«Фрэнк Синатра терпеть не мог одиночества. Один на один с самим собой он был полон тревог и даже – страхов. В одиночестве он просто не был этим самым самим собой… И он знал, что если он не был самим собой, все одиночки мира будут еще более одинокими, потерянными, без маяка, без путеводной звезды…».
Билл Зехм «То, как ты носишь шляпу: Фрэнк Синатра – потерянное искусство жить»; Harper & Collins, 97 год.
Вот вы и опять в планетарном клубе «Времени Джаза». И в гостях у Фрэнка Синатры, ибо сегодня его день – он родился 98 лет назад. Синатра на «Свободе» - на коротких волнах, LIVE или же в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. Ваш гид по «утерянному искусству жить» - Дмитрий Савицкий. Приблизительный адрес: Франция, Париж.
1. Frank Sinatra - Learnin' The Blues – 4:25 (Frank Sinatra & Count Basie – Universal)
«За столиками не осталось ни души.
Помост для танцев – пуст.
Ты в десятый раз запускаешь в автомате
одну и ту же песню про любовь –
это одна из разгадок происходящего:
это твой первый урок блюза, тоски и печали…»
«Learnin' The Blues» Долорес Вики Силверс. Фрэнк Синатра - вокал, Каунт Бейси - фортепьяно и оркестр Бейси. 62 год.
Иногда спрашиваешь себя: Синатра – порождение городских баллад, которые он пел? Или же Синатра больше, чем его авторы Кан и Ван Хьюсен, Джонстон и Бёрке, Стайн и Портер и десяток других, включая аранжировщиков и дирижеров оркестров, которые все работали на Фрэнка, на его стиль, под Синатру, под его image?
«Сигареты, которые ты куришь одну за другой,
Не помогут тебе забыть её, забыть, как ты её любишь.
Ты всего лишь продолжаешь жечь факел,
который ты не в силах выпустить из рук!
Что ж, ты на верном пути
Этого первого урока блюза: тоски и печали…»
«Синатра излучал мысленные образы и неразбавленные чистые чувства, - писал еще один биограф крунера, Уилд Фридволд, - в то время как остальные певцы в лучшем случае работали с мелодией и словами. Казалось, он отправлял в глубокий транс слушателей без помощи композиторов, аранжировщиков и музыкантов. Он был настолько уверен в своих отношениях с аудиторией, что он часто рассказывал публике обо всех, кто участвовал в создании песни. Но в итоге это не имело никакого значения: неважно, кто процарапал ноты на бумаге, кто написал слова, потому что лишь он сам, он один был способен придать всему этому смысл…»
А теперь, осторожно, если ваши дедушки и бабушки беззаботно слушают этот выпуск «Времени Джаза», будьте поближе к ним… Вот с чего всё началось. Не для Америки, а для всех, кто жил в Союзе Нерушимых:
2. Frank Sinatra - Strangers In The Night – 2:25 (Frank Sinatra - Strangers In The Night – Reprise)
«Strangers In The Night», буквально «Незнакомцы в ночи». Музыка немецкого композитора Берта Кептферта; слова Чарлза Синглтона и Эдди Снайдера.
Музыка была написана в 66 году для фильма Роналда Нима «А человека могут убить…». В том же году песню записал Синатра, и она стала мировым хитом. Я помню, как лихорадило Москву от того, что два незнакомца, он и она, переглядываются в ночи, еще не зная, решатся ли они сказать первые слова и приведет ли это к тому, что ночь станет сводницей…
В данном случае «Голубым глазам» аккомпанировал оркестр Нелсона Ридла. Одноимённый альбом Синатры стал его первой платиновой пластинкой. Он разошелся тиражом в миллион экземпляров. До этой цифры не добирался даже духовный отец Фрэнка – Бинг Кросби.
На самом деле Фрэнк начал петь в восемь лет: его ставили на стойку бара и он пел всё, что успел к тому времени выучить. Он не читал с листа, никогда не научился нотной грамоте, но он всему научился сам и всё знал – на слух.
Его отец был боксером, но работал пожарником. Мать была партийной активисткой и занималась нелегальными абортами на дому, за что попадала в кутузку. В 14 лет Фрэнк стал этим самым «поющим официантом» именно там, в Инглвуде Клифс, где рос Руди ван Гельдер.
