Негодование вместо гордости от причастности к празднику Олимпиады испытала певица Земфира, а также советский композитор Евгений Дога. Главная обида – не спросили позволения у самих авторов. Есть и творческие претензии.
У Земфиры авторы шоу позаимствовали фрагмент одной из самых известных ее песен "Хочешь", точнее, это был ремикс dj Руденко. Певица сразу после трансляции церемонии опубликовала на своем сайте краткое возмущенное заявление: "Первый канал проигнорировал все возможные договоренности и использовал мой трек без согласия. Это прямое нарушение авторских прав. Это беспредел".
Евгений Дога услышал свой вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь" и остался недоволен. Вот, что он написал в Фейсбуке: ”Рад, что мою музыку после Олимпиады-80 опять включили в программу открытия олимпиады СОЧИ-2014. Но как так можно выхолостить эту музыку не знаю кем при живом авторе!? Я даже не был оповещён, что будет кто-то "обрабатывать" меня. Зачем? И даже на запись не был приглашён".
Заявление Земфиры с ее официального сайта быстро убрали. Заочная полемика с продюсером церемонии открытия Олимпиады и бывшим продюсером группы "Земфира" Константином Эрнстом свелась к тому, что он напомнил исполнительнице о ее неисполненных обязательствах и пригрозил встречным иском, если дело дойдет до суда. Но в суд Земфира идти не собиралась, СМИ все сами додумали – об этом после говорил другой известный рок-музыкант Юрий Шевчук. Официальные представители исполнительницы добавили, что на самом деле она вовсе не возражала против использования своих хитов на Олимпиаде, но была против их "переработки". Почти как Евгений Дога.
В связи с этим вновь всплыло обсуждение того, что Земфира сама хотела выступить на открытии Олимпиады в Сочи, о чем заявляла несколько месяцев назад. Может, поэтому и вспылила при диджейской версии своей песни c названием "Хочешь"?
Существуют две очевидные версии, почему Земфиру не пустили дальше закрытия Универсиады в Казани. Одна – Константин Эрнст не пустил. Другая первой не противоречит, но возлагает ответственность на саму певицу – об этом рассказал сам Константин Эрнст: "Альбом неплохой. Но для Олимпийских игр пишут специально".
О том, что Олимпиада требует особого отношения, а Земфира в своих претензиях была озабочена отнюдь не творческими вопросами, решил высказаться в открытом письме депутат Госдумы от ЛДПР Вячеслав Нилов: "Убежден, в данном случае нужно не демонстрировать недовольство и озабоченность, а, наоборот, радоваться. Фрагмент Вашего произведения был использован в саундтреке к такой потрясающей церемонии! Это действительно был шедевр, симбиоз креатива и красоты, за которым стоит многодневная тяжелая работа тысяч людей… Ситуация напоминает недавний инцидент с "чемоданом" Louis Vuitton на Красной площади: сначала разрешили установить, наделали шуму, запретили, убрали, а представители бренда потом всех поблагодарили, справедливо указав, что им сэкономили миллионы долларов на рекламе".
Может ли артист заработать на Олимпиаде каким-либо из вышеперечисленных способов? Ту часть вопроса, которая касается авторского вознаграждения, российское законодательство (Гражданский Кодекс РФ, глава 70, статья 1277) описывает так: "Свободное публичное исполнение музыкального произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии".
Одно дело – сама церемония на стадионе в Сочи, но относится ли эта норма закона к прямым трансляциям и тиражированию видеозаписей церемонии открытия Олимпиады? Радио Свобода обратилось за комментарием к юристу Андрею Миронову:
– На мой взгляд, заявления музыкантов о нарушении их авторских прав – это непростая история. С одной стороны, закон предусматривает право использования музыкальных произведений, их фрагментов во время проведения официальных церемоний. И церемония открытия Олимпийских игр, в общем, является такой официальной церемонией. Потому что она организована государством, и на ней присутствуют государственные лица, и сам по себе формат церемонии позволяет отнести ее к официальной церемонии. С другой стороны, любой вещатель, который распространяет такие видеозаписи или прямую трансляцию церемонии, наверняка, имеет заключенный договор с кем-либо из коллективных управляющих и в России, и везде в мире. А потому, естественно, сообщает о тех произведениях, которые были использованы и за которые были выплачены определенные компенсации. Поэтому, скорее всего, вопрос обращения музыкантов к руководству Первого канала с обвинениями в нарушении должен решаться в другой плоскости – в сфере взаимоотношений артистов, музыкантов, авторов с коллективными управляющими по авторским правам. В России это Российское авторское общество, которое представляет интересы всех авторов, как РАО само заявляет. Кроме того, в России это, например, Всероссийская организация интеллектуальной собственности. В Германии это GEMA, в Великобритании PRS, подобные организации есть во Франции, в США.
В РАО отказали Радио Свобода в комментарии, сославшись на занятость компетентных в этом вопросе специалистов. Поэтому не известно, какие взаимоотношения у этой организации с авторами, чьи произведения были использованы для музыкального оформления официальной церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, и готово ли РАО представлять интересы Земфиры и Евгения Доги в отношениях с Первым каналом.
