Три года назад было совершено покушение на Олега Кашина. В ночь на 6 ноября 2010 года его зверски избили арматурой в центре Москвы.
Преступление до сих пор не раскрыто. Многие сегодня ретвитят то, что написал Дмитрий Медведев три года назад:
И даже так:
Сам Кашин в годовщину покушения опубликовал текст на Colta.ru, в котором рассказывает о неизвестных подробностях расследования. Оказывается, в период президентства Медведева дело достаточно активно расследовали - но все изменилось после 24 сентября 2011 года:
Открытым текстом они (сотрудники ФСБ) объяснили мне (хотя я и сам догадывался), что масштабное и качественное расследование моего дела было обусловлено прежде всего вмешательством президента Медведева, который сразу же после покушения сделал по моему поводу несколько публичных заявлений, а через несколько месяцев, когда я смог ходить, встретился и со мной и повторил то же самое уже мне лично. После покушения прошел год, Медведев формально еще президент, а на самом деле — понятно кто. И чекисты сказали мне, что после ухода Медведева никто мое дело расследовать не будет, потому что (и это тоже дословная цитата) «в деле замешаны влиятельные люди».
Кашин по-прежнему убежден в причастности к преступлению людей, связанных с движением "Наши" и главой Росмолодежи Василием Якеменко. Имя одного из возможных подозреваемых он называет прямо - это действующий и.о. мэра Балашихи Роман Терюшков.
В отставку из молодогвардейского штаба его отправили в конце ноября 2010 года, через две или три недели после покушения на меня. Фразу «на Терюшкове висит дело Кашина» я слышал несколько раз от людей, неплохо информированных о делах «Молодой гвардии». Когда я спросил своих следователей (их тогда еще было много, сейчас один — следственная группа из одного человека), фигурирует ли в материалах дела Роман Терюшков, они ответили, что да, фигурирует — в деле есть протокол, подтверждающий, что Терюшков был одним из тех, кто пытался найти мой домашний адрес осенью 2010 года.
Помочь расследовать дело - считает Кашин - теперь может или чудо, или смена власти:
Я вижу, что та власть, которая существует в Российской Федерации теперь, не хочет ловить и наказывать этих людей и, скорее всего, знает их поименно — ничем другим ни слова о «влиятельных людях», ни последующее самоустранение эфэсбэшников я объяснить не могу. Таким образом, я лично заинтересован в смене власти в Российской Федерации. Жалко, что я один.
В ноябре 2010 года сотни людей выходили на пикеты, требуя найти заказчиков и исполнителей преступления. Нападение на Кашина, который работал тогда в "Коммерсанте", потрясло многих - не только его коллег-журналистов, но и людей, далеких от политики.
Pavel Vlasov-Mrdulyash Три года назад пытались убить Oleg Kashin. Страшный день, хорошо его помню. Сегодня в "Коммерсанте", как и год назад, нет про эту историю ни одной строчки, а следствие давно заглохло, несмотря на обещание Медведева, что дело "скоро будет раскрыто" (через полтора года формулировка изменилась на "будет доведено до конца), а все виновные понесут наказание.
Очень рад, что Олег жив и в целом здоров. Подонки, заказавшие и исполнившие это преступление, на свободе. В новом дивном мире новости мимолетны, но надеюсь, что дело Кашина мы не забудем. И не простим.
Stanislav Kupriyanov Скажу вот как: я никогда не испытывал каких-либо сожалений по поводу своего отсутствия на Болотной (и проч. соответствующих митингах), но мне до сих пор стыдно, что я не участвовал в одиночных пикетах у здания ГУВД в знак поддержки Oleg Kashin. Т.е. все истории "за все хорошее против всего плохого" в принципе не про меня, спасибо; а Олег - вот он, с 2004 года (когда я зарегистрировался в ЖЖ) на расстоянии вытянутой руки, почти как родной, несмотря на то. что в жизни мы пересекались лишь пару раз. Надеюсь их когда-нибудь все же найдут.
Итоги подводит Алексей Навальный:
Никто не найден и не наказал.
Сурков и Якеменко со своими бандитами, которых и искать-то не надо, до сих пор даже не допрошены.
Зато "правоохранители" съедают немыслимо огромную часть нашего бюджета, а по их количеству на душу населения Россию не обгонит никто
Кашин принимал активное участие в протестном движении 2011/2012 годов, был избран в Координационный совет оппозиции, потерял работу в "Коммерсанте" и сейчас живет в Швейцарии - хотя часто бывает в России и активно участвует в российской общественной дискуссии. Его оценка будущего довольно пессимистична:
я убежден, что именно такая модель, когда во власти действительно представлен разный спектр и нет одного фюрера, только и может спасти Россию. Но, думаю, к этому пока никто не готов, и если завтра победит условная Болотная, то главными депутинизаторами окажутся бывшие нашисты, такие как знаменитый господин Левенец, и, по сути, ничего не изменится. <...> Можно еще лет двадцать побегать за новым и правильным Путиным или за идеалами Болотной с пирогом «Оккупай», но если альтернатива этому – нормальная жизнь хотя бы в Эстонии, то берите чемодан и уезжайте в Эстонию.
В "Российской газете" сегодня - интервью главы МВД Владимира Колокольцева. Про Кашина в нем, по понятным причинам, ни слова, зато есть про "Болотное дело". Под неожиданным ракурсом - оценки дает интервьюер (Михаил Барщевский).
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, события 6 мая прошлого года оставили в вашей душе неизгладимый след. Вы как будто не хотели поверить, что в культурной и интеллигентной Москве люди, пришедшие на митинг, могут перейти черту, превратиться в агрессивную неуправляемую толпу. Повлиял ли тот день на какие-то ваши взгляды, черты характера?
Владимир Колокольцев: При проведении любых массовых общественно-политических мероприятий полиция не только физически, но и морально всегда готова к любому варианту развития событий. Поэтому и в тот непростой день мы смогли оперативно отреагировать.
А вообще, каждое мероприятие - это определенный жизненный опыт. 6 мая 2012 года мы в очередной раз убедились в том, что отдельные провокаторы не упускают возможности воспользоваться массовым сбором граждан для попытки дестабилизации ситуации. Поэтому в этом отношении уже давно сформировалась наша четкая позиция - все провокационные действия всегда и везде будут незамедлительно пресекаться.
Вычитывать отсюда "сигналы" (например, о том, будет ли амнистия для "узников Болотной") - дело, конечно, неблагодарное. Именно защиту узников 6 мая Олег Кашин считает сейчас главным делом для тех, кто выходил на Болотную. В интервью Slon.ru он говорит:
Разумеется, «болотный процесс» – это главное, что происходит в России, и «болотные узники» – это те люди, о которых нужно постоянно думать. Вплоть до абсурда: Капков провел новую велодорожку – а эти люди сидят. Это звучит, может быть, комично, но, безусловно, так и есть. Люди, которые, поверив и мне, между прочим, и Акунину, и Навальному, и Парфенову, и Ксении Собчак, и бог знает кому еще, вышли на площадь, – в итоге сели в тюрьму. Они сели – а я в Швейцарии, а Навальный идет в мэры Москвы, а Пархоменко и Акунин прекрасно себя чувствуют, а у Парфенова фильм на «Первом канале». Здесь есть очень большая несправедливость, которую надо иметь в виду и никогда о ней не забывать.
Глава Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда осудил "использование детей в антирелигиозной пропаганде":
«Я возмущен тем, что режиссер Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» Леда Гарина выложила в сеть фотографии детей с плакатами против строительства храмов в городе», – заявил Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.
Он пояснил, что любой гражданин может публично заявлять позицию «против» или «за» строительства храмов, но делать детей орудием для выражения своих взглядов – свидетельство неразборчивости в средствах.
По его словам, все равно, с какими плакатами дети бы ни были запечатлены, – подобная акция является абсолютно морально недопустимой.
Поводом стала прошедшая месяц назад (!) в Петербурге акция против строительства храма на месте парка, фотографии которой Леда Гарина выложила в своем ЖЖ:
Вот такой митинг прошёл вчера у нас под окнами. Десяток детей вышел протестовать против постройки нового храма в их сквере. Вряд ли это им поможет.
Кстати, за их спинами уже виден один храм. А где один - там и второй! Нет скверам, да - храмам!
Многие комментаторы солидаризируются с позицией Легойды:
Николай Емельянов Верх бескультурья и обскурантизма. Бедным детям всучили в руки плакаты вполне в духе славного коммунистического тоталитаризма и все это подается... как истинный либерализм! Как же можно так навязывать детям свои НЕГАТИВНЫЕ эмоции и идеи?! После этих фото уже абсолютно все равно - кто там был прав или виноват: надо ли было кому-то строить в каком-то сквере церковь или не надо. Дикость в чистом виде. Бедные дети.