Хвала небесам, ваш отполированный годами «Океан» все еще выуживает их эфира короткие волны Свободы! Вы можете слушать нас так же через спутники HotBird и AsiaSat-3, но, что стабильнее, с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
3. Frank Sinatra - I'm Gonna Sit Right Down and Write Myself a Letter – 2:26 (Frank Sinatra & Count Basie – Universal)
«I'm Gonna Sit Right Down and Write Myself a Letter», «Сяду-ка я и напишу сам себе письмо, как будто оно пришло от тебя… Слова этого письма будут такие нежные, что просто собьют меня с ног! ….» Песня-стандарт Фредерика Эмиля Элерта, музыка; слова Джо Янга. Оркестр Каунта Бейси и «Голубые Глаза», он же «Голос»… Нью-Йорк, 64 год.
«Артист должен создать личный космос, цветущий мир, продолжающий традиции и насыщающий человеческое понимание и уровень сознания до нового предела, уровня новой мудрости, красоты и нового опыта. Именно на этом пути идея, насыщенная убеждениями и необходимостью, создаст его собственный стиль и необыкновенную структуру, способную воплотить его намеренья».
Американский композитор – Лион Кёрчнер.
4. Frank Sinatra - I'm A Fool To Want You – 4:51 (Frank Sinatra - Where Are You – Capitol)
«I'm A Fool To Want You», «Как я глуп, что хочу, чтобы ты была моей, как я глуп жаждать тебя, хотеть любви, которая не может быть правдой, любви, которая не только для меня…» Песня, написанная Синатрой, Фрэнком Вульфом и Джаком Херроном. Запись сделана весной 57 года в Голливуде, Калифорния. Оркестр Гордона Дженкинса.
А теперь сравним?
5. Billie Holiday - I'm A Fool To Want You – 3:25 (Billie Holiday - Lady in Satin – Columbia)
Поздняя Билли Холидей, февраль 58 года. Поздняя для нее самой. Голос уже не тот, но зато есть скрипки, о которых она так мечтала. Все та же песня-стандарт «I'm A Fool To Want You». Оркестр Рея Эллиса.
Синатра и Холидей были одногодками – 15 года рождения, Билли – на несколько месяцев старше. Но если Билли Холидей джазовая певица, певица городского романса, который она превращала в блюз, был ли Синатра джазовым певцом?
Этот вопрос всплывал часто - джазовый ли певец Фрэнки? Ответ более чем простой: по-настоящему Синатра начинал не как «поющий официант» в ресторане (через это прошла и Билли), а у Харри Джеймса, а затем у Томми Дорси. Оркестры эти были лидирующими свинговыми оркестрами, а юный Фрэнк был звездой-солистом. Синатра был солистом оркестра Каунта Бейси (с этого мы и начали сегодня); он пел и у Бенни Гудмена, и у Дюка Эллингтона. А затем именно он прикончил большие танцевальные оркестры свинга. Об этом позже. Но себя он не заносил, в какую либо определенную категорию. Критики писали – крунер популярной музыки, поп-музыки. Он не умещался в это понятие.
Вы слушаете в подкасте или LIVE еженедельное «Время Джаза», сегодня целиком посвященное Фрэнку Синатре, который родился 12 декабря 1915 года. Вы можете слушать нас на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
6 Frank Sinatra - One for My Baby – 6:04 (Frank Sinatra – Duets -Capitol)
«One for My Baby», «Налей-ка в честь моей крошки, (с которой я расстался), и еще одну – мне на посошок…» Музыка Харольда Арлена, слова Джонни Мерсера. Оркестр Нелсона Ридла; саксофон Тома Скотта. Дата записи неизвестна.
Прежде, чем ответить на вопрос, был ли Синатра джазовым певцом, я должен сказать, что он был первым американским вокалистом, спровоцировавшим феномен, о котором мы до сих пор думаем, что его породили Битлз.
Ключевое слово здесь «bobby-soxers». Так называли юных модниц, обычно из состоятельных семей, которые носили расклешенные юбки ярких цветов, раскручивающиеся и закручивающиеся при каждом резком повороте. Эти девицы (от 15 до 25 лет), школьницы и студентки носили так же толстые в обтяжку носки, которые они скручивали вниз до лодыжки. В спортзалах школ, где они обычно танцевали на паркетном полу, запрещалось носить обувь. Отсюда и определение этих девиц в модной форме «poodle skirts», широкие взлетающие юбки, и «bobby socks» - обнажающие ноги до лодыжки, носки. Они были первыми фанами эпохи свинга начала сороковых. Фрэнк Синатра был их первым идолом. Идолом подростков – teen idol. Вот, пожалуй, и весь словарь этих кричащих, визжащих, вопящих толп юных поклонниц Фрэнки. С чего все началось?
