великолепным экраном, одним из крупнейших в мире. И здесь даже знакомые, классические фильмы смотрятся совершенно по-другому – в этой атмосфере под открытым вечерним небом. И новые картины тоже, конечно, приобретают какое-то особое новое измерение. А вторая особенность – это фестиваль нового кино, который открывает, при всем уважении к классике, новые имена, новые направления, новые школы в кино. Это действительно новаторский, экспериментальный фестиваль.
– Но тогда получается, что и в жюри должны входить новаторы…
– Да, так оно и происходит. Например, главное жюри в этом году возглавляет Лав Диас, режиссер, который считается одним из самых больших новаторов современного кинематографа. Это филиппинский режиссер, который снимает очень странное кино. Обычно его фильмы идут по три-четыре, а то и больше часов. Конечно, серьезное терпение нужно, для того чтобы досмотреть до конца, но те, кто выдерживает этот марафон, как правило, бывают вознаграждены, потому что в фильмах этого режиссера очень много глубоких смыслов и интересных художественных решений. В жюри войдут и другие режиссеры, тяготеющие к новым направлениям в кинематографе. Например, известный греческий режиссер Йоргос Лантимос, которого можно считать лидером нового греческого кино, и другие авторы, тоже примыкающие к новаторским тенденциям современного кинематографа.
– А если говорить о программе, какие фильмы привлекают в первую очередь внимание и есть ли среди них российские?
– В Локарно несколько конкурсных программ, есть программа параллельная, так сказать, которая называется "Режиссеры настоящего", и там вот этот экспериментальный акцент даже более силен. В главном конкурсе представлены фильмы, которые, конечно, могут быть очень интересными. Например, "Что теперь, напомни" режиссера Жоакин Пинту из Португалии. Бразильский режиссер Жулио Брессане, очень знаменитый, представит новый фильм, который называется "Сентиментальное образование". Он тоже режиссер, который ищет новый язык кино. Здесь есть мексиканские картины, вообще достаточно много фильмов из Латинской Америки, из Испании, Португалии. В частности, из Каталонии фильм "История моей смерти" режиссера Альберта Серра, которого считают одним из главных представителей нового европейского кино. Есть картина "Варварские страны" режиссеров Ерванта Джаникяна и Анджелы Риччи Лукки. Ервант Джаникян – армянин, Анджела Риччи – итальянка, это супружеская пара, которая работает уже много лет вместе и снимает любопытное кино на грани документального и игрового кино образов. Фильм "Реальность" снял Киёси Куросава, знаменитый японский режиссер, тоже уже принадлежащий, может быть, не к самому молодому поколению, но все равно по-прежнему к поколению новаторов. И, наконец, кого бы я еще отметил, это румынский режиссер Корнелиу Порумбою – замечательный режиссер, один из лучших представителей новой школы румынского кино. Его фильм называется "Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм".
Российских фильмов в конкурсе, к сожалению, нет. Нет их ни в главном конкурсе, ни в параллельном. Есть только небольшое российское присутствие, и то оно не совсем российское. Как ни странно, Россию в Локарно представляет итальянский режиссер Кристина Пиччи с короткометражным фильмом "Зима". Кроме того, будет показана картина "История тундры". Действие происходит в русской деревне, в тундре, где женщины берут власть в свои руки и устраивают своего рода феминистский переворот. Такой неожиданный сюжет. Фильм этот снят немецким режиссером Рене Хартером в России, это копродукция. Поэтому можно говорить о присутствии России каким-то образом в Локарно, но, к сожалению, очень маргинальном.
– Но так случилось только в нынешнем году или это вообще тенденция?
– Год на год не приходится. Например, в прошлом году участвовал, правда, не в главном конкурсе, а в параллельном, российский фильм "Зима, уходи", снятый молодыми режиссерами Мастерской Марины Разбежкиной и посвященный известным событиям предыдущей зимы, политическим событиям в России, митингам, демонстрациям, предвыборной кампании и всему, что с этим связано. И эта картина имела заметный успех, она была встречена очень тепло жителями Локарно. Но вообще российское присутствие на фестивале в последние годы не слишком заметно. Бывают исключения, но в целом российских фильмов все меньше и меньше. Это довольно странно, потому что все-таки российское кино при всех трудностях его развития продолжает производить довольно много фильмов именно такого авторского, экспериментального плана. Но, как правило, лучшие из этих фильмов уходят на Каннский фестиваль, даже в параллельные программы, или в Венецию. И для Локарно, в общем-то, остается не так уж много.
– Как выглядят призы фестиваля?
– Главный приз называется "Золотой леопард". Леопард, символ локарнского фестиваля, в каком-то смысле конкурент венецианского льва. Венецианский фестиваль проходит вскоре после Локарно, и конечно, конкуренция между ними довольно высока. Понятно, что Венецианский фестиваль все равно, как правило, выигрывает эту конкуренцию, поскольку он имеет более высокую репутацию и больше возможностей. Но у Локарно есть свои поклонники и авторы, которые предпочитают показывать свое кино именно там. Среди перечисленных мною кинематографистов много таких, которыми могла бы гордиться и Венеция. Хотя мы не знаем, что точно произошло. Может быть, какой-то фильм в Венецию не взяли, и тогда он попал в Локарно – по-разному бывает. В любом случае эти фестивали конкурируют, а символами их являются прекрасные звери – "Золотой лев" в Венеции и "Золотой леопард" в Локарно.
– Можно ли назвать какую-то главную особенность кинофестиваля в Локарно?