Кто-то мечтает о "двушечке":
Maria Yurieva Можно было бы хорошее уголовное дело на старших отганизаторов завести...
Другие недоумевают:
Петр Каминский Владимир Романович! В таком случае, исходя из Ваших же слов, нужно немедленно приступить к чистке фотоальбомов Патриархии.Ру, где детей, выступающих "за" религию, очень много. Ни один визит Патриарха не обходится без привлечения детей. Плюс отменить все детские крестные ходы и вообще лучше не допускать детей до участия в богослужениях, где они являются рекламой религиозного культа. В связи с этим можно задать Вам вопрос - организованы ли какие-нибудь курсы по пиар-менеджменту в церковных структурах (как и планировалось) и прошли ли Вы обучение на них?
Tatyana Baeva Не передёргивайте! Церковь не привлекает младенцев для протестных акций!Вы видели возле Храма Христа Спасителя малышей с плакатами против Толоконниковой и т. д.?Эти малыши ещё и писать не умеют.
Реакция Легойды:
1) Конечно, крестный ход - это не пропаганда, а молитвенное ритуальное действие, право на которое в том числе защищено конституцией;
2) конечно, есть разница между тем, чтобы привести СВОИХ детей на молитву ( в кино, театр, на выставку о чем угодно и проч) и тем, чтобы ЧУЖИХ детей выставлять с плакатами любого (!) рода.
Но Дмитрий Цорионов-Энтео все равно недоволен:
Димитрий Цорионов На основание какого религиозного авторитета Вы считаете, что детей нельзя использовать для религиозной агитации (миссии)? Я десятки раз использовал детей в миссионерской и антиабортной деятельности и всегда это приносило очевидные плоды. Ребенок любит Бога и дарованную Им жизнь, и хочет доносить это до других.
Это не единственная петербургская история на тему "церковь и дети". Следственный комитет сообщает:
Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу предъявлено заочное обвинение Глебу Грозовскому по признакам преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера).
По версии следствия, в июне 2013 года в отеле, расположенном на территории детского лагеря православного клуба путешественников «Филадельфия» на острове Кос в Греческой Республике, 34-летний Глеб Грозовский, бывший настоятель храма Святого Мученика Иоанна Воина Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви, по совместительству работающий советником генерального директора ЗАО «ФК «Зенит», совершил насильственные действия сексуального характера в отношении 9-летней и 12-летней девочек.
В настоящее время он объявлен в международный розыск, в отношении него судом заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Подробности на сайте Lifenews:
Согласно материалам возбужденного в Северной столице уголовного дела жертвами священника Глеба Грозовского, настоятеля храма Иоанна Воина в деревне Верево Ленинградской области, стали как минимум пять школьниц в возрасте от 9 до 14 лет, и этот список, скорее всего, будет пополняться.
Полиция Петербурга узнала о преступлениях после осмотра одной из жертв гинекологом в октябре этого года. Оперативники стали выяснять все обстоятельства полученных девочкой травм и узнали о том, что отца Глеба в лагере все называли маньяком, а пострадавшая школьница не единственная, к кому приставал священник.
Между тем,
а в епархии надеются на восстановление доброго имени Грозовского (сейчас он выведен за штат и пребывает в Израиле):
"В августе начался процесс, но мы узнали об этом только сейчас. Многое указывает на то, что в деле много интриг и лжи. Отец Глеб выбрал неправильных советчиков и плохо защищался. Мы желаем, чтобы следствие шло справедливым ходом и чтобы доброе имя Грозовского было восстановлено", - заявил "Интерфаксу" в среду глава пресс-служба митрополии священник Алексий Волчков.
При этом
по его словам, епархии неизвестно, какое именно дело возбуждено против священника.
Иван Давыдов надеется:
В Сети обсуждают текст главного редактора Russia Today Маргариты Симоньян о "русском вопросе". В тексте не так уж много новых мыслей - по сути, речь идет о пересказе известной предвыборной статьи Путина, - зато он написан, как говорится, "с живинкой":
Мы с младенцем моим не спали прошлую ночь, она – по причине расстраивавших ее колик, я – по причине расстраивавшего меня Русского марша. Потом долго думали, она – о неведомом, я – о русских. Вот результат моих размышлений. (За нее не ручаюсь, ибо она уже три почти месяца как отдельный от меня человек).
Главный тезис таков:
У русских для сохранения Родины в ее нынешнем виде нет другого пути, кроме как больше рожать и больше ассимилировать. Не гнать от себя, не пугать, не резать в метро, а плавить в одну общую культурно русскую массу, в пока еще не существующий единый российский народ всех нерусских, рожденных и выросших на этой нашей земле.
Достается и Европе за мультикультурализм, и русским националистам за стремление "ужать" Россию до размеров Золотого кольца.
Нужно просто один раз перестать играть в чужие контексты и идеалы, в отравивший Европу уже почти до смерти красивенький мультикультурализм, в любой ценой сохранение и укрепление уникальных культур малых народов, в нерусские алфавиты и языки. Наша история, наша культура, наши ценности, наш первый и главный язык – все это должно быть единым, непререкаемым, монолитным, необратимым, не зависящим от того, кто талантливее орет на митинге или трибуне. Раз и навсегда.
То есть - Россия должна быть русской, но не по крови, а по "культуре" и "ценностям". Но что же это за ценности? Как можно говорить о единой истории русских и, скажем, ингушей, живущих в одном государстве с русскими от силы полтора века? И как быть с "нерусскими алфавитами и языками", сохранение которых наоборот ставил русским в заслугу патриарх Кирилл? Вопросы, сплошные вопросы...
Маленький дагестанец, ингуш, татарин, калмык (кого еще режут в московском метро?) должен знать, что он, прежде всего, россиянин, а потом уже дагестанец, ингуш, татарин, калмык.
Комментарий Александра Морозова:
во всем этом меня больше угнетает не "содержание высказывания", а сам язык - совершенно подростковый, пионерлагерный вокабуляр старшего отряда. а ведь это высказывается глава крупного государственного телеканала. и уже сам этот "вокабуляр" говорит о том, что никакой респектабельной политики тут долго еще будет. а будет такой "повелитель мух"...
Тимур Матросов "плавить в... единый российский народ всех нерусских, рожденных и выросших на этой нашей земле" -- особенно прелестно звучит на фоне "нужно перестать играть в любой ценой сохранение... культур малых народов, в нерусские алфавиты и языки". Но татары, башкиры, буряты, якуты и сотня прочих народов выросли на СВОЕЙ земле. Может, имеют хоть малое право на свой язык и культуру?
Alexander Roslyakov Тут все просто, на мой взгляд, как три копейки. В основе текста сталинская идея "советской нации". Только вместо "советской" - "российской", в некоторых местах "русской". К чему это привело - все знают... Что делать? На мой взгляд, без сильного государства, ровным счетом ничего. Проблема не в национализме как таковом, а в том, каким образом всем нам получить власть, которая бы нас всех устраивала.
Глеб Павловский углядел в размышлениях Симоньян скорее великодержавный шовинизм, нежели русофобию:
Ленин верно говорил - вечно эти националы пересолят по части русскости! ("Плавить всех в одну общую культурно русскую массу, нахер; в переводе с армянского - бить, бить и бить)
Другие - наоборот:
Alexander Latyshev Пока русских будут вот так вот истерично заставлять называться россиянами и рассказывать о том, что их земля - "на самом деле в пределах Золотого кольца", для нерусских "дорогих россиян", увы, будет становиться все хуже и хуже. Нельзя строить Россию без русских.
В общем, никому не угодила.
Споры о "Русском марше" и Навальном понемного утихают. Владимир Ашурков оптимистичен:
Леонид Радзиховский приходит к "оригинальному" выводу о том, почему либеральная интеллигенция, с одной стороны, тянется к Навальному, а с другой - готова его проклясть даже зе "умеренный" национализм:
Фанаты-оппоненты Навального – евреи.
Конечно, есть среди них и сколько угодно русских, но русских понимающих и разделяющих «еврейский взгляд» (в основном это – часть русской либеральной интеллигенции).
Взгляд же этот – купленный ценой 2000 лет общеевропейских погромов, завершившихся Холокостом, очень прост.
Национализм = антисемитизм = погром = СМЕРТЬ.
Это – АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО. <...>
Но у многих, т.е. у ОГРОМНОГО БОЛЬШИНСТВА людей в России этого чувства АБСОЛЮТНО НЕТ.
И быть не может.
И быть НЕ ДОЛЖНО.
Потому что у Большой Нации – СВОЙ опыт.
То есть - идеи Шафаревича живут и побеждают, а Навальный - представитель "Большого народа", который никогда не станет своим для народа "Малого".