7. Frank Sinatra – Yesterdays – 3:45 (Frank Sinatra - Sinatra and Strings – Reprise)
«Yesterdays», «Вчера» - напомню, что эта песня-стандарт Джерома Кёрна и Отто Харбака имеет в виду «вчера» во множественном числе:
«Вчера – дни, которые были для меня
Счастливыми и - без посторонних.
Золотыми днями, ушедшими днями
Сумасшедшей любви…»
«Синатра со струнами». Если его кумир Бинг Кросби позволял себе шесть струнных, Фрэнки использовал минимум двенадцать. 20 ноября 67 года, Голливуд, Лос-Анджелес. Оркестр Дона Коста.
Всё началось для Синатры в тот момент, когда он ушел от Томми Дорси, вернулся в Нью-Джерси и выступал иногда по уикендам в местных театрах. 12 декабря 42 года в день его рождения ему позвонил Боб Уайтмэн, хозяин нью-йоркского «Парамаунта» и спросил:
- Фрэнк, ты занят 31 декабря? Я имею в виду днем? Ну и следующие две недели?
Как позже рассказывал Фрэнк писателю Сиднею Зайону: - Я просто рухнул на пол.
- Я хочу, - сказал Боб Уайтмэн, чтобы ты открыл представление. Аккомпанировать будет Бенни Гудмэн.
Тридцать первого утром, с лицом обмороженным страхом, Фрэнки поднялся на сцену. Его спас Бенни Гудмэн, который был потрясен новшеством – еще никогда ему не приходилось начинать выступление с какого-то певца! Он вообще не знал, кто такой Синатра.
Но это было лишь началом. Как только на сцене появился Фрэнки и вступил оркестр Гудмэна, bobby-soxers закатили такую истерику, что самого оркестра не было слышно вообще. Гудмэн был ошарашен. Но его музыканты, которые давали шесть дневных концертов, были дико рады этому развлечению.
В последующие две недели очередь bobby-soxers перед «Парамаунтом» превратилась в гигантскую толпу, застопорившую все движение. Таймс Сквер стал самым большим неподвижным паркингом Нью-Йорка. Газеты выходили с заголовками – «Феномен столетия: певец страны №1!»
И «Даунбит», и «Метроном», и «Variety» кланялись никому неизвестному крунеру.
Танцевальные оркестры свинга были прикончены. Отныне им был нужен талантливый вокалист. Но их было меньше, чем пальцев на одной руке…
8. Bill Evans – Yesterdays – 3:48 (Bill Evans - Further Conversations With Myself – Verve)
«Вчера», Билл Эванс, рояль, в диалоге с самим собой: техника игры с уже записанным первым соло, техника наложения – overdubbing. 9 августа 67 года, Вебстер Холл, Нью-Йорк.
«Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и LIVE или в подкасте на нашем сайте www.svoboda.org . «Время Джаза» - это история американской музыки и ее герои: известные всему миру или же известные лишь крутым фанатикам джаза. Ведущий радио шоу – Дмитрий Савицкий.
Был ли все таки Синатра джазовым певцом? Билли Мэй, дирижер оркестра, с которым Синатра работал весьма часто с 40-х и до 80-х, считал Фрэнка джазовым певцом. Он говорил: «Если определение джазового певца имеет в виду вокалиста, чей подход к песне точно такой же как у инструменталистов, то есть если он верен нотам и тексту мелодии, но способен импровизировать, причем по-разному при каждом новом исполнении, он джазовый певец. А Фрэнк – именно такой.
Тромбонист Милт Бёрнхарт уточнял: - Если вы спросите Синатру, считает ли он себя джазовым певцом, он ответит весьма просто:
- Эй, ты о чем? Я – певец…»
9. Frank Sinatra & Barbara Streisand - I've Got a Crush On You – 3:24 (Frank Sinatra – Duets – Columbia)
«I've Got a Crush On You»…. В общем-то, это «Сильно влюбиться», но на самом деле это непереводимое выражение обозначает катастрофу, конец всего на свете, «ты меня убила» и так далее. Дуэт «Голубых глаз» с великой Басей Стрейзанд. Она же – Барбара. Оркестр Нелсона Ридла. Диск «Дуэты» вышел первым изданием в ноябре 93 года.