– Для меня их две. Первое – это единственный фестиваль, по крайней мере, из мне известных, где просмотр происходит на открытом воздухе. И это действительно потрясающее зрелище: фильмы показывают на Пьяцца Гранде, посреди старинного города, в огромном открытом кинозале, вмещающем порядка 8 тысяч зрителей, с великолепной аппаратурой, с великолепным экраном, одним из крупнейших в мире. И здесь даже знакомые, классические фильмы смотрятся совершенно по-другому – в этой атмосфере под открытым вечерним небом. И новые картины тоже, конечно, приобретают какое-то особое новое измерение. А вторая особенность – это фестиваль нового кино, который открывает, при всем уважении к классике, новые имена, новые направления, новые школы в кино. Это действительно новаторский, экспериментальный фестиваль.
– Но тогда получается, что и в жюри должны входить новаторы…
– Да, так оно и происходит. Например, главное жюри в этом году возглавляет Лав Диас, режиссер, который считается одним из самых больших новаторов современного кинематографа. Это филиппинский режиссер, который снимает очень странное кино. Обычно его фильмы идут по три-четыре, а то и больше часов. Конечно, серьезное терпение нужно, для того чтобы досмотреть до конца, но те, кто выдерживает этот марафон, как правило, бывают вознаграждены, потому что в фильмах этого режиссера очень много глубоких смыслов и интересных художественных решений. В жюри войдут и другие режиссеры, тяготеющие к новым направлениям в кинематографе. Например, известный греческий режиссер Йоргос Лантимос, которого можно считать лидером нового греческого кино, и другие авторы, тоже примыкающие к новаторским тенденциям современного кинематографа.
– А если говорить о программе, какие фильмы привлекают в первую очередь внимание и есть ли среди них российские?
– В Локарно несколько конкурсных программ, есть программа параллельная, так сказать, которая называется "Режиссеры настоящего", и там вот этот экспериментальный акцент даже более силен. В главном конкурсе представлены фильмы, которые, конечно, могут быть очень интересными. Например, "Что теперь, напомни" режиссера Жоакин Пинту из Португалии. Бразильский режиссер Жулио Брессане, очень знаменитый, представит новый фильм, который называется "Сентиментальное образование". Он тоже режиссер, который ищет новый язык кино. Здесь есть мексиканские картины, вообще достаточно много фильмов из Латинской Америки, из Испании, Португалии. В частности, из Каталонии фильм "История моей смерти" режиссера Альберта Серра, которого считают одним из главных представителей нового европейского кино. Есть картина "Варварские страны" режиссеров Ерванта Джаникяна и Анджелы Риччи Лукки. Ервант Джаникян – армянин, Анджела Риччи – итальянка, это супружеская пара, которая работает уже много лет вместе и снимает любопытное кино на грани документального и игрового кино образов. Фильм "Реальность" снял Киёси Куросава, знаменитый японский режиссер, тоже уже принадлежащий, может быть, не к самому молодому поколению, но все равно по-прежнему к поколению новаторов. И, наконец, кого бы я еще отметил, это румынский режиссер Корнелиу Порумбою – замечательный режиссер, один из лучших представителей новой школы румынского кино. Его фильм называется "Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм".
Российских фильмов в конкурсе, к сожалению, нет. Нет их ни в главном конкурсе, ни в параллельном. Есть только небольшое российское присутствие, и то оно не совсем российское. Как ни странно, Россию в Локарно представляет итальянский режиссер Кристина Пиччи с короткометражным фильмом "Зима". Кроме того, будет показана картина "История тундры". Действие происходит в русской деревне, в тундре, где женщины берут власть в свои руки и устраивают своего рода феминистский переворот. Такой неожиданный сюжет. Фильм этот снят немецким режиссером Рене Хартером в России, это копродукция. Поэтому можно говорить о присутствии России каким-то образом в Локарно, но, к сожалению, очень маргинальном.
– Но так случилось только в нынешнем году или это вообще тенденция?
– Год на год не приходится. Например, в прошлом году участвовал, правда, не в главном конкурсе, а в параллельном, российский фильм "Зима, уходи", снятый молодыми режиссерами Мастерской Марины Разбежкиной и посвященный известным событиям предыдущей зимы, политическим событиям в России, митингам, демонстрациям, предвыборной кампании и всему, что с этим связано. И эта картина имела заметный успех, она была встречена очень тепло жителями Локарно. Но вообще российское присутствие на фестивале в последние годы не слишком заметно. Бывают исключения, но в целом российских фильмов все меньше и меньше. Это довольно странно, потому что все-таки российское кино при всех трудностях его развития продолжает производить довольно много фильмов именно такого авторского, экспериментального плана. Но, как правило, лучшие из этих фильмов уходят на Каннский фестиваль, даже в параллельные программы, или в Венецию. И для Локарно, в общем-то, остается не так уж много.
– Как выглядят призы фестиваля?
– Главный приз называется "Золотой леопард". Леопард, символ локарнского фестиваля, в каком-то смысле конкурент венецианского льва. Венецианский фестиваль проходит вскоре после Локарно, и конечно, конкуренция между ними довольно высока. Понятно, что Венецианский фестиваль все равно, как правило, выигрывает эту конкуренцию, поскольку он имеет более высокую репутацию и больше возможностей. Но у Локарно есть свои поклонники и авторы, которые предпочитают показывать свое кино именно там. Среди перечисленных мною кинематографистов много таких, которыми могла бы гордиться и Венеция. Хотя мы не знаем, что точно произошло. Может быть, какой-то фильм в Венецию не взяли, и тогда он попал в Локарно – по-разному бывает. В любом случае эти фестивали конкурируют, а символами их являются прекрасные звери – "Золотой лев" в Венеции и "Золотой леопард" в Локарно.