Денис Драгунский оппонирует:
Оказывается, в либералах сидит исконный еврейский страх перед погромами.
Ну, то, что либералы=евреи - это не новость. Это банально до пошлости.
Интересно другое. Всякая концепция (а теория "исконного страха" - это какая-никакая, а концепция) должна быть более или менее универсальной.
Так вот. Вопросы к Радзиховскому:
Не является ли нелюбовь патриотов к приезжим - отражением исконного русского страха перед Ордой?
И не является ли нелюбовь патриотов к геям - отражением исконного страха вороватого и подловатого зэка перед "опусканием"?
Екатерина Винокурова вступилась за Русский марш:
Меня за этот пост могут съесть заживо или записать в фашисты, но не могу не задаться одним простым вопросом, который возник, стоило мне прочесть всякие чужие материалы с РМ. Судя по ним, кроме подростков с зигами и фриков в медвежьих шкурах там вообще никого не было. Каждая "фашистская" деталь смакуется и любовно выписывается. На черной-черной улице прошел черный-черный марш, но белизна наших идей победит фашистов еще раз.
Спору нет, фрики и школьники с зигами составляли там большинство, но мне интереснее исследовать небольшой процент "нормальных" взрослых людей, которые тоже там были. Которые не хотят Гитлера, но недовольны миграционной политикой и которые мало чем отличаются по своим взглядам от консервативно настроенных европейцев, которые против приема Турции в ЕС и за ужесточение миграционной политики, но не отрицают Холокост и не требуют Гитлера обратно. Мир - не черно-белый, а серый, вот в чем сложность. <...>
PS. Искажая реальность, мы на самом деле уподобляемся прокремлевской швали, которая тоже любит писать с митингов в поддержку политзаключенных, что, мол, по оценкам полиции, пришло 800 человек, из них 799 - безумные фрики, вызывавшие недовольство окрестных жителей.
В комментариях утверждают, что подростков с зигами не большинство, а меньшинство:
Alexander Latyshev Катя! Ну вы же были там! И сами же пишете, что "фрики и школьники с зигами составляли там большинство"!?? Был один человек в шкуре, несколько казаков... и сколько раз вы видели демонстративных "зигометов" с соответствующими выкриками?
Ekaterina Vinokurova Когда марш тронулся, я встала там на угу, где круг начинается, и там колонны останавливались и скандировали. И у фанатов тоже были крайне агрессивные кричалки, вот в чем дело
Зига-зигой, а ксенофобия-ксенофобией. Данные последнего опроса "Левада-центра":
КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ЛИЧНО ИСПЫТЫВАЕТЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЫХОДЦАМ ИЗ ЮЖНЫХ РЕСПУБЛИК, ПРОЖИВАЮЩИМ В ВАШЕМ ГОРОДЕ, РАЙОНЕ?
Уважение и симпатию - в совокупности 6 процентов, раздражение - 25, неприязнь - 30, страх - 6. В 2008 году раздражение и неприязнь испытывали в 2 раза меньше респондентов, большинство отвечало "никаких особых чувств".
43 процента опрошенных ощущают "межнациональную напряженность" (в 2007 - всего 22 процента).
Идею "Россия для русских" целиком поддерживают 23 процента, а полностью отрицают - только 18 (раньше соотношение было обратным). Еще больше опрошенных поддерживают лозунг "Хватит кормить Кавказ". 54 процента призывают ограничить проживание в России уроженцев Кавказа (в 2009 году это было 38 процентов).
Владимир Рыжков комментирует социологические данные так:
Приходится констатировать, что тенденции к распаду страны в самом обществе уже набрали опасную скорость и мощь. Люди все меньше хотят видеть и слышать друг друга, все активнее формируют из других образ врага. Власти отвечают на это укреплением силовых структур и репрессиями. И одновременно сокращают инвестиции в культуру, образование и просвещение, практически ничего не делают для интеграции общества.
Забывая, что штыками распадающееся общество не сшить.
Вопрос в том, чем же его сшить, и годятся ли для этих целей советы превращать ингушей, калмыков, а заодно и русских в "россиян".
Наконец - парадоксальное мнение Ильи Клишина - "глобальная деревня", которой стал Интернет, провоцирует ксенофобию:
Избыток информации и возможностей приводит к тому, что включаются защитные механизмы клише и стереотипов. Обычный пользователь создает себе комфортный мирок пусть и с глобальным, но очень ограниченным кругом общения. <...> Ко всему, что находится вне, юзер относится с недоверием и даже неприязнью. Он совершает набеги туда, чтобы над чем-нибудь посмеяться, увидеть что-то диковинное или оскорбить кого-нибудь — словом, самоутвердиться. Задачи получить новые знания или прийти к консенсусу нет.
Нидерланды готовы предоставлять политическое убежище российским геям и лесбиянкам - в связи с законом о "запрете пропаганды гомосексуализма". Заявление главы голландского МИД Франса Тиммерманса вызвало в России горячий отклик - но рекорд Елены Мизулиной в лаконичном красноречии вряд ли будет побит.
Мизулина также высказала предположение, что Нидерланды пытаются таким образом снивелировать тот казус, в который они попали фактически с вторжением в квартиру российского дипломата. "Поэтому хватаются за любые поводы, которые являются предметом дискуссии, чтобы еще как-то Россию унасекомить", — сказал Мизулина.
Юрий Гиммельфарб:
Друзья мои, филологи - что значит "унасекомить"? Что Мизулина имела в виду? Может, то, что тараканы в ее голове запущены Нидерландами? И это бактериологическая атака?
На форуме Lingvo.ru нашли это слово, например, в творчестве известного писателя-почвенника Владимира Крупина:
Не клуб, клубок. Все мы в таких клубках. Хотя зачем это я опять за всех ручаюсь? Когда стараешься понять всех, становишься непонятным. Поневоле иногда думаешь: все разные, прямо беда, ко всем подход, право, иногда хочется всех унасекомить, внушить инстинкты и рефлексы и изучать. Поймешь масонов - не обидно ли им, что мы такие разнообразные. Вроде вот-вот уже справились, вроде загнали в стойло, глядь, а мы опять на привольных лугах под небом голубым.
"Наш современник", N12, 1992 г.
Но самое раннее доказанное словоупотребление - у Владимира Маяковского в пьесе "Баня":
Велосипедкин: Унасекомили, значит, Швейцарию?
Что еще раз доказывает, кто был лучшим и талантливейшим.
Глеб Павловский иронизирует над позицией Нидерландов:
вниманию граждан: безвизовые шоп-туры в Голландию. Но маленькое условие сэр, чистая формальность..!
А Slon.ru берет интервью с подлинной жертвой гомофобии - ЛГБТ-активистом Дмитрием Чижевским, который в результате нападения неизвестных может лишиться зрения на один глаз:
Я теперь очень злой, я приложу все усилия, чтобы уничтожить политическую карьеру и Мизулиной, и Милонова, и всех подонков, которые нагнетали гомофобию, – это непосредственно их вина. Эти ребята – им вложили эту идею в головы, и мне даже их по-человечески немного жалко: они, наверное, не рассчитывали, что в глаз попадут и им будет светить уголовное дело. А вот эти, которые подталкивали, они и есть настоящие преступники.
Чижевский как раз не намерен просить убежища за рубежом:
Я понимаю, что если я убегу, остальные люди поймут, что я испугался, и, значит, уже совсем все страшно и плохо. Действительно, все серьезно, но именно поэтому я говорю: люди, просыпайтесь, нужно приходить в организации и спрашивать, чем помочь. Я хочу организовать какие-то группы самообороны.
Мизулина вся в заботах:
Свои заботы - и у священника Глеба Грозовского, обвиненного в педофилии. Он распространил обращение в сети ВКонтакте:
В материалах дела эмоции и нет ни одного доказательства моей вины. По словам самих родителей им угрожали, оказывали психологическое давление, заранее обвиняя меня во всей этой мерзости для того, чтобы мамы написали заявления, что они и сделали. Многие женщины поддались эмоциям и рассказали всё в педофильском свете и теперь они поняв, что их обманули, не знают как поступить. <...> По благословению моего епископа я направлен в командировку для помощи в центр для алко и наркозависимых в Израиль, где и нахожусь по сей день.<...> Все православные родители на моей стороне и знают, что обвинения сфабрикованы и являются следствием моей социальной активности и твердой гражданской позиции, которую готов отстаивать. А также впредь защищать честь своего сана как священника и достоинство как гражданина!
А Кирилл Фролов убежден: дело против Грозовского - это дело против Путина.