Конечно, я могу сделать еще три дюжины передач о Синатре: про его джентльменский мачизмо, про его манеру одеваться, носить шляпу, про его набор английских лавандовых одеколонов «Ярдли», про его персональный погреб виски Jack Daniel…
Фрэнк вопил, когда ему вместо клаб-соды наливали воду: Что это? Я хочу пить, а не мыться! От воды люди ржавеют,- добавлял он. И еще: - У меня дома даже из душа бьет клаб-сода – никакой воды!
А личные способы Синатры опохмеляться? Это же Шекспир!
Отдельная история – его четыре жены и четыреста или больше любовниц. Страшное дело: Казанова застрелился бы из арбалета!
Добавим его виллы и его квартиры, в которых он прятался от жён и любовниц. Можно добавить и его попытки заниматься политикой, его связи с мафией, его отношения с радугой, то есть с различными цветами. К примеру, он обожал оранжевый. Его личный самолет был обит внутри оранжевым бархатом.
Но нам пора приземляться. Финишная прямая надвигается…
Frank Sinatra - Days Of Wine And Roses – 2:16 (Frank Sinatra - Days Of Wine And Roses – Reprise)
«Days Of Wine And Roses», «Дни Вина и Роз и…тебя…» музыка Хэнри Манчини, слова Джонни Мэрсэра. Премированный Академией LP Фрэнки того же названия, что и песня.
Любой знаток Синатры, а их толпы, скажет вам, что расстаться с ним (хотя бы лишь до Сочельника) можно лишь на одной песне. А так как среди наших слушателей на этом сумасшедшем шарике тьма фанов Синатры, они уже догадались и начинают насвистывать мелодию раньше оркестра:
Frank Sinatra - My Way – 4:35 (Frank Sinatra - My Way – Concord)
«My Way», «По своему…, я все делал в этой жизни по-своему…» - личный гимн Синатры на музыку французского певца и композитора Клода Франсуа и на слова Пола Анка. Оркестр Дона Коста, Голливуд 68 год.
Вот и всё на сегодня! Я тоже did it my way – и ни одной песни больше в этот выпуск «Времени Джаза» не втиснуть! Звукорежиссер сегодняшнего «Времени Синатры» - Илья Бобчинецкий; автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. До следующей недели, чао, бай-бай!
Билл Зехм «То, как ты носишь шляпу: Фрэнк Синатра – потерянное искусство жить»; Harper & Collins, 97 год.
Вот вы и опять в планетарном клубе «Времени Джаза». И в гостях у Фрэнка Синатры, ибо сегодня его день – он родился 98 лет назад. Синатра на «Свободе» - на коротких волнах, LIVE или же в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. Ваш гид по «утерянному искусству жить» - Дмитрий Савицкий. Приблизительный адрес: Франция, Париж.
1. Frank Sinatra - Learnin' The Blues – 4:25 (Frank Sinatra & Count Basie – Universal)
«За столиками не осталось ни души.
Помост для танцев – пуст.
Ты в десятый раз запускаешь в автомате
одну и ту же песню про любовь –
это одна из разгадок происходящего:
это твой первый урок блюза, тоски и печали…»
«Learnin' The Blues» Долорес Вики Силверс. Фрэнк Синатра - вокал, Каунт Бейси - фортепьяно и оркестр Бейси. 62 год.
Иногда спрашиваешь себя: Синатра – порождение городских баллад, которые он пел? Или же Синатра больше, чем его авторы Кан и Ван Хьюсен, Джонстон и Бёрке, Стайн и Портер и десяток других, включая аранжировщиков и дирижеров оркестров, которые все работали на Фрэнка, на его стиль, под Синатру, под его image?
«Сигареты, которые ты куришь одну за другой,
Не помогут тебе забыть её, забыть, как ты её любишь.
Ты всего лишь продолжаешь жечь факел,
который ты не в силах выпустить из рук!