У Земфиры авторы шоу позаимствовали фрагмент одной из самых известных ее песен "Хочешь", точнее, это был ремикс dj Руденко. Певица сразу после трансляции церемонии опубликовала на своем сайте краткое возмущенное заявление: "Первый канал проигнорировал все возможные договоренности и использовал мой трек без согласия. Это прямое нарушение авторских прав. Это беспредел".
Как так можно выхолостить эту музыку не знаю кем при живом авторе
Евгений Дога услышал свой вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь" и остался недоволен. Вот, что он написал в Фейсбуке: ”Рад, что мою музыку после Олимпиады-80 опять включили в программу открытия олимпиады СОЧИ-2014. Но как так можно выхолостить эту музыку не знаю кем при живом авторе!? Я даже не был оповещён, что будет кто-то "обрабатывать" меня. Зачем? И даже на запись не был приглашён".
Заявление Земфиры с ее официального сайта быстро убрали. Заочная полемика с продюсером церемонии открытия Олимпиады и бывшим продюсером группы "Земфира" Константином Эрнстом свелась к тому, что он напомнил исполнительнице о ее неисполненных обязательствах и пригрозил встречным иском, если дело дойдет до суда. Но в суд Земфира идти не собиралась, СМИ все сами додумали – об этом после говорил другой известный рок-музыкант Юрий Шевчук. Официальные представители исполнительницы добавили, что на самом деле она вовсе не возражала против использования своих хитов на Олимпиаде, но была против их "переработки". Почти как Евгений Дога.
В связи с этим вновь всплыло обсуждение того, что Земфира сама хотела выступить на открытии Олимпиады в Сочи, о чем заявляла несколько месяцев назад. Может, поэтому и вспылила при диджейской версии своей песни c названием "Хочешь"?
Существуют две очевидные версии, почему Земфиру не пустили дальше закрытия Универсиады в Казани. Одна – Константин Эрнст не пустил. Другая первой не противоречит, но возлагает ответственность на саму певицу – об этом рассказал сам Константин Эрнст: "Альбом неплохой. Но для Олимпийских игр пишут специально".
О том, что Олимпиада требует особого отношения, а Земфира в своих претензиях была озабочена отнюдь не творческими вопросами, решил высказаться в открытом письме депутат Госдумы от ЛДПР Вячеслав Нилов: "Убежден, в данном случае нужно не демонстрировать недовольство и озабоченность, а, наоборот, радоваться. Фрагмент Вашего произведения был использован в саундтреке к такой потрясающей церемонии! Это действительно был шедевр, симбиоз креатива и красоты, за которым стоит многодневная тяжелая работа тысяч людей… Ситуация напоминает недавний инцидент с "чемоданом" Louis Vuitton на Красной площади: сначала разрешили установить, наделали шуму, запретили, убрали, а представители бренда потом всех поблагодарили, справедливо указав, что им сэкономили миллионы долларов на рекламе".
Свободное публичное исполнение музыкального произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии
Может ли артист заработать на Олимпиаде каким-либо из вышеперечисленных способов? Ту часть вопроса, которая касается авторского вознаграждения, российское законодательство (Гражданский Кодекс РФ, глава 70, статья 1277) описывает так: "Свободное публичное исполнение музыкального произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии".
Одно дело – сама церемония на стадионе в Сочи, но относится ли эта норма закона к прямым трансляциям и тиражированию видеозаписей церемонии открытия Олимпиады? Радио Свобода обратилось за комментарием к юристу Андрею Миронову:
Церемония открытия Олимпийских игр, в общем, является такой официальной церемонией
– На мой взгляд, заявления музыкантов о нарушении их авторских прав – это непростая история. С одной стороны, закон предусматривает право использования музыкальных произведений, их фрагментов во время проведения официальных церемоний. И церемония открытия Олимпийских игр, в общем, является такой официальной церемонией. Потому что она организована государством, и на ней присутствуют государственные лица, и сам по себе формат церемонии позволяет отнести ее к официальной церемонии. С другой стороны, любой вещатель, который распространяет такие видеозаписи или прямую трансляцию церемонии, наверняка, имеет заключенный договор с кем-либо из коллективных управляющих и в России, и везде в мире. А потому, естественно, сообщает о тех произведениях, которые были использованы и за которые были выплачены определенные компенсации. Поэтому, скорее всего, вопрос обращения музыкантов к руководству Первого канала с обвинениями в нарушении должен решаться в другой плоскости – в сфере взаимоотношений артистов, музыкантов, авторов с коллективными управляющими по авторским правам. В России это Российское авторское общество, которое представляет интересы всех авторов, как РАО само заявляет. Кроме того, в России это, например, Всероссийская организация интеллектуальной собственности. В Германии это GEMA, в Великобритании PRS, подобные организации есть во Франции, в США.
В РАО отказали Радио Свобода в комментарии, сославшись на занятость компетентных в этом вопросе специалистов. Поэтому не известно, какие взаимоотношения у этой организации с авторами, чьи произведения были использованы для музыкального оформления официальной церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, и готово ли РАО представлять интересы Земфиры и Евгения Доги в отношениях с Первым каналом.