Напомним, что предыдущая атака на Святейшего Патриарха Кирилла, развязанной компрадорской болотной «элитой», в значительной степени контролирующей СМИ (про «часы , квартиру, охрану») стала следствием исторических договоренностей Патриарха Кирилла и В. Путина по совместному духовному и национально- государственному возрождению России. <...> Теперь об использовании антироссийскими, антицерковными «элитами» и принадлежащими им СМИ «дела о. Глеба Грозовского» в качестве ключевого в попытках сорвать осуществляемый Патриархом Кириллом и Президентом Путиным «Православно- державном повороте России, «Валдайском проекте» ее возвращения на исторический путь. Заметьте. «Дело Грозовского» ведется с августа. «Они» молчали. И «выстрелили» не до, а после исторических встреч, бесед между Президентом Владимиром Путиным и Святейшим Патриархом Кириллом, после стратегических выступлений Святейшего на Всемирном Русском Народном Соборе, на открытии Романовского памятника в Александровском саду, в Новоиерусалимском монастыре, чтобы дезавуировать их результата, посеять недоверие к Церкви. С августа они придерживали эту «бомбу», ожидая опасного для них момента. И дождались.
В последние годы фильмов (в том числе блокбастеров) в России снимается множество, а сериалов - едва ли не больше. Но можно ли говорить о них как о самобытном культурном феномене? Олег Кашин убежден, что да - по крайней мере, о фильмах определенного жанра. В "Свободной прессе" - его анализ сериала "Крик совы".
Это обычный сериал, совершенно стандартный для России нулевых и десятых. И вот его стандартность — это как раз важно. Когда в масскульте что-то повторяется два, три раза — это штамп. Когда десятки раз — это уже канон. Псевдосоветский псевдонуар — кажется, это единственный сложившийся в нынешней России оригинальный и канонический жанр массового кино, которого нет на Западе и не было в СССР. Это кино придумали при Путине.
Каковы особенности жанра?
Сюжеты пятидесятнической «Библиотеки военных приключений» плюс адаптированная для современного зрителя почти архипелаггулаговская правда (у кого-нибудь обязательно кто-нибудь сидел или сидит, ну и советская власть далека от идеала, и даже антисоветского бандита «можно понять») плюс какое-то количество голливудщинки. Так было в «Ликвидации» и «Апостоле», так было в «Черных волках» с Безруковым, так было в «Мосгазе», и даже в «Круге первом».
<...>
Я не уверен, что даже мне это нравится, но отрицать глупо — постсоветская Россия уже изобрела свой национальный эпос. Он вот такой — с чекистами, шпионами, антисоветскими подпольщиками, женщинами в ситцевых платьях. Наверняка все ждали другого эпоса, но, кажется, ему просто неоткуда взяться — родословная постсоветского человека уходит в прошлое не глубже, чем на шестьдесят лет, когда его бабушка впервые соврала в анкете, отвечая на вопрос «Жили ли вы на оккупированной территории».
Может быть, поэтому - даже несмотря на кассовый успех - не прошел кастинг на роль "народного эпоса" фильм Федора Бондарчука "Сталинград". С "патриотизмом" там все в порядке, а вот жанр подвел. Пишет Алексей Рощин:
«Сталинград», по сути, женский фильм. Там две отчетливые главные героини – две женщины: Катя, оказавшаяся на «нашей» стороне, и Маша, оказавшаяся на стороне «немецкой». Две молодые девушки, блондинка и брюнетка. Женщины, возле которых суетятся мужики со своими железками. При всем их героизме, мужестве, беззаветности, готовности к подвигу – мужчины в фильме в эпизодических ролях, женщины – в главных.
<...>
«Сталинград», конечно, не шедевр; и это, конечно, не «просветительский фильм о подвиге советского народа». Бондарчук взял изнеженного, мягкотелого современного зрителя, поместил его в хрупкую оболочку двух слабых девушек и перенес – на 3 дня, а на деле вообще на 2 часа – в ад Настоящей Войны. Почему не в какое-то другое тело? А ни в каком другом зритель бы не выдержал и минуты: несовместимость.
Но такая "художественная правда", по мнению того же Рощина, может подвести Бондарчука и его патрона Мединского - фильм получился не тот, какой "заказывали":
Забавные "вести с Олимпа". Пишут, что якобы кресло под Мединским основательно зашаталось: в администрации президента сильно недовольны фильмом "Сталинград" и винят лично министра культуры. "Владимир Путин ставил персонально перед Мединским задачу сделать всё, чтобы на экраны вышел фильм "прославляющий дух русского народа на примере Сталинградской битвы и несущий патриотический запал в массы". Владимир Мединский с задачей не справился".
А в понедельник была телепремьера еще одного нашумевшего недавно фильма - "Легенда # 17". Владимир Милов на его примере подметил еще одну особенность современного российского киномэйнстрима:
в этих наших новых совет... пардон, российских фильмах по мотивам исторических событий есть один системный изъян, который очень затрудняет их восприятие - они невообразимо далеки от исторической реальности. <...> А ведь хоккейная суперсерия СССР-Канада - это вам не Колчак, про которого можно наврать с три короба, потому что очевидцев нет в живых. Сегодня живы многие люди, которые своими глазами эту суперсерию видели, или вот как я - много слышали от взрослых в 1980-е, когда воспоминания были еще свежими (это обсуждалось почаще чем текущие политические события). Для тех, кто все это помнит, такое тотальное отступление от реальности сильно портит впечатление от фильма. Ну вот канадцы, например. Они изображены в "Легенде №17" каким-то зверьем, чуть ли не фашистами, готовыми наших ребят на льду съесть живьем. А на самом деле одна из главных фишек этой суперсерии была в том, что Фил Эспозито, Кен Драйден и другие канадцы оказались ужасно харизматичными и симпатичными ребятами, которые покорили нашу публику и стали настоящими кумирами, сделавшими для разрушения коммунизма, возможно, не меньше, чем Beatles.
Развивается дело священника Глеба Грозовского, обвиненного в педофилии. Раздаются довольно громкие голоса в его поддержку и достаточно явные намеки на то, что дело сфабриковано - причем в политических целях.
Андрей Десницкий:
Не очень понимаю, почему все так активно бросились обсуждать обвинения священника в педофилии. Понятно, что и священники могут совершать преступления, понятно, что педофилия стала любимой страшилкой и удобным способом закрыть неугодного. А больше-то ничего мы не знаем: было, не было, что было...
Это, конечно, риторический вопрос - понятно, что по законам медиа-жанра история, в заголовке которой сойдутся "священник", "педофилия", да еще и "Зенит" и "Израиль", обречена быть в числе самых обсуждаемых.
Тема "сфабрикованности" подобных дел поднимается регулярно - когда обвинения касаются людей, обладающих хорошей репутацией и статусом в обществе. Примеры за последнее время: дело преподавателя музыки Анатолия Рябова (он был оправдан), дело Владимира Макарова (ему переквалифицировали и смягчили наказание), дело руководителя клуба "Юные орлята флота" Василия Мидцева (несмотря на протесты, осужден на 18 лет). То же в случае с Грозовским:
В защиту Грозовского высказались как официальные церковные структуры, так и простые священники и миряне.
Владимир Легойда:
Отвечая на вопрос ФБ, о чем думаю: о том, что люди, в первую очередь, журналисты, весь день сегодня называющие священника Глеба Грозовского педофилом (до вынесения решения суда), видать, не слышали никогда о такой штуке, как презумпция невиновности.
Андрей Кураев:
Не верю тому, что про него сейчас говорят. Знаю его как достойного христианского пастыря.
Кажется, кому-то властному понадобилась земля его прихода.
Александр Жучковский:
Сфабрикованность этого уголовного дела очевидна совершенно.
О том, что под о.Глеба "копают", мне рассказывали еще в августе, когда опера начали приходить в церкви и давить на родственников якобы пострадавших детей.
Тогда думали, что обойдется, настолько абсурдно все это звучало. Не обошлось.
Сегодня я говорил со священником, который работал и общался с о. Глебом Грозовским. Картина вырисовывается следующая.
Летом этого года у о. Глеба произошел конфликт с одним из родителей, дочь которого находилась в детском лагере на острове Коневец (Коневский монастырь на Ладожском озере). В ходе конфликта этот родитель (по всей видимости с крупными связями) начал угрожать о.Глебу, намекая на то, что его "раздавит".
Уже в августе была "заряжена" полиция, которая начала фабриковать это дело.
Vadim Raskin Ну просто шикарно! Просто поражает "неполживость" либеральной прессы, журналистов и прочих представителей. Как только прихватят "на горячем" какого-нить представителя либерал-сообщества, так сразу вспоминают про презумпцию невиновности, что "никто до решения суда..." и т. д. Но если речь идет об идейных противниках, то без всякого решения суда можно вопить: ААААА!!! ПЕДОФИЛ!!! КАЗНИТЬ!!! КАСТРИРОВАТЬ!!!