Что ж, ты на верном пути
Этого первого урока блюза: тоски и печали…»
«Синатра излучал мысленные образы и неразбавленные чистые чувства, - писал еще один биограф крунера, Уилд Фридволд, - в то время как остальные певцы в лучшем случае работали с мелодией и словами. Казалось, он отправлял в глубокий транс слушателей без помощи композиторов, аранжировщиков и музыкантов. Он был настолько уверен в своих отношениях с аудиторией, что он часто рассказывал публике обо всех, кто участвовал в создании песни. Но в итоге это не имело никакого значения: неважно, кто процарапал ноты на бумаге, кто написал слова, потому что лишь он сам, он один был способен придать всему этому смысл…»
А теперь, осторожно, если ваши дедушки и бабушки беззаботно слушают этот выпуск «Времени Джаза», будьте поближе к ним… Вот с чего всё началось. Не для Америки, а для всех, кто жил в Союзе Нерушимых:
2. Frank Sinatra - Strangers In The Night – 2:25 (Frank Sinatra - Strangers In The Night – Reprise)
«Strangers In The Night», буквально «Незнакомцы в ночи». Музыка немецкого композитора Берта Кептферта; слова Чарлза Синглтона и Эдди Снайдера.
Музыка была написана в 66 году для фильма Роналда Нима «А человека могут убить…». В том же году песню записал Синатра, и она стала мировым хитом. Я помню, как лихорадило Москву от того, что два незнакомца, он и она, переглядываются в ночи, еще не зная, решатся ли они сказать первые слова и приведет ли это к тому, что ночь станет сводницей…
В данном случае «Голубым глазам» аккомпанировал оркестр Нелсона Ридла. Одноимённый альбом Синатры стал его первой платиновой пластинкой. Он разошелся тиражом в миллион экземпляров. До этой цифры не добирался даже духовный отец Фрэнка – Бинг Кросби.
На самом деле Фрэнк начал петь в восемь лет: его ставили на стойку бара и он пел всё, что успел к тому времени выучить. Он не читал с листа, никогда не научился нотной грамоте, но он всему научился сам и всё знал – на слух.
Его отец был боксером, но работал пожарником. Мать была партийной активисткой и занималась нелегальными абортами на дому, за что попадала в кутузку. В 14 лет Фрэнк стал этим самым «поющим официантом» именно там, в Инглвуде Клифс, где рос Руди ван Гельдер.
Хвала небесам, ваш отполированный годами «Океан» все еще выуживает их эфира короткие волны Свободы! Вы можете слушать нас так же через спутники HotBird и AsiaSat-3, но, что стабильнее, с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
3. Frank Sinatra - I'm Gonna Sit Right Down and Write Myself a Letter – 2:26 (Frank Sinatra & Count Basie – Universal)
«I'm Gonna Sit Right Down and Write Myself a Letter», «Сяду-ка я и напишу сам себе письмо, как будто оно пришло от тебя… Слова этого письма будут такие нежные, что просто собьют меня с ног! ….» Песня-стандарт Фредерика Эмиля Элерта, музыка; слова Джо Янга. Оркестр Каунта Бейси и «Голубые Глаза», он же «Голос»… Нью-Йорк, 64 год.
«Артист должен создать личный космос, цветущий мир, продолжающий традиции и насыщающий человеческое понимание и уровень сознания до нового предела, уровня новой мудрости, красоты и нового опыта. Именно на этом пути идея, насыщенная убеждениями и необходимостью, создаст его собственный стиль и необыкновенную структуру, способную воплотить его намеренья».
Американский композитор – Лион Кёрчнер.
4. Frank Sinatra - I'm A Fool To Want You – 4:51 (Frank Sinatra - Where Are You – Capitol)
«I'm A Fool To Want You», «Как я глуп, что хочу, чтобы ты была моей, как я глуп жаждать тебя, хотеть любви, которая не может быть правдой, любви, которая не только для меня…» Песня, написанная Синатрой, Фрэнком Вульфом и Джаком Херроном. Запись сделана весной 57 года в Голливуде, Калифорния. Оркестр Гордона Дженкинса.
А теперь сравним?
5. Billie Holiday - I'm A Fool To Want You – 3:25 (Billie Holiday - Lady in Satin – Columbia)
Поздняя Билли Холидей, февраль 58 года. Поздняя для нее самой. Голос уже не тот, но зато есть скрипки, о которых она так мечтала. Все та же песня-стандарт «I'm A Fool To Want You». Оркестр Рея Эллиса.
Синатра и Холидей были одногодками – 15 года рождения, Билли – на несколько месяцев старше. Но если Билли Холидей джазовая певица, певица городского романса, который она превращала в блюз, был ли Синатра джазовым певцом?