какая-то у вас, господа, избирательная "неполживость".
Но есть и более сложная версия, напоминающая политический триллер: РПЦ, мол, предупреждают некоторые очень влиятельные люди во власти, опасаясь ее независимой позиции по "русскому" вопросу:
Егор Холмогоров:
Вот как интересно получается.
Пока РПЦ дружно скандировала про "евразийскую цивилизацию многонационального российского народа" - она была главной духовной скрепой.
Если ее кто и обижал, то только злые Пусси Райот и нехорошая Собчак.
Стоило Патриарху сказать о праве русского народа быть выслушанным, как тут же центральной новостью в СМИ включая госканалы стал "священник-педофил", затмивший совместное посещение Путиным и Патриархом Романовской выставки.
Делу уже не первый месяц и шумную кампанию именно сегодня в день встречи Путина и Патриарха невозможно объяснить случайностью.
Какое-то время назад (год, два, три, не знаю, таких подробностей мне не сообщили) некоторые люди (опять же, не знаю я фамилий, сказали: думай сам) имели с Патриархом разговор на соответствующую тему. Суть разговора была следующая: "не надо педалировать национальную тему, не надо поднимать "русский вопрос", вы же понимаете, Ваше Святешейство, что Церковь сегодня не идеальна, в ней много недостойных священнослужителей, и педофилы есть, и гомосексуалисты, и сребролюбцы, зачем вам этот черный пиар?"
<...>
Патриарх пошел наперекор очень серьезным людям. И серьезные люди ему ответили. Быстро и оперативно. Можно только позавидовать такой четкой реакции.
Не знаю, действительно виновен священник или это всё злые наветы. Для меня это и не очень-то важно. Я, например, уверен, что у противников Патриарха полно таких вот заранее заготовленных скандалов, которые только и ждут своего часа. Церковь действительно слаба и больна, как и все русское общество сегодня, и черным пиарщикам найти там, за что зацепиться - задача несложная.
Мнение Валерия Отставных, либерального церковного публициста:
- Да, РПЦ(МП) –это часть общества. Здесь собраны такие же больные (греховные) люди, как и за церковной оградой. Это постоянно любят повторять наши церковные спикеры, после очередного ДТП с участием батюшки. Так что проблема педофилии существует , хотя, я думаю, не в таком масштабе, как у католиков. Особенно, в США.
- В РПЦ случаи педофилии, или гомосексуализма (и т.д.) стараются не афишировать. Обычно епископ просто выводит за штат улученного клирика (даже без запрета на участие в богослужении).
- Версия о. Андрея Кураева о том, что кто-то из сильных мира сего захотел землю прихода обвиняемого священника и подстроил «засаду» не выдерживает критики. Это земля не священника, это земля Церкви, митрополита, если хотите. Митрополита второй по значимости и силе кафедры РФ-Питерской. Каждый, кто знает внутреннюю кухню взаимоотношений епископа и первых лиц региональной Прокуратуры ФСБ, МВД знает, что «отнять землю» у митрополита не реально. Как и «наехать» на священника ,занимающего большую должность в митрополии и близкого к Владыке.
- Странно, что информация о деле выплеснулась в СМИ (а это был, однозначно, вброс) появилась только сейчас. Хотя, судя по СМИ, расследование началось еще в августе. Странно, что на момент выброса скандальной инфы обвиняемый чудесным образом оказался в Израиле. Единственное, что можно предположить (и это только предположение), что среди детей, которые ездили отдыхать с батюшкой в Грецию оказались дети очень серьезных лиц, которые могут «послать» и питерского митрополита.
почему же все подобные скандалы выглядят столь похоже? Священники и руководители секций, физкультурники и тренеры — и ни одного открытого гея, телеведущего или артиста? От кого же нужно защищать детей?
Идея о знаке равенства между гей-движением и педофилией представляется на этом фоне не столько проясняющей ситуацию, сколько отвлекающей внимание общества, создающей иллюзию, вредную уже тем, что она как минимум излишне упрощает картину мира, вешая всех собак на тех, у кого как раз, может быть, совсем другие интересы.
Если мы хотим защитить детей, то прежде всего нужно перестать упрощать и посмотреть реальности в лицо. Реальность же заключается, похоже, в том, что для прикрытия своих наклонностей педофил выберет скорее не каминг-аут и борьбу за права меньшинств, а какую-нибудь респектабельную деятельность — патриотическое воспитание молодежи, например, или духовное окормление юношества.
Удобно это еще и тем, что, в случае если секрет выплывет наружу, всегда можно сказать, что тебя оклеветали враги духовности и патриотизма.
Сегодня - 96-я годовщина события, которое в СССР называли "Великой октябрьской социалистической революцией". О нем пишут... Впрочем, непосредственно о нем пишут немного. Чаще Октябрьская годовщина - повод для разговора не о прошлом, а о настоящем и будущем.
Конечно, не утихают и старые идеологические споры. Митя Алешковский разоблачает "дедушку Ленина":
именно Ленин виноват в том, как мы живем сейчас, и нынешний политический режим, во многом, походит на режим ленинский. Многие последствия деятельности вождя мирового пролетариата мы до сих пор испытываем на себе, и, конечно, одно из главных таких последствий — это бесчеловечность, которой пропитано все вокруг. Это бесчеловечный государственный аппарат, чиновники, функционеры, учреждения, законы, для которых, как и для чиновников лениских, человек это лишь единица в отчетности, а мертвый он или живой, это лишь дополнительный статус от которого зависит в какой формуляр ставить плюсик.
Для Ленина человеческая жизнь не имела вообще никакой ценности, и если достоверность приписываемой Владимиру Ильичу фразы “пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции” мы подтвердить уже не сможем, то дела говорят за него лучше слов. Именно Ленин стал человеком, который впервые изобрел и применил массовый террор как метод борьбы с идеологическими врагами. Так много осуждаемые сегодня Сталин и Гитлер будут использовать массовые репрессии лишь десятилетиями позже.
Доказывает свои утверждения Алешковский цитатами из Ленина. Его рассуждения построены как полемика с твитом:
Такого же мнения придерживается, например, автор "Свободной прессы" Андрей Иванов:
В отсталой стране, разрушенной участием в Первой мировой войне, где совсем недавно было отменено крепостное право, были провозглашены права и свободы, которых не было в развитых странах. Среди них всеобщее избирательное право для трудящихся, свобода совести, равенство полов. Помимо этого были объявлены права, которых больше не было вообще нигде в мире: право на труд, право на отдых, право на образование и медицинскую помощь.
Сергей Митрохин считает, что эти свободы дала уже Февральская революция и воинственно полемизирует с... Александром Вертинским. Будь воля лидера "Яблока", он потопил бы большевистский мятеж в крови:
Когда демократически избранная власть посылает своих солдат подавлять мятеж узурпаторов, рука у нее дрожать не должна.
Да если бы и дрогнула, юнкера и часть офицеров, по-моему, встали бы под ружье и без ее приказа.
Так что песня Вертинского – скорее оскорбление «этих мальчиков», чем дань их памяти.
Вертинский отражает настроения обывателя, которые, вместо того, чтобы дать отпор захватчикам своего города, готовы безропотно подчиниться их грубой силе. Сопротивляться – «зло и ненужно». А что нужно? Думать о своей шкуре?
Именно эти обывательские настроения, а не легитимная московская власть, пославшая в бой юнкеров, стали главной причиной поражения антибольшевистских сил.
А Павел Пряников считает, что Ленин был слишком большим европейцем:
В преддверии 7 ноября. Считаю главной ошибкой Ленина его севрхъевропеизацию в дикой, отсталой стране. Тут я на стороне меньшевиков с их идеей постепенной буржуазизации страны, роста числа пролетариата и просто просвещения страны. В общем, такая социал-демократия германского разлива.
Сталин - это контрреволюция, которая поставила всё на свои места: победа деревни над городом (точнее, на тот момент посада, так как сталинисты ненавидели и боялись русскую деревню, и сделали всё возможное для её уничтожения).
Так посад нами и правит с тех пор.
На сайте того же Пряникова "Русская планета" - исследование на тему "Ленин и германские деньги". Мол, не брал Ленин германских денег.
Подделка была шита белыми нитками, но тем не менее за нее ухватились конкуренты большевиков по социалистическому движению (эсеры и меньшевики), а позже белые и контрреволюционеры всех мастей. Более того, «документы» о финансировании большевиков немцами и сегодня принимаются всерьез частью политизированных россиян, официальным агитпропом (от телепроповедников до поп-историков) и даже высшим чиновничеством. «Русская планета» решила напомнить, как появилась эта фальсификация.
Из прошлого - в настоящее:
Всех с праздником, и буржуев особенно!
Философский реквием Ольги Серебряной - не столько по революции, сколько по мысли, породившей ее, и по самой памяти о ней:
в скором времени отменят и саму Октябрьскую революцию, объединив ее вместе с Февральской в Великую российскую. История длиной в почти столетье закончится, по мысли организаторов всех этих историографических преобразований, поднявшейся с колен Великой Россией во главе с бессменным президентом. Это будет, пожалуй, первая в мировой истории революция, во славу которой ничего, кроме школьного учебника, никогда не напишут. <...>
Пожалуй, самое захватывающее в Октябрьской революции — то, что она началась с философской мысли, решившейся на самоубийство. С мысли, которая захотела перестать быть самой собой и стать действием. К 1937 году революционной мысли уже не хватило на то, чтобы выслушать прокофьевскую кантату. К нынешнему времени ей не под силу даже поддерживать память о собственном прошлом.
С другой стороны, рассуждения о том, что какая-то новая революция грядет неизбежно - почти общее место.
Эдуард Лимонов:
96 лет тому назад произошла в Петрограде Великая Октябрьская Социалистическая Революция.
Годы не сумели заставить потускнеть эту дату. <...>
Зародившись в 1993 году, движение национал-большевиков (нацболов)предлагало порушить стенки между двумя близкими идеологиями четвёртого сословия.
Мы и сейчас предлагаем это.
Да здравствует Великая Революция 1917-го ! Да будет Новая Великая Революция четвёртого сословия!Народная революция!
Валерий Федотов убежден, что Кремль "готовится к гражданской войне". По его мнению, в руководстве страны уверены, в частности, что
<...> в ближайшем будущем страну ждут новые суровые потрясения, вызванные ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры. Единственное, о чем мы имеем право задумываться сегодня всерьез, — это о том, как выжить России в грядущий суперкризис. Все прочие дискуссии — либеральная демагогия и враждебные попытки "замылить" главный вопрос. <...> Выживание России потребует чрезвычайных мер, крайне жестких решений в духе Сталина в 30-е годы прошлого века. <...> Легитимность власти определяется ее правом и возможностью стрелять в своих. Сложившиеся чрезвычайные обстоятельства требуют буквальной реализации этого тезиса. В ближайшее время власти придется стрелять в своих много и постоянно, а всякий истинный патриот обязан требовать от нее этих расстрелов. <...> Так как существующие экономическая и политическая системы нежизнеспособны, Россию в любом случае ожидает революция. Либо это будет революция сверху, которая спасет страну, либо революция снизу, которая ее убьет. <...> Революция сверху, которую планирует власть, приведет Россию и ее народ к новой исторической Победе, аналогичной победе во Второй мировой войне.
Федотов резюмирует: Кремль открыто готовится к гражданской войне, подводит под нее идеологический базис.
В эту же сторону неумолимо движется и оппозиция.
Как бы нам все же свернуть с этого "фронтового" пути к диалогу и взаимным уступкам?
О предчувствии пишет и Александр Морозов:
да, люди хотят убивать друг друга. но никак не могут развязать большую войну, которая бы сделала допустимым массовое насилие. потому они пока травят собак. и организуют какие-то кружки и клубы как бы на тему "здорового образа жизни", но на деле - это кружки по подготовке к массовому насилию.
А что же будет после гипотетической новой революции? Дмитрий Ольшанский уверен - ничего хорошего:
Следует помнить о том, что Россия - это такая страна, где всегда побеждает самое жесткое, самое узкое решение. Страна, где в каком-то смысле постоянно побеждает секта, а не "народный фронт". <...> Вот и сейчас, казалось бы, есть простое, ясное и гуманное представление о том, что такое русская нация и русская культура. То представление, в логике которого Иосиф Бродский и Борис Пастернак - это русские поэты, а Шолом-Алейхем и Абай - почтенные культурные герои иных миров, иных наций. Но нет. Я уверен, что снова победит секта - и Бродского с Пастернаком, объявив "жидами", попытаются выгнать из русской культуры, заменив исключительно Шолоховым и Рубцовым.
И наконец - сегодня день рождения двух революционеров. Льва Троцкого:
и Надежды Толоконниковой:
Наталия Геворкян на Colta.ru обратилась к либеральной интеллигенции в жанре открытого письма с призывом "отстать" от Навального и смириться с тем, что он, - такой, какой он есть.
У многих интеллектуалов есть проблема с Алексеем Навальным. Это их проблема, а не Навального.<...>
Алексей, уверена, не кривил душой и разделял лозунг «Хватит кормить Кавказ». И не кривит душой, что поддерживает «Русский марш» как идею и мероприятие. Он не врет, не шифруется и не пытается быть тем, кем не является. Это ровно тот же Алексей Навальный, на которого сделала ставку значительная часть либеральной интеллигенции.<...>
Откуда же такое разочарование в нем? Навальный не сделал ничего такого, чего не делал раньше. Он не мог обмануть ожидания, потому что его взгляды хорошо известны.<...>Либеральной интеллигенции очень хотелось верить, что они нашли своего лидера. А это лидер, но не их. И в их заблуждении Навальный точно не виноват. Уверена, он сохранит своих поклонников и в этой среде, которые как-то договорятся с собой и совместят любовь к борцу с коррупцией и человеку мужественному перед лицом репрессивного государства с его умеренным национализмом.<...>Той же части интеллигенции, для которой национализм неприемлем, придется формировать свою повестку дня и выдвигать своего лидера.
Последняя фраза, пожалуй, ключевая - решительно размежеваться с Навальным можно, но кто возьмет на себя политическое представительство интересов либеральной интеллигенции?
Станислав Белковский считает, что нынешние критики, подобно блудному сыну, вернутся к Навальному в конце концов:
Коллективная атака на Навального, скорее, рождает к нему новую симпатию. Импресарио Грин из того же фильма «Убийства на улице Данте» сформулировал это так: если в наше время трое гонятся за одним, наверное, этот один — неплохой человек.
И покусанный за правду Навальный мне нравится куда больше зацелованного. Стигматы, как правило, выглядят эротичнее засосов.
Я не исключаю, что в близком будущем А.А. будет амнистирован своими фанатами-гонителями. Которым нужна, в силу их рабского мышления, доктрина безальтернативности. Альтернативу же быстро найти не удастся.
Или — развернется бешеный поиск такого же точно Навального, только с другими паспортными данными.
Альтернатива действительно неочевидна. На голоса либералов явно претендует Михаил Прохоров, который активно использует оппозиционную риторику. Последний его пост - о "захвате" силовиками власти в регионах:За последний год в политическом устройстве регионов четко обрисовалась тенденция к "приватизации" власти силовиками. Происходит это чаще там, где назначенцы федерального центра - слабые губернаторы. В таких субъектах "работу" с сильными политическими оппонентами с подачи губернаторов берут на себя силовики. А потом из-за слабости государства на местах, "заказчики" (губернаторы) сами оказываются не у дел.
Однако над Прохоровым висит тень возможного "договорного матча" с Кремлем. Не намного лучше дела и у "Яблока" - но, по крайней мере, эта партия последовательна в противостоянии национализму, что подтвердили и прошедшие в Петербурге дебаты "яблочника" Александра Кобринского с лидером "Демвыбора" Владимиром Миловым.
Кобринский: Выдворять мигрантов силой – экономически проигрышно. Мы выдворяем тысячи из миллиона. Вводить визы со странами Средней Азии – то же самое. Между визой и разрешением на работу нет особой разницы. У нас визовый режим с Вьетнамом и Китаем. Посмотрите, сколько в Москве нелегалов из этих стран! Китайцы не знают не то что русского, они не знают официального языка своей страны, общаются на диалекте. Виноват тот, кто завозит их сюда, виновата наша власть.
Милов же категоричен:
Нельзя беспомощно, как пингвины в Антарктике, смотреть, как сюда приезжают какие-то люди и ходят здесь. Мы должны решать, как приезжие нам нужны, а какие не нужны.
Проблематике "уменьшительного национализма" (то есть, стремления русских отгородиться от Востока, который олицетворяют мигранты) посвящена статья Александра Баунова на Slon.ru. Баунов утверждает, что, как ни парадоксально, "уменьшительный национализм" - это свойство "ордынского", а отнюдь не западного, европейского мышления:
«Русский марш» адресован носителям одной единственной черты сознания – родоплеменного взгляда на мир. Это когда свой всегда правее, лучше, ближе, милее чужого. Но русский человек не считает во всякую пору ближе, правее и милее другого русского человека. Он, наоборот, просит у туроператора поселить его там, где нет других русских. <...> Можно считать это слабостью, можно – силой, но русский человек давно вырос из родоплеменного сознания. И «Русский марш», такой, какой он есть, будет всегда обращен к еще не выросшим, к инфантильным русским. Именно потому на нем всегда столько детей.
<...>
В мире есть добро и есть зло: как отличить, где граница? Рефлексирующее, рациональное сознание уже на ранних этапах, при переходе от мифа к философии, отвечает: это сложный вопрос, границы не всегда сразу заметны, не всегда точны, вот вам этика – Никомахова, стоическая, эпикурейская, такая, сякая.
Мифологическое родоплеменное сознание отвечает иначе. В мире есть добро и зло, как отличить? Ясно как: свои – добро, чужие – зло. Если свой совершает зло, мы этого не замечаем. Если невозможно не заметить, значит, своего подставили чужие.
<...>
И вот русские националисты предлагают ответить на чужое, древнее, родоплеменное мышление возрождением такого же русского. Возвращением на племенную стадию. Превратить большой исторический народ в маленькую доисторическую народность.<...> Борясь с «диким Востоком», ходовой русский национализм заимствует главную черту этого дикого Востока, от которой и сам-то постепенно Восток уходит: родоплеменное мышление.
Навальный все еще собирает подписи под своей инициативой о визовом режиме:
Но, в общем, очевидно, что дискуссия о "визах" - это такой субститут споров о том, о чем скоро, кажется, официально нельзя будет говорить - о взаимоотношениях Северного Кавказа и "остальной России".
Неожиданно спор о том, должен ли в Москве стоять памятник Расулу Гамзатову, возник в Фейсбуке у Дмитрия Ольшанского:
Шел я сейчас по Яузскому бульвару и вдруг вижу - какой-то новый памятник стоит. Раньше его здесь не было.
Подхожу ближе - написано "Расул Гамзатов".
Ну и... знаете, все эти разговоры о нелегальной миграции, визах, том, сем - это все хорошо, да.
Но, честно говоря, в 2013 году я уже не понимаю, почему на Яузском бульваре в Москве надо ставить памятник Расулу Гамзатову.
Есть Дагестан. Пусть в Дагестане ему будут памятники, дом-музей, собрание сочинений. И пусть к нему там не зарастает народная, как мы помним, тропа. Там.
А в Москве не хочется этого всего уже видеть - и не каких-то даже "строителей и работников ЖКХ", нет, но и памятников почтенным, всеми уважаемым классикам Казахстана, Дагестана, Азербайджана уже видеть не хочется.
Комментарии:
Руслан Батукаев Автору строк "Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей"... надо ставить памятники, тем более в столице России, обязательно надо!
Anatole Kopeikin Автор слов про журавлей - Наум Гребнев.
А не Гамзатов.
У него были какие-то "аисты" и невнятица, а Н. Гребнев написал самостоятельное произведение.
Я лично у него про это спрашивал (у Н. Гребнева).
Sergey Garkavi Лучше памятники чужим поэтам, чем своим палачам. И да, пусть будут памятники чужим поэтам, художникам. В нормальных странах это принято, пусть будет и в нашей.
Хотя как раз Гамзатов известен в России как автор текста одной из лучших русских песен о войне (здесь не будем спорить, на самом ли деле он написал этот текст).
Витя Бревис Гамзатов на Яузе в 2013 году смешон, но не потому, что нерусский, а потому, что уж слишком советский.
Mihail Dzyubenko Если бы Дагестан создавал империю с участием русских, тогда там и ставили бы памятники деревенщикам. А поскольку в реальности Москва хочет удержать Кавказ, то памятники Гамзатову, Кулиеву и проч. в столице закономерны. Это нормально.
Олег Кашин пишет без обиняков:
К очередной эмоциональной дискуссии: памятник Расулу Гамзатову нехорош прежде всего тем, что это памятник видному деятелю народа, с которым сейчас связана значительная доля межнациональной напряженности в России - этот памятник буквально, как сказал бы один мой добрый друг, надпись "Даги сила" на лысине призывника из Свердловской области. Вот этим он нехорош.
А так Расул Гамзатов - ну такой неинтересный советский номенклатурщик. Хотите поставить памятник песне "Журавли" - изваяйте журавлиный клин. И кстати, в Москве есть памятник Бернесу?
Egor Petrov По-моему, этот памятник какой-никакой а инструмент интеграции, довольно великодушный и заботливый пример ассимиляции - помним, уважаем, пускаем на пьедестал. Вот так кажется и выстраивается какое-то общее культурное поле. Увидеть же тут отсыл к дагестанской дедовщине, ну это уже совсем нужно упороться по национализму.
Речь идет вот об этой истории, рассказанной другим московским муниципальным депутатом - Владимиром Гарначуком:
Есть в Москве замечательный орган- Департамент Территориальных Органов Власти ( ДТОИВ).<...>
ДТОИВ не просто бесполезен, он вреден городу в его нынешнем виде.<...>
Вместо нормальной работы по структурированию и созданию механизмов контроля общества и его представителей над теми кто
Чем активнее депутат,чем более острые вопросы он задает - тем большее раздражение вызывает он у этой структуры.
Не верите? Давайте посмотрим. Что интересует ДТОИВ в депутатах.
Вот что мне прислали :
(следует скриншот письма, подписанного, как из него следует, чиновницей из префектуры Западного округа Еленой Лямовой):
Уважаемые коллеги! После получения прошу удалить данное письмо из почты. Для предоставления в ДТОИВ прошу заполнить прилагаемую форму по тем же депутатам и оперативно <...> направить мне на этот адрес.
Пишет Гарначук:
Некто Лямова рассылает такие письма по ЗАО, точно такие же письма пошли по всем округам столицы, где ДТОИВ требует предоставить компромат на депутатов, а также узнать структуру активов и слабые места. Это подтвердят и другие депутаты.
Самое интересное в приложении к письму, которое перепечатывает и Алексей Навальный. Из него следует, что чиновники интересуются информацией об оппозиционных муниципальных депутатах. Нужны им данные о
наличии бизнеса (дополнительных источниках дохода), членах семьи и их доходах, связях, контактах, "с кем из оппозиции состоят в активной переписке". И наконец пункт 13 - "компромат".
Глава ДТОИВ Вячеслав Шуленин в интервью "Коммерсанту" назвал письмо "провокацией", но при этом пообещал "разобраться в ситуации":
Мы и так со всеми депутатами общаемся, знаем их, а префектура своих депутатов знает еще лучше.
Московские депутаты возмущены возможной слежкой, а в Кемерове слежка за оппозиционером уже дала результаты. Пишет Аркадий Бабченко:
В Кемерово задержан журналист и блогер Стас Калиниченко.
Сегодня, 06.11.13, около 14:00 при выходе из дома, Стаса схватили трое мужчин в штатском, среди которых следователь УФСБ Картуков Д.Н., грубо запихали в автомобиль госномер У042ХЕ. Родственники Стаса по факту незаконного задержания сообщили в полицию, однако, узнав о принадлежности автомобиля, полицейские никаких мер предпринимать не стали.
Калиниченко доставили в ИВС по адресу пр-т Химиков, д. 3а, где он и находится до сих пор. <...>
Стас Калиниченко известен своими репортажами о протестных акциях 2011-2012 в г. Кемерово.
Подробности у Дмитрия Шипилова:
Сегодня в Кемерове задержан и помещен в изолятор временного содержания журналист и блогер Стас Калиниченко. Информации крайне мало, правоохранительные органы не предоставляют ее даже родственникам, но очевидно по крайней мере следующее. 11 июля в квартире, которую снимает Стас, был проведен обыск в рамках уголовного дела по 280-й статье УК РФ — Калиниченко проверяли на причастность к распространению в интернете информации экстремисткого содержания; я писал об этом летом — http://newkuzbass.ru/blogs/post/v-spiskah-ne-znachitsja.
То есть это первый в современной России эпизод уголовного преследования за ретвит.
<...>
Да, листовка «Брось ходить на митинги и начинай действовать!», которой загажен весь интернет, и в распространении которой власти обвиняют Калиниченко, до сих пор не числится в Федеральном списке экстремистских материалов, составляемом Минюстом, и что, разумеется, характеризует качество уголовного дела и компетентность кузбасских следователей от ФСБ более чем полностью.
При этом листовку ретвитнули не менее 90 человек, в том числе и известный оппозиционер Геннадий Гудков.
С момента задержания Калиниченко прошли уже сутки, пока нет информации о том, какое обвинение ему предъявлено и о мере пресечения.
Продолжение нескольких сегодняшних сюжетов:
за священника Грозовского вступился сам Виталий Милонов.
«Я готов оплатить ему услуги адвоката, юристов. У каждого человека должна быть защита. И я уверен, что не один я хочу помочь отцу Глебу», – заявил Милонов в интервью «Интерфаксу».
Депутат также отметил, что «вызывает большие сомнения, когда трое из пяти человек (родителей детей, которые якобы подверглись насилию со стороны священника – прим. ред.) говорят о том, что на них оказывалось давление». «Лично у меня возникают огромные сомнения в этих показаниях. Как человек и депутат, я готов сделать все, чтобы выяснить истину», – подчеркнул Милонов.
Комментарий журналиста Антона Пепеляева на сайте "Православие и мир":
К сожалению, в нашем государстве был бы человек, а дело найдется. Мы, друзья отца Глеба, самоорганизовались в группу его защиты. Мы курируем взаимодействия защиты отца Глеба со СМИ, оказываем моральную поддержку семье, участвуем в составлении жалоб и апелляций. Нас десять активистов, в том числе и чада отца Глеба.
Прихожане храма Иоанна Воина в деревне Верево тоже убеждены в невиновности отца Глеба, считают, что его оклеветали. Они соборно молятся о том, чтобы правда как можно скорее восторжествовала, и отец Глеб вернулся в штат епархии и к настоятельству.
И обсуждение в Фейсбуке у Анны Даниловой:
Xenia Loutchenko понимаешь, уязвимость этой позиции в том, что нет никаких доказательств и фактов, одни эмоции и личные отношения... А факт санкции на арест - это весомо. Я не знаю, что тут делать.
Aksana Pisarik Хорошо уже то,что есть люди ,которые готовы помочь о.Глебу.Одним словом-он не один в беде.Спасибо Анне и всем кто не равнодушен
И тут тоже ищут политический подтекст:
Yana Brazhnikova Поп очевидно невиновен - ну разве что в любви к гламурам, но не к юным дурам. Почитайте хоть его ВКонтакте чтоб понять - не педофил. И в аргументации неточен, наивен вобщем-то. Но! Тысячу раз прав ув. о. Иннокентий - кви продест? Думаю это часть общей тенденции "отыграть до панк-молебна" образ Церкви и вернуть его в лоно невинных дискуссий между "верующими и неверующими" вместо противостояния между протестным православием и спортивными адептами патриарших скреп. ( Где Кураев уже и потоптался босиком вместе с Ксюшами Собчак и второй - не помню). О. Глеб идеальный герой правмира - спортивный/активный, алфеевец+"гражданская позиция". Сейчас даже бело ленточный Фейсбук впишется за этого отца, и Церковь снова срастется половинками.
Более-менее скептический комментарий в ФБ Дмитрия Свердлова, где тоже дискуссия:
Basil Lourié доказательная база: вот здесь, если верить следствию, она необыкновенно большая, т.е. если эти данные верны хотя бы на 60%, то нет сомнения в вине священника. но есть проблема с тем, что некоторые наши менты любят врать, когда дело идет о преувеличении собственных заслуг, и я ничего не знаю о тех ментах, которые занимаются этим делом. но и тут общее соображение: в ГСУ СПб. люди, в принципе, более серьезные, и до сих пор они, в отличие от других некоторых служб питерского МВД, в погоне за дешевыми эффектами не замечены.
Владимир Маркин в онлайн-интервью на Газете.ру заявил, что Следственный комитет - не "политически ангажированное" ведомство.
Почему же тогда СК расследовал дело Навального?
Маркин: Навальный, как и другие адвокаты, как и депутаты, как и прокуроры, как и следователи, являются спецсубъектами. И в отношении них применяется особый порядок производства по уголовным делам. Только поэтому уголовное дело в отношении Навального расследовал Следственный комитет. Только поэтому, и ни по каким другим причинам.
О "Болотном деле" очень коротко:
то, что массовые беспорядки были, вы, наверное, не будете отрицать, вы все это видели. И сотрудники полиции действовали строго в рамках закона.
И еще одна пара вопрос-ответ:
—Многие спрашивают, почему развалилось "игорное дело" и почему все сидельцы в итоге вышли из-под ареста? // Газета.Ru
—Вы знаете, я сейчас не хотел бы это комментировать.
Прокомментировал Маркин и дело Greenpeace, и дело Васильевой.
Эдуард Лимонов не упустил случая "оттоптаться" на Навальном. Получилось, впрочем, скорее в защиту Навального:
В том, что ультралибералы рано или поздно сожрут своего Навального, я нимало не сомневался.
Вот они его и жрут. Приступили.<...>
«болотные» вожди терпели Навального даже дольше, чем Каспаров вытерпел Касьянова, с декабря 2011-го по ноябрь 2013-го, чуть ли не вдвое больше. Им хотелось, но терпели, как в туалет люди хотят, аж извиваются и притопывают на месте, но терпят.Но тут прорвало.
Появился предлог, чтобы ненависть, и ревность, и зависть, и чувство соперничества вырвались наружу. <...>
То есть они жрут уже Навального, так же как сожрали своих предыдущих Идолов, начиная с Сахарова. Техника внутривидового пожирания у ультралибералов не изменилась.
Так же сожрали капитана Кука. Вначале один дикарь бросил острый камень в капитана. И все дикари увидели, что он не Бог, что кровоточит. А то, что кровоточит, можно съесть.
А бывший соратник Лимонова, ныне сторонник Навального Роман Попков рассказывает на Colta.ru про "стиль, кураж и философию нацболов". По его мнению, нынешние молодые активисты протестного движения - прямые наследники НБП 1990-х-начала 2000-х.
Мы через эпатаж, через художественный жест несли новую искренность. Сейчас художеств и эстетики в политике и так предостаточно, одна Толокно чего стоит. Хорошего, острого политического акционизма — много. Искренних и талантливых людей в политике, в протестном движении — много. Больше, чем в наше время. <...> Тысячи волонтеров устроили самую креативную избирательную кампанию в новейшей истории России. Сегодня у НБП тысячи лиц.
Кто-то отмечает 7 ноября:
А кто-то обсуждает его последствия - например, коллективизацию и голод начала 1930-х годов. Алексей Рощин:
Ведь на самом деле суть "голодомора" в СССР совершенно прозрачна. Одни тут говорят о "ненависти москалей к украинскому народу", другие - "о ненависти коммунистов к русскому народу", то есть объясняют всё какими-то эмоциями.
А ведь страшная суть событий в том и заключается, что тут не было вообще никаких эмоций. Была логика роботов, как в антиутопиях: что будет, если власть над человеческим обществом захватят бездушные машины.
Был голый расчет. <...> четко видно, что урожайность зерновых на Украине и вообще в СССР довольно монотонно снижалась с 1927 года. И причина была всем непредвзятым людям абсолютно ясна: дело было не в погоде и не в "происках врагов", а в том, что крестьяне НЕ ХОТЕЛИ работать в колхозах "за палочки". <...>
И тогда Соввласть провела настоящую ВОЕННУЮ операцию. У крестьян - я уверен в этом - ПОКАЗАТЕЛЬНО изъяли почти весь хлеб, КАК ЕСЛИ БЫ урожай был на уровне 1927 года. Тем самым дли понять крестьянам - мол, не вырастили МНОГО хлеба? А ведь можете, проказники, мы же знаем! Что ж - "нас не колышет". У нас "бумажка", в бумажке написаны ЦИФРЫ. 350 млн. пудов - значит, 350 млн. пудов. Ах, у вас ничего не останется? Ничего, БУДЕТЕ ЗНАТЬ в следующий раз. <...>
Цель была ясна: крестьянство хотели СЛОМАТЬ. И сломали. Окончательно. Роботы победили людей. Был ли это геноцид? Наверно, да - причем в самом прямом смысле: уничтожение ЧЕЛОВЕКА.
А вот другой взгляд:
Said Gafurov
"Моя бабушка - малограмотная сирота - батрачила на кулаков, от которых в 12 лет вместе с сестрой сбежала в Москву. До конца жизни она плакала, вспоминая ту жизнь. И я точно знаю, что большевики, ссылая в тайгу озверевшее кулачье, сделали для страны великое дело.
А мой отец, когда я лет в 14, как и положено незрелым юнцам, стал фрондером, критикующим (так же незрело) то, что мне казалось дуростью в политике КПСС, посмотрел на меня и сказал: "Тебе не стоит забывать, что только благодаря Советской власти лично ты - внук конюха и сын академика".
И наконец - доклад центра "Сова" о Русском марше:
Участники марша прошли по улице Перерва, скандируя расистские и нецензурные лозунги:
<...> «Е… Кавказ, е..!», «Русским – русская Москва, отменить 282», <...> «Русский – это тот, кто не курит и не пьет», «Россиянин круглый год на квартире водку жрет, русских нужно много нам, на хрен быдло-россиян», «Умрем за Русь, а не за пьянство», «Не кури, не бухай, хачей убивай», «Зига-зага!» <...> Самый "креативный" лозунг был на плакате некоего объединения "Россия и Польша": «Правительство – в лагеря Польши».