Этот вопрос всплывал часто - джазовый ли певец Фрэнки? Ответ более чем простой: по-настоящему Синатра начинал не как «поющий официант» в ресторане (через это прошла и Билли), а у Харри Джеймса, а затем у Томми Дорси. Оркестры эти были лидирующими свинговыми оркестрами, а юный Фрэнк был звездой-солистом. Синатра был солистом оркестра Каунта Бейси (с этого мы и начали сегодня); он пел и у Бенни Гудмена, и у Дюка Эллингтона. А затем именно он прикончил большие танцевальные оркестры свинга. Об этом позже. Но себя он не заносил, в какую либо определенную категорию. Критики писали – крунер популярной музыки, поп-музыки. Он не умещался в это понятие.
Вы слушаете в подкасте или LIVE еженедельное «Время Джаза», сегодня целиком посвященное Фрэнку Синатре, который родился 12 декабря 1915 года. Вы можете слушать нас на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
6 Frank Sinatra - One for My Baby – 6:04 (Frank Sinatra – Duets -Capitol)
«One for My Baby», «Налей-ка в честь моей крошки, (с которой я расстался), и еще одну – мне на посошок…» Музыка Харольда Арлена, слова Джонни Мерсера. Оркестр Нелсона Ридла; саксофон Тома Скотта. Дата записи неизвестна.
Прежде, чем ответить на вопрос, был ли Синатра джазовым певцом, я должен сказать, что он был первым американским вокалистом, спровоцировавшим феномен, о котором мы до сих пор думаем, что его породили Битлз.
Ключевое слово здесь «bobby-soxers». Так называли юных модниц, обычно из состоятельных семей, которые носили расклешенные юбки ярких цветов, раскручивающиеся и закручивающиеся при каждом резком повороте. Эти девицы (от 15 до 25 лет), школьницы и студентки носили так же толстые в обтяжку носки, которые они скручивали вниз до лодыжки. В спортзалах школ, где они обычно танцевали на паркетном полу, запрещалось носить обувь. Отсюда и определение этих девиц в модной форме «poodle skirts», широкие взлетающие юбки, и «bobby socks» - обнажающие ноги до лодыжки, носки. Они были первыми фанами эпохи свинга начала сороковых. Фрэнк Синатра был их первым идолом. Идолом подростков – teen idol. Вот, пожалуй, и весь словарь этих кричащих, визжащих, вопящих толп юных поклонниц Фрэнки. С чего все началось?
7. Frank Sinatra – Yesterdays – 3:45 (Frank Sinatra - Sinatra and Strings – Reprise)
«Yesterdays», «Вчера» - напомню, что эта песня-стандарт Джерома Кёрна и Отто Харбака имеет в виду «вчера» во множественном числе:
«Вчера – дни, которые были для меня
Счастливыми и - без посторонних.
Золотыми днями, ушедшими днями
Сумасшедшей любви…»
«Синатра со струнами». Если его кумир Бинг Кросби позволял себе шесть струнных, Фрэнки использовал минимум двенадцать. 20 ноября 67 года, Голливуд, Лос-Анджелес. Оркестр Дона Коста.
Всё началось для Синатры в тот момент, когда он ушел от Томми Дорси, вернулся в Нью-Джерси и выступал иногда по уикендам в местных театрах. 12 декабря 42 года в день его рождения ему позвонил Боб Уайтмэн, хозяин нью-йоркского «Парамаунта» и спросил:
- Фрэнк, ты занят 31 декабря? Я имею в виду днем? Ну и следующие две недели?
Как позже рассказывал Фрэнк писателю Сиднею Зайону: - Я просто рухнул на пол.
- Я хочу, - сказал Боб Уайтмэн, чтобы ты открыл представление. Аккомпанировать будет Бенни Гудмэн.
Тридцать первого утром, с лицом обмороженным страхом, Фрэнки поднялся на сцену. Его спас Бенни Гудмэн, который был потрясен новшеством – еще никогда ему не приходилось начинать выступление с какого-то певца! Он вообще не знал, кто такой Синатра.
Но это было лишь началом. Как только на сцене появился Фрэнки и вступил оркестр Гудмэна, bobby-soxers закатили такую истерику, что самого оркестра не было слышно вообще. Гудмэн был ошарашен. Но его музыканты, которые давали шесть дневных концертов, были дико рады этому развлечению.
В последующие две недели очередь bobby-soxers перед «Парамаунтом» превратилась в гигантскую толпу, застопорившую все движение. Таймс Сквер стал самым большим неподвижным паркингом Нью-Йорка. Газеты выходили с заголовками – «Феномен столетия: певец страны №1!»
И «Даунбит», и «Метроном», и «Variety» кланялись никому неизвестному крунеру.
Танцевальные оркестры свинга были прикончены. Отныне им был нужен талантливый вокалист. Но их было меньше, чем пальцев на одной руке…
8. Bill Evans – Yesterdays – 3:48 (Bill Evans - Further Conversations With Myself – Verve)
«Вчера», Билл Эванс, рояль, в диалоге с самим собой: техника игры с уже записанным первым соло, техника наложения – overdubbing. 9 августа 67 года, Вебстер Холл, Нью-Йорк.
«Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и LIVE или в подкасте на нашем сайте www.svoboda.org . «Время Джаза» - это история американской музыки и ее герои: известные всему миру или же известные лишь крутым фанатикам джаза. Ведущий радио шоу – Дмитрий Савицкий.
Был ли все таки Синатра джазовым певцом? Билли Мэй, дирижер оркестра, с которым Синатра работал весьма часто с 40-х и до 80-х, считал Фрэнка джазовым певцом. Он говорил: «Если определение джазового певца имеет в виду вокалиста, чей подход к песне точно такой же как у инструменталистов, то есть если он верен нотам и тексту мелодии, но способен импровизировать, причем по-разному при каждом новом исполнении, он джазовый певец. А Фрэнк – именно такой.
Тромбонист Милт Бёрнхарт уточнял: - Если вы спросите Синатру, считает ли он себя джазовым певцом, он ответит весьма просто:
- Эй, ты о чем? Я – певец…»
9. Frank Sinatra & Barbara Streisand - I've Got a Crush On You – 3:24 (Frank Sinatra – Duets – Columbia)
«I've Got a Crush On You»…. В общем-то, это «Сильно влюбиться», но на самом деле это непереводимое выражение обозначает катастрофу, конец всего на свете, «ты меня убила» и так далее. Дуэт «Голубых глаз» с великой Басей Стрейзанд. Она же – Барбара. Оркестр Нелсона Ридла. Диск «Дуэты» вышел первым изданием в ноябре 93 года.
Конечно, я могу сделать еще три дюжины передач о Синатре: про его джентльменский мачизмо, про его манеру одеваться, носить шляпу, про его набор английских лавандовых одеколонов «Ярдли», про его персональный погреб виски Jack Daniel…
Фрэнк вопил, когда ему вместо клаб-соды наливали воду: Что это? Я хочу пить, а не мыться! От воды люди ржавеют,- добавлял он. И еще: - У меня дома даже из душа бьет клаб-сода – никакой воды!
А личные способы Синатры опохмеляться? Это же Шекспир!
Отдельная история – его четыре жены и четыреста или больше любовниц. Страшное дело: Казанова застрелился бы из арбалета!
Добавим его виллы и его квартиры, в которых он прятался от жён и любовниц. Можно добавить и его попытки заниматься политикой, его связи с мафией, его отношения с радугой, то есть с различными цветами. К примеру, он обожал оранжевый. Его личный самолет был обит внутри оранжевым бархатом.
Но нам пора приземляться. Финишная прямая надвигается…
Frank Sinatra - Days Of Wine And Roses – 2:16 (Frank Sinatra - Days Of Wine And Roses – Reprise)
«Days Of Wine And Roses», «Дни Вина и Роз и…тебя…» музыка Хэнри Манчини, слова Джонни Мэрсэра. Премированный Академией LP Фрэнки того же названия, что и песня.
Любой знаток Синатры, а их толпы, скажет вам, что расстаться с ним (хотя бы лишь до Сочельника) можно лишь на одной песне. А так как среди наших слушателей на этом сумасшедшем шарике тьма фанов Синатры, они уже догадались и начинают насвистывать мелодию раньше оркестра:
Frank Sinatra - My Way – 4:35 (Frank Sinatra - My Way – Concord)
«My Way», «По своему…, я все делал в этой жизни по-своему…» - личный гимн Синатры на музыку французского певца и композитора Клода Франсуа и на слова Пола Анка. Оркестр Дона Коста, Голливуд 68 год.
Вот и всё на сегодня! Я тоже did it my way – и ни одной песни больше в этот выпуск «Времени Джаза» не втиснуть! Звукорежиссер сегодняшнего «Времени Синатры» - Илья Бобчинецкий; автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. До следующей недели, чао, бай-